Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Дидактические игры

Дидактические игры

В детские годы ведущим видом деятельности является игровая. Возвращаясь к ней в подростковом возрасте, мы даем учащимся возможность снять излишнее напряжение во время урока и повысить свою стрессоустойчивость. Важен и тот фактор, что игровая обстановка повышает инициативность, создает позитивный фон для усвоения или закрепления материала, а значит способствует усилению мотивации к изучению предмета.

Существует множество видов дидактических игр, в том числе и интерактивных с использованием ЭОР, например flash игры на сайтах http://www. umapalata. com/home_ru. asp

http://www. pinkflash. ru/adventure/pour-the-fish

Но на уроках я использую свои дидактические разработки. Представлю некоторые из них.

«Уменьшайка»

Дидактическая игра для 7-8 классов, разработанная в рамках герменевтического подхода. Отрабатывает и закрепляет знание и понимание основных положений молекулярно– кинетической теории.

Сюжет игры: Сказочная группа ученых, используя фотографии 70-кратно увеличенных молекул, способом рядов вычисляет порядок величины размера молекулы. Затем они посылают в Микромир многократно уменьшенных исследователей-экспериментаторов, причем новый размер вычисляется учеными так, чтобы исследователи стали ростом с молекулу.

Ход игры: Попадая в Микромир, исследователи испытывают на себе значение промежутков между молекулами вещества: при диффузии, при деформации растяжения– сжатия, изменения в это время сил межмолекулярного взаимодействия. Объясняют связь температуры со скоростью и кинетической (средней кинетической) энергией молекул. Роли молекул так же исполняют ученики, которые двигаются вокруг исследователей, меняя тактику движений в зависимости от указаний ведущего (учителя).

Возможные указания:

1. Мы в газе! (Промежутки большие, молекулы двигаются хаотично, почти не взаимодействуя (не цепляясь друг за друга руками). Исследователи отмечают вслух, например, наличие больших промежутков между молекулами и отсутствие взаимодействия.

2. Твердое тело растягивают! (Промежутки становятся больше, а молекулы стараются увеличить силы взаимного притяжения).

3. Твердое тело сжимают! ( Обычно исследователи кричат: «Нам тесно! Молекулы, увеличьте силы отталкивания!»)

4. Температура падает! (Промежутки между молекулами становятся меньше, сами молекулы двигаются медленнее)

Таким образом, дети переживая эмоционально основные положения молекулярно– кинетической теории, лучше понимают их смысл, учатся интерактивно и слаженно работать в группах. Каждая роль в этой игре заставляет задумываться о происходящем с различных точек зрения.

«Разведка боем»

Дидактическая игра для 7-8 классов, служит для закрепления знания физических величин. Их взаимосвязи (формул) и отработки умений применять эти формулы для решения задач.

Сюжет игры: две группы учеников, одна в роли вражеского штаба, другая в роли разведчиков. Разведчики попадают во вражеский штаб, где после военного совета на столе остаются документы. Роль документов исполняют тут же написанные учениками карточки. На них вперемешку

1. Условное обозначение

2. Единица измерения

3. Формула, где есть данная величина

для нескольких физических величин. Судьба разведчиков– отобрать для своего штаба карточки для конкретной физической величины. Они передают сведения в свой штаб, где штабисты подготавливают для врага хитрую дезинформацию: составляют задачу, либо описывают условия эксперимента, где фигурирует именно эта физическая величина. Разведчики подбрасывают это задание во вражеский штаб вместо забранных карточек. Таким образом, ученики укрепляют знания физических величин, тренируют умение составлять и решать задачи. Причем задачу вынуждены решить сначала составители, чтобы получить ответ, и их противники. Побеждает тот штаб, который работал слаженнее. Обычно дети сами анализируют ход игры и называют лучших игроков.

Блиц– турнир «Горячая картошка»

Дидактическая игра предназначена для актуализации теоретических знаний на любом уроке внутри темы. Необходимым условием является наличие довольно большого запаса вопросов на закрепление знаний по данной теме и возможность краткого ответа. Контингент– учащихся 7-9 классов.

Ход игры: к доске вызываются 4-10 учащихся. Учитель в достаточно высоком темпе задаю вопросы по данной теме. Ученики отвечают на поставленный вопрос сразу. Если ответ не прозвучал, то вопос автоматически переходит к следующему. Один ученик становится арбитром. Его роль– на таблице достижений отмечать плюсами и минусами верные и неверные ответы учеников. Учитель ведет подсчет баллов параллельно с арбитром, которому выставит оценку за правильно присужденные баллы.

Что ценно, в этой роли можно использовать ученика с недочетами разговорной речи (например, заиканием), так как он получит свою оценку, не затрудняясь разговором.

Примерный список вопросов для 7 класса по теме: «Плавание тел, сила Архимеда»

1. Что такое выталкивающая сила?

2. Чему равна выталкивающая сила?

3. От чего зависит выталкивающая сила?

4. По какой формуле можно найти выталкивающую силу?

5. На сколько теряет вес тело в воде?

6. Что показывает динамометр в воде?

7. Чему равен объем вытесненной жидкости?

8. Чему равен вес вытесненной жидкости?

9. При каком соотношении сил тяжести и Архимеда тело тонет?

10. При каком соотношении сил тяжести и Архимеда тело всплывает?

11. При каком соотношении сил тяжести и Архимеда тело плавает в толще воды?

12. При каком соотношении плотностей тела и жидкости выполняются эти условия?

13. Для чего строят суда?

14. Как построить судно, чтобы не утонуло?

15. Что такое осадка?

16. Что такое ватерлиния?

17. Когда существует опасность затопления судна?

18. Что такое водоизмещение?

19. Что такое грузоподъемность?

Таким образом, учитель получает возможность проверить знания вопросов по теме у значительного числа учеников, причем довольно быстро.

«Угадайка»

Дидактическая игра, направленная на закрепление знаний физических величин и связывающих их формул. Можно дополнять игру карточками с единицами измерения этих физических величин.

Ход игры. Ученики делятся на две команды, например «Башковитые» и «Деловитые». Первые пишут заранее карточки с

1. физическими величинами

2. формулами

3. единицами измерений.

Затем они предлагают для второй команды одну карточку с физической величиной и по три для единицы измерения и формулами ( всего 7 штук). Игроки второй команды в высоком темпе выбирают верное соответствие: физическая величина– единица измерения– как найти. Это повторяется 5-7 раз. Затем команды меняются ролями. Игра усиливает мотивацию к запоминанию теоретического материала, без которого невозможен переход на ступень решения расчетных задач.

«Стробоскоп»

Дидактическая игра для 9 классов. Служит для отработки навыка построения графических зависимостей скорости и ускорения от времени при равномерном и равноускоренном прямолинейном движении.

Ход игры: поочередно кто-то из учащихся выходит к доске и рисует подобие стробоскопической диаграммы– временной развертки зависимости положения тела от времени. Характер движения может изменяться несколько раз. Выбирают две команды игроков: «Акселерометр» и «Спидометр». Игроки первой команды строят график зависимости ускорения от времени, а игроки второй– график зависимости скорости от времени. Результат их работы друг под другом строится на доске, чтобы наглядно продемонстрировать связь этих физических величин.

О. М. Шиленкова, МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород

Имена учеников/

1 ученик

2 ученик

3,4 ученик ……

Верность ответа

+

+

+

+

+

+

+

+

Метки: Физика