Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: «Испарение и конденсация», 8 класс

Тема: «Испарение и конденсация», 8 класс

Цели урока:

дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.

образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории;

развивающие – формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики.

воспитательные – сформировать умения применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрации:

1. Зависимость скорости испарении от температуры, движения воздуха.

2. Охлаждение жидкости при испарении.

План изложения нового материала.

1. Объяснение явления испарения с точки зрения МКТ.

2. Испарение как физическое явление, его признаки.

3. Факторы, влияющие на скорость испарения.

4. Конденсация.

5. Насыщенный пар.

6. Испарение в природе, технике.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к усвоению нового материала

Учитель: На столах у вас лежат предметные стеклышки. Подышите на стеклышко. Что вы наблюдается? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить «картину» на стеклышке?

Объявление темы урока: «Испарение и конденсация». Постановка целей и задач урока.

3. Объяснение нового материала.

Рассказ о явлении испарения с точки зрения МКТ.

Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы находящиеся вблизи поверхности, и которые имеют большую кинетическую энергию равную работе, которую необходимо совершить против сил сцепления, удерживая их внутри жидкости.

Признаки явления испарения.

Демонстрация – уменьшение количеств вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости.

Вывод: При испарении происходит понижение температуры, т. к. внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается.

Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:

Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:

Ø вызвать врача;

Ø до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;

Ø взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);

Ø тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;

Ø дождаться врача;

Если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.

От каких факторов зависит скорость испарения?

Демонстрация – зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха.

Вывод: Испарение зависит от:

а) температуры;

б) площади поверхности жидкости;

в) рода жидкости;

г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости.

Испарение в твердых телах.

Испарение происходит с любой поверхности, в том числе и с поверхности твердого тела. Пример: бельё высыхает и на морозе. Испаряется и нафталин, поэтому мы чувствуем его запах. Этот процесс называют сублимацией.

Конденсация.

Конденсация – процесс перехода молекул из пара в жидкость.

Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.

Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков, выпадение росы.

Насыщенный пар

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.

Испарение в природе, технике.

а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.

Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды.

С поверхности Мирового океана – 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер …. – 74 000 куб. км.

Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м

б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т. д. ).

Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.

4. Закрепление.

а) фронтальная беседа по вопросам.

1. Что называют испарением?

2. От чего зависит интенсивность испарения?

3. Что называют конденсацией?

б) работа в группах

1 группа: В каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что следует сделать, чтобы его ускорить?

2 группа: Когда быстрое испарение вредно, и каким образом его можно замедлить?

3 группа: Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

1 группа: Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

2 группа: Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

3 группа: Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

6. Рефлексия. Итог урока.

Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)

7. Домашнее задание.

Напишите короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ – загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации.

Литература:

1. Б. М. Дуйсембаев, Г. З. Байжасарова и др. Физика 8 класс, Алматы: Мектеп, 2012.

2. Кирик, Л. А. Физика-8. Методические материалы. М. : Илекса, 2003.

3. Громов, С. В. , Родина. Н. А. , Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М. : Просвещение, 2008.

И. В. Исаева, СОШ №26, г. Актобе, Казахстан

Метки: Физика