Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Подготовка к ГИА. Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Тема урока: Архимедова сила

Подготовка к ГИА. Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Тема урока: Архимедова сила

Подготовка к ГИА. Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Тема урока: Архимедова сила

Цель урока: Повторить закон Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА.

Образовательная: организация активной деятельности учащихся, основанной на применении знаний об архимедовой силе, при выполнении заданий формата ГИА в соответствии с кодификатором.

Развивающая: развитие навыков самоконтроля, самостоятельности в приобретении знаний при решении физических задач.

Воспитательная: воспитывать умения работать в группе, адекватно оценивать свои знания, воспитывать потребность и значимость приобретения новых знаний для дальнейшего саморазвития.

Прогнозируемый результат: знать в полном объёме теоретический материал по данной теме, уметь классифицировать полученные знания в единую систему, осознанно применять полученные знания на практике.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учительская презентация PowerPoint, видео фильм. Штатив, ведёрком Архимеда, стакан отливной. Комплект лабораторного оборудования №2 (динамометр с пределом измерения 4 Н, стакан с водой, цилиндр №1 стальной, цилиндр № 2 латунный, весы ученические с разновесами) – на каждый ученический стол.

Конспект урока

1 этап урока: мотивация учащихся

– метод самодиагностики

(обучение анализу своих индивидуальных возможностей)

– метод самопрогнозирования

(построение перспектив своего дальнейшего обучения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель представляет для визуального восприятия на слайде №1 информацию о структуре контрольно-измерительных материалов новой формы государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по физике в виде таблицы. Напоминает о дифференцированном отборе учащихся в профильный физико-математический классы и предлагает учащимся, проанализировав информацию, ответить на вопросы:

– Включение заданий какой части в работу позволяет осуществить дифференциацию при отборе в физико-математический класс?

– Какие типы заданий содержит часть 3?

Учащиеся, уже имеющие на тот момент представление о структуре работы, обращают внимание еще раз на части работы, число заданий, тип заданий, уровень сложности, максимальный первичный балл, что способствует повышению стрессоустойчивости учащихся при подготовке к экзамену.

Рассказывают о том, что части 3 задания 24,26 и 27– высокого уровня. Экспериментальное задание задания(№24), расчетные задачи (№26-27), качественная задача (№25).

2 этап урока: актуализация опорных знаний

– метод проблемного обучения

– наглядный метод

– метод взаимоконтроля

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка домашнее задания:

1. Демострация видео фрагмента «Закон Архимеда».

2. Демострпция опытов, иллюстрирующих действие архимедовой силы, закон Архимеда.

3. Устный контроль знаний, организуя работу учащихся в парах, используя презентацию PowerPoint в заданном временном режиме показа слайдов по теме: «Архимедова сила». Навигация слайдов позволяет провести его наглядно и оперативно.

1 вариант.

1. Запишите формулу для архимедовой силы.

2. Запишите условия плавания тел.

3. В стакане с водой плавает кусок льда. Как будет меняться уровень воды в сосуде по мере таянья льда?

4. Металлический брусок погрузили в воду один раз полностью. Второй раз – наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих случаях?

2 вариант.

1. Запишите формулу гидростатического давлення.

2. Запишите формулу определяющую силу давления на дно сосуда.

3. Вы опускаете палец в стакан с водой (стакан заполнен доверху), не касаясь дна стакана. Изменяется ли при этом сила давления воды на дно?

4. Чему равна архимедова сила, если тело

плотно прижато ко дну?

Учитель совместно с учащимися проверяет правильные ответы. При этом происходит ликвидация пробелов в знаниях.

Учащиеся в парах отвечают устно на вопросы, появляющиеся на слайдах: для лучшего восприятия информации вопросы разных вариантов выделены разным цветом. При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

3 этап урока: комплексное применение знаний

– метод практического занятия

– метод дифференцированного подхода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель развивает класс на группы по 2 человека, формируя их по уровню обученности с учетом личного выбора учащихся. Знакомит с требованиями к структуре отчета в бланке ответов экспериментального задания № 24 части 3 ГИА

Задание № 1

Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № 1или 2 соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Учащиеся каждой группы выполняют экспериментальное задание.

Обсуждение полученных результатов.

4 этап урока: физкультминутка: блиц -опрос

– метод самореабилитации (смена видов деятельности)

– метод самоконтроля

– метод педагогической поддержки здоровья

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель проводит блиц – опрос по вопросам слайда №7.

В зависимости от эмоционального климата в классе он предлагает учащимся выбрать их действия при ответах «да» или «нет» ( встать ,поднять руку, и т. д. )

Изменится ли архимедова сила, если:

1. изменить глубину погружения

2. изменить плотность тела

3. уменьшить объем тела

4. вращать тело на определенной глубине

5. перенести тело в жидкость с большей плотностью

Учащиеся выбирают свои действия при ответах «да» или «нет»:

вставать – садиться;

поднимать правую руку – поднимать левую руку и т. д.

Ученики участвуют в блиц – опросе, извлекая информацию из графического объекта, анализируют её, переводят в словесную форму и выражают действием.

Затем осуществляют самоконтроль уровня усвоения данного учебного материала, заполняя лист оценки ЗУН: строка «самоконтроль»

5 этап урока: комплексное применение знаний

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

– метод практического занятия

– метод дифференцированного подхода

6 этап урока: рефлексия

– метод коллективного анализа деятельности

– метод рефлексии

– интерактивный метод

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мобилизует учащихся на рефлексию их деятельности. ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана:

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• было трудно…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• теперь я могу…

• я почувствовал, что…

• я научился…

• у меня получилось …

• я смог…

• я попробую…

• меня удивило…

• урок дал мне для жизни…

я приобрел

Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения способы для их преодоления, затем анализируя свою деятельность, они поднимают руки, выбирая наиболее трудный этап выполнения экспериментальных «задач роста»

Н. П. Гусева, МОУ СОШ №41, г. Саратов

Метки: Физика