Урок физики в 8 классе «Лаборатория света»
Урок физики в 8 классе «Лаборатория света»
Цель – в нестандартной форме закрепить полученные знания по теме : «Световые явления»
Задачи:
– познакомить с разнообразными направлениями изучения световых явлений:
– отработать знания о линзах, их применении в различных сферах жизни человека;
– закрепить умения решения задач на применение законов оптики;
– отработать навыки построения в линзах;
– привить интерес к изучению данного курса физики.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Форма урока: урок – исследование
Оборудование:
1) мультимедийная презентация к уроку, репродукции картин «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина, «Заросший пруд» В. Д. Поленова, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Солнце осени», картины световых явлений в природе, роман «Таинственный остров» Ж. Верна,
2) схемы хода лучей в линзах и зеркалах,
3) исторические и медицинские документы для исследования,
4) линзы разных видов (рассеивающие и собирающие),
5) источники света (лампочка, свеча, лазерный луч),
6) дневники эксперимента,
7) набор по оптике.
Этап | Содержание урока | Слайд |
I | I. Организационный момент. Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи (Из оперы «Иоланта» П. И. Чайковского): «В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье!» Это только Поль Гоген мог позволить себе закрывать глаза, чтобы видеть: так он процитировал состояние поиска творческого настроя. А нам всё чаще приходится открывать глаза пошире, чтобы не упустить ничего нового и интересного. Конечно, суть увиденного зависит от имеющихся знаний, но видим-то мы только то, на что смотрим. Поэтому важно, какими глазами… точнее, каким зрением мы смотрим вокруг. Современность принесла с собой не только стремительное развитие технического прогресса, изобретение предметов, доселе казавшихся фантастикой, но и ухудшение экологии, стрессы и, как следствие, проблемы со здоровьем. Сейчас все большее количество людей жалуется на проблемы со зрением. Если у наших родителей зрение начинало снижаться годам к сорока, то сейчас многие школьники и студенты, а также молодое поколение офисных работников нуждаются в коррекции зрения в гораздо более раннем возрасте. А чем корректировать зрение? Что лучше: очки или контактные линзы? На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить? А что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? (ответы детей) Необходимо узнать, а откуда человек узнал о линзах и очках, каким образом происходит преломление света в линзах и очках, почему мы видим себя в зеркале, как отдохнуть нашим глазам.
|
|
II | Сегодня в нашем НИИ оборудовано несколько лабораторий, работа в которых поможет нам решить вопрос о линзах и очках: 1. Историческая (история появления линз и очков). 2. Физико – математическая (построения в линзах и решение задач на нахождение оптической силы линзы, углов преломления и отражения). 3. Медицинская (Свет на службе здоровья: очки или контактные линзы?). 4. Лаборатория искусства (работа по картинам, отрывкам из стихотворений. Ну, а для того, чтобы отслеживать ваши достижения, я предлагаю вам завести дневник эксперимента, на котором вы будете отмечать свои достижения. Если вы все поняли на данном этапе, то ставите круг, если поняли частично, то квадрат, поняли плохо – треугольник, не поняли вообще – знак вопроса. В каждой лаборатории вы выбираете зав лабораторией, который будет обобщать все полученные знания. |
|
III | Перед вами целый список вопросов и задач, которые нам необходимо решить в ходе нашей работы. Обратите на них внимание и скажите: какие вопросы мы отнесем к тем или иным лабораториям (На слайде список вопросов). 1) Кто рассмотрел первые теории света? 2) Когда появились первые очки и линзы? 3) Каковы современные технологии изготовления очков и контактных линз? 4) Благодаря каким законам мы видим? 5) Какие изображения дают линзы (опыты, подтверждающие выводы)? 6) Как правильно построить изображение в линзах? 7) Как определить оптическую силу очков и линз? 8) Чем хороши очки и контактные линзы и какие недостатки они корректируют? 9) Какими негативными свойствами обладают очки и контактные линзы? 10) Какой отдых нужен нашим глазам? |
|
IV | Ну что ж, начнем нашу работу в лабораториях. Как вы думаете, с чего все начинается (с истории). В какую лабораторию мы с вами должны сейчас попасть? (В историческую). Работа в Исторической лаборатории (на столах представлена таблица, которую необходимо заполнить, используя текст об открытиях в области оптики). После работы заслушивается ответ одного ученика (руководителя лаборатории) (таблица составлено примерно)
|
|
V | «Суха теория, мой друг, Но древо жизни пышно зеленеет» (Гёте, «Фауст). Вот и мы с вами подтвердим теорию практикой. Следующая лаборатория – физико – математическая: здесь нам необходимо вспомнить, как проходят лучи в линзах (рассеивающих и собирающих), законы распространения света в линзах, а также увидим на опытах прохождение лучей в линзах. 1. Благодаря каким законам мы видим? (отражения и преломление света). Сформулируйте их и запишите математическое обоснование. 2. Какие изображения дают линзы разных видов (рассеивающие и собирающие). Постройте изображения в линзах (у каждого свое задание: построение изображения источника света, предмета на различных расстояниях от фокуса). Найдите закономерность для данных изображений, полученных каждым из вас. (расположение изображения в зависимости от расположения источника и предмета) 3. Рассмотрим ход лучей в линзах на опыте (опыт с рассеивающими и собирающими линзами: определение фокусного расстояния у линз, рассмотрение четкого изображения в линзах различных видов) 4. Определим оптическую силу линз с найденным фокусным расстоянием по формуле (решение задач на нахождение оптической силы линзы и фокусного расстояния разных линз).
