Урок по теме «Определение плотности тел», 7 класс
Урок по теме «Определение плотности тел», 7 класс
Цели урока:
1. Образовательные: повторение и обобщение знаний по теме «Плотность» и применение полученных знаний при проведении опытов по определению плотности тел и веществ.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, умение применять теоретические знания на практике и анализировать полученные результаты.
3. Воспитательные: воспитание коммуникабельности (работа в группе), аккуратности, ответственности, активности.
4. Здоровьесберегающие: создать у детей положительную эмоциональную настроенность, использовать здоровьесберегающие действия смена видов деятельности, физкультминутки) для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Технологии: проектная, групповая, дифференцированная.
Ключевые слова: плотность, объем, масса, измерение, вычисления, таблицы плотности твердых тел и жидкостей.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний.
1. Что называется плотностью?
2. Какова основная единица измерения плотности? В каких еще единицах можно измерять плотность?
3. Как можно измерить объем твердого тела правильной геометрической формы?
4. Каким способом можно измерить объем твердого тела неправильной формы?
5. С помощью какого измерительного прибора можно найти объем жидкости?
II. Основная часть урока. Выполнение лабораторной работы № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»
Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Приборы: электронные весы, измерительный цилиндр, набор цилиндров из алюминия, железа, латуни, твердые тела, приготовленные учениками (ластики, брусочки из дерева)
Указание к работе
1. Измерить массу тел на весах.
2. Измерить объем тел с помощью мензурки.
3. Рассчитать по формуле ρ=m/V плотность тела.
4. Заполнить таблицу измерений
Название вещества | Масса тела (г) | Объем тела (см3) | Плотность вещества (г/ см3) |
алюминий | 53,51 | 20 | 2,7 |
железо | 152,4 | 20 | 7. 6 |
латунь | 163. 5 | 20 | 8,3 |
5. Сравнить полученные данные с табличными данными и объяснить результат.
Дополнительное задание для учащихся успешно справившихся с выполнением лабораторной работы.
Найти плотности тел правильной геометрической формы.
1. ластик из резины
m= 6,59г V= abc V= 3см·•2см•0,5см=3см3 ρ=2,2 г/см3
2. Брусок из дерева
m=73,56 г V= abc V= 10см • 4см • 3см=120см3 ρ=0,61 г/см3
Итог урока.
Учащиеся закрепили навыки измерения плотности тел и объяснили результаты своих опытов.
Домашнее задание. § 22 Упр. 8 № 1,2
Дополнительное задание: проект по теме «Дополнительная таблица плотности твердых тел и жидкостей»
Проектная деятельность ученика 7 класса Егорова Ярослава.
Цель: используя полученные на уроке навыки, продолжить работу по измерению плотности твердых тел и научиться измерять плотности жидкостей.
Приборы: электронные весы, линейка, измерительный стакан, твердые тела и жидкости.
1. Определение плотности сахарного песка, куска сахара и сахарной пудры.
Предположение: так как плотность вещества зависит от расстояния между частицами, то плотность куска сахара должна быть самой большой, а плотность песка самой маленькой, т. к. есть промежутки воздуха.
Таблица измерений
Название вещества | Масса (г) | Объем (см3 ) | Плотность вещества (г/см3) |
Кусок сахара | 5,02 | 2х 1,5х 1. 2=3,6 | 1,4 |
Сахарная пудра | 205 | 250 | 0,82 |
Сахарный песок | 200 | 250 | 0,8 |
Результат опыта положительный.
2. Определение плотности белого и черного хлеба.
Предположение: плотность черного хлеба должна быть больше, чем белого.
Таблица измерений
Название вещества | Масса (г) | Объем (см3 ) | Плотность вещества (г/см3) |
Черный хлеб | 7,95 | 5х3х1=15 | 0,53 |
Белый хлеб | 4,15 | 4х2. 5х1,5=13,5 | 0,31 |
Предположение оказалось верным.
Таблица плотности некоторых твердых тел
Название вещества | Масса (г) | Объем (см3 ) | Плотность вещества (г/см3) |
Мыло детское | 75 | 45 | 1,7 |
Губка поролоновая | 8,31 | 220 | 0,03 |
Свеча декоративная | 127,25 | 148,8 | 0,86 |
Свеча церковная | 4,25 | 4 | 1,1 |
Кольцо золотое | 4,8 | 0,28 | 17,1 |
Шоколад «Аленка» | 20 | 13,5 | 1,5 |
Конфета «Аленка» | 13,6 | 8 | 1,7 |
Соль мелкая | 325 | 250 | 1,3 |
Картофель | 52 | 50 | 1,4 |
Томат | 45 | 50 | 0,9 |
Таблица некоторых жидкостей
Название вещества | Масса (г) | Объем (см3 ) | Плотность вещества (г/см3) |
Растительное масло | 230 | 250 | 0,92 |
Вода соленая | 150 | 125 | 1,2 |
Мыло жидкое | 62 | 50 | 1,24 |
Вывод по проекту: выполняя опыты и расчеты, пришел к выводу, что в таблице не могут быть даны плотности всех веществ, так как даже у однородных веществ она несколько отличается. Но плотность любого тела можно найти, зная его массу и объем.
Е. В. Митяева, ХСОШ№5, Хотьково, Сергиево-Посадский район, Московская область
Метки: Физика