Подготовка к ГИА. Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Тема урока: Архимедова сила
Подготовка к ГИА. Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Тема урока: Архимедова сила
Цель урока: Повторить закон Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА.
Образовательная: организация активной деятельности учащихся, основанной на применении знаний об архимедовой силе, при выполнении заданий формата ГИА в соответствии с кодификатором.
Развивающая: развитие навыков самоконтроля, самостоятельности в приобретении знаний при решении физических задач.
Воспитательная: воспитывать умения работать в группе, адекватно оценивать свои знания, воспитывать потребность и значимость приобретения новых знаний для дальнейшего саморазвития.
Прогнозируемый результат: знать в полном объёме теоретический материал по данной теме, уметь классифицировать полученные знания в единую систему, осознанно применять полученные знания на практике.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учительская презентация PowerPoint, видео фильм. Штатив, ведёрком Архимеда, стакан отливной. Комплект лабораторного оборудования №2 (динамометр с пределом измерения 4 Н, стакан с водой, цилиндр №1 стальной, цилиндр № 2 латунный, весы ученические с разновесами) – на каждый ученический стол.
Конспект урока
1 этап урока: мотивация учащихся
– метод самодиагностики
(обучение анализу своих индивидуальных возможностей)
– метод самопрогнозирования
(построение перспектив своего дальнейшего обучения)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель представляет для визуального восприятия на слайде №1 информацию о структуре контрольно-измерительных материалов новой формы государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по физике в виде таблицы. Напоминает о дифференцированном отборе учащихся в профильный физико-математический классы и предлагает учащимся, проанализировав информацию, ответить на вопросы: – Включение заданий какой части в работу позволяет осуществить дифференциацию при отборе в физико-математический класс? – Какие типы заданий содержит часть 3?
|
Учащиеся, уже имеющие на тот момент представление о структуре работы, обращают внимание еще раз на части работы, число заданий, тип заданий, уровень сложности, максимальный первичный балл, что способствует повышению стрессоустойчивости учащихся при подготовке к экзамену. Рассказывают о том, что части 3 задания 24,26 и 27– высокого уровня. Экспериментальное задание задания(№24), расчетные задачи (№26-27), качественная задача (№25).
|
2 этап урока: актуализация опорных знаний
– метод проблемного обучения
– наглядный метод
– метод взаимоконтроля
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проверка домашнее задания: 1. Демострация видео фрагмента «Закон Архимеда». 2. Демострпция опытов, иллюстрирующих действие архимедовой силы, закон Архимеда. 3. Устный контроль знаний, организуя работу учащихся в парах, используя презентацию PowerPoint в заданном временном режиме показа слайдов по теме: «Архимедова сила». Навигация слайдов позволяет провести его наглядно и оперативно. 1 вариант. 1. Запишите формулу для архимедовой силы. 2. Запишите условия плавания тел. 3. В стакане с водой плавает кусок льда. Как будет меняться уровень воды в сосуде по мере таянья льда? 4. Металлический брусок погрузили в воду один раз полностью. Второй раз – наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих случаях? 2 вариант. 1. Запишите формулу гидростатического давлення. 2. Запишите формулу определяющую силу давления на дно сосуда. 3. Вы опускаете палец в стакан с водой (стакан заполнен доверху), не касаясь дна стакана. Изменяется ли при этом сила давления воды на дно? 4. Чему равна архимедова сила, если тело плотно прижато ко дну? Учитель совместно с учащимися проверяет правильные ответы. При этом происходит ликвидация пробелов в знаниях. |
Учащиеся в парах отвечают устно на вопросы, появляющиеся на слайдах: для лучшего восприятия информации вопросы разных вариантов выделены разным цветом. При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
|
3 этап урока: комплексное применение знаний
– метод практического занятия
– метод дифференцированного подхода
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель развивает класс на группы по 2 человека, формируя их по уровню обученности с учетом личного выбора учащихся. Знакомит с требованиями к структуре отчета в бланке ответов экспериментального задания № 24 части 3 ГИА Задание № 1 Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № 1или 2 соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. |
Учащиеся каждой группы выполняют экспериментальное задание. Обсуждение полученных результатов. |
4 этап урока: физкультминутка: блиц -опрос
– метод самореабилитации (смена видов деятельности)
– метод самоконтроля
– метод педагогической поддержки здоровья
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель проводит блиц – опрос по вопросам слайда №7. В зависимости от эмоционального климата в классе он предлагает учащимся выбрать их действия при ответах «да» или «нет» ( встать ,поднять руку, и т. д. ) Изменится ли архимедова сила, если: 1. изменить глубину погружения 2. изменить плотность тела 3. уменьшить объем тела 4. вращать тело на определенной глубине 5. перенести тело в жидкость с большей плотностью |
Учащиеся выбирают свои действия при ответах «да» или «нет»: вставать – садиться; поднимать правую руку – поднимать левую руку и т. д. Ученики участвуют в блиц – опросе, извлекая информацию из графического объекта, анализируют её, переводят в словесную форму и выражают действием. Затем осуществляют самоконтроль уровня усвоения данного учебного материала, заполняя лист оценки ЗУН: строка «самоконтроль» |
5 этап урока: комплексное применение знаний
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:
– метод практического занятия
– метод дифференцированного подхода
6 этап урока: рефлексия
– метод коллективного анализа деятельности
– метод рефлексии
– интерактивный метод
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мобилизует учащихся на рефлексию их деятельности. ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана: • сегодня я узнал… • было интересно… • было трудно… • я выполнял задания… • я понял, что… • теперь я могу… • я почувствовал, что… • я научился… • у меня получилось … • я смог… • я попробую… • меня удивило… • урок дал мне для жизни… я приобрел |
Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения способы для их преодоления, затем анализируя свою деятельность, они поднимают руки, выбирая наиболее трудный этап выполнения экспериментальных «задач роста»
|
Н. П. Гусева, МОУ СОШ №41, г. Саратов
Метки: Физика