|
|
VI | Далее проследуем непосредственно в медицинскую лабораторию, где вы должны разделиться на две группы, каждая из которых будет доказывать эффективность использования очков или контактных линз, используя необходимые материалы, лежащие на столах. Ответьте на вопросы: 1. Чем хороши очки и контактные линзы? 2. В чем негативное влияние очков и контактных линз? 3. Какой отдых нужен нашим глазам? (Ученики работают, находят положительные и отрицательные стороны ношения очков и контактных линз, доказывают свои позиции с помощью необходимых материалов. ) Для обсуждения каждой группе дается время на поиск необходимой информации (с помощью источников). Затем каждая группа приводит свои факты и доводы по поводу очков и линз. В итоге делается вывод, что лучше: очки или линзы. (Линзы и очки необходимо применять совместно) |
|
VII | Ну и, конечно же, необходимо отметить, что нашим глазам нужен отдых. А глазам в очках или линзах он нужен вдвойне. Замечательно, что среди вас нет ребят, которые пользуются очками или линзами. Это значит, что ваше зрение – идеально. Зрение – это наш огромный дар от природы. Ведь не зря мы говорим, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Художники, поэты, музыканты создают свои великие произведения, в которых мы можем наблюдать свойства световых явлений. Вот и сегодня я бы хотела показать вам некоторые из них и попросить вас ответить на вопросы. Мы отправляемся в последнюю лабораторию «Искусство». Перед вами вопросы, которые отнесены к разным произведениям. Ответьте на них самостоятельно, а затем мы проверим их вместе. (Работа с произведениями: вопросы на столах к каждому произведению) Кто вспомнит название этой картины и ее автора? (Показ картины. ) Правильно, это “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина. Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи. А что мы в оптике называем лучом света? А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит? ( В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды. ) Вот и у М. Ю. Лермонтова в стихотворении “Солнце осени” говорится об этом: Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце. . . Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя? (Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку. ) Ребята, многие из вас, наверное, читали “Таинственный остров” Ж. Верна. Помните? “– Но кто же зажег огонь? – спросил моряк. – Солнце, – ответил Спилетт. . . Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера. – Значит, у вас было зажигательное стекло? – спросил инженера Герберт. – Нет, я его изготовил. И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”. Какой физический прибор сделал инженер?
|
|
VIII | Ну что же ребята, вы ответили на много вопросов. Но самый важный вопрос, который мы ставили вначале: а что же лучше очки или линзы? (Ответы детей). Конечно же лучше, если вы очень долго не будете пользоваться очками и линзами. Ну а если так случилось, то не забудьте те советы, которые вы высказали сами. |
|
IX | Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи (Из оперы «Иоланта» П. И. Чайковского): Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслажденья красотой: Небо, солнце, звезд сиянье, Море в блеске голубом – Всю картину мирозданья Мы лишь в свете познаем. Чудесные слова, красивые и точные. Берегите этот бесценный дар – дар видеть мир. И берегите свое здоровье. |
Год открытия | Имя ученого | Открытие |
400г. До н. э. | Платон | Теория зрительных лучей |
3 в. До н. э. | Евклид |
|
4 в. До н. э. | Аристотель | Закон преломления |
ХI век | Альхазен | Практические применения законов отражения и преломления (отражение света от зеркал, прохождение света в линзах) |
1272 г. | Эразм Вителлий (Вителло) | Теория обратимости световых лучей при преломлении |
ХIII век | Р. Бэкон | Открыто явление сферической аберрации, Признает линзы физическими приборами. |
ХIII век (1284г. ) | Сальвино Д'Армате, | Изобретение очков |
XV век | Леонардо да Винчи | Открыл закон бинокулярного зрения |
1521 год | Ф Мавролик | Описал законы собирающих и рассеивающих линз рассчитал количество цветов радуги, Изучил дефекты зрения (дальнозоркость и близорукость) |
1621 год | В. Снеллиус | Экспериментально доказал закон преломления света |
1647г. | Б. Кавальери | Открыта формула линзы |
1675г. | И. Ньютон | Корпускулярная теория света |
1678 год | Гюйгенс | Волновая теория света |
1508 год | Леонардо да Винчи | Первые упоминания о контактном способе коррекции зрения (создание линз) |
1637 год | Рене Декарт | Первые оптические системы, напоминающие контактные линзы |
О. А. Креденцер, МОУ "Новоивановская СОШ", Свободненский район, Амурская область
Метки: Физика