Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Испарение и конденсация»

Тема урока: «Испарение и конденсация»

Цели урока:

Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение.

Образовательные: сформировать понятия об явлениях испарения и конденсации.

Развивающие: развивать представление о процессе научного познания.

Воспитательные: прививать культуру умственного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

для учителя: термометры, вода, спирт. Презентация

План урока

Этап

Время, мин

Приёмы и методы

I. Организация класса.

II. Подготовка к усвоению нового материала

III. Актуализация опорных знаний

IV. Освоение нового материала

1. Понятие испарения.

2. От чего зависит скорость испарения?

3. понятие конденсации.

4. Применение процесса испарения и конденсации.

V. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание.

1

3

3

25

2

2

1

Беседа. Записи.

Беседа.

Записи в тетрадях и на доске. Беседа.

Беседа

Беседа

Запись в тетрадях и на доске

Ход урока

1. Орг. момент. (1мин. )

2. Подготовка к усвоению нового материала.

а). Мотивация (читаю стих) слайд 2

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки

Они потекут до ближайшей реки.

?Как весь процесс называется в народе?

Верно, круговорот воды в природе.

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит и облик нашей планеты был бы иным, а по ходу будем заполнять опорный конспект (слайд)

б) Формулировка темы урока.

Начнем изучать эти явления с опыта.

Подышите на стеклышко (зеркальце).

*Что вы наблюдаете?

*Как и почему меняется картина на стеклышке?

*Как называется происходящие явления?

*Какой будет тема урока?

Испарение и конденсация слайд 3.

Цель урока изучить явления испарения и конденсации

?Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации.

3. Актуализация опорных знаний. (3 мин. )

Карточка №1

1. …На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли…

А. С. Пушкин

Руслан и Людмила

О каком тепловом процессе идёт речь?

При какой температуре тает снег?

2. Будет ли плавиться серебро, если его бросить в расплавленное олово?

3.

1) Определить температуру плавления

( отвердевания)

2)Определите по таблице №3, что это вещество.

Вспомним вопросы, одновременно рассматривая

? Три гипотезы лежащие в основе МКТ?

  1. Все тела состоят из огромного числа частиц, между которыми есть промежутки.
  1. Частицы вещества участвуют в тепловом движении.
  1. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

? Из чего складывается внутренняя энергия?

  1. Любое тело обладает внутренней энергией, потому что оно состоит из частиц.
  1. Внутренняя энергия представляет собой сумму кинетической энергии движения всех её частиц и потенциальной энергии их взаимодействия.

Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное?

4. Освоение нового материала.

Итак, парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое подразделяется на испарение и кипение.

На основе знаний теории о молекулярном строении вещества построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним явления, наблюдаемые нами в природе и быту. План нашего урока будет:

4. 1 Понятие испарения.

4. 2 Понятие конденсации.

4. 3 От чего зависит скорость испарения?

4. 4 Применение процесса испарения и конденсации.

4. 1 Понятие испарения

Учитель. На основе молекулярных знаний построим модель, объясняющую процесс испарения. Пусть в сосуде имеется жидкость. Изобразим ее молекулы в виде шариков. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? (Тем, которые внутри, или тем, которые на поверхности).

Рассмотрим две молекулы, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше шансов покинуть жидкость.

Ответы. (У той, скорость которой больше).

Учитель. Почему молекуле, скорость которой меньше, труднее покинуть жидкость?

Ответы. (Т. к. ей труднее преодолеть притяжение других молекул жидкости).

Учитель. Итак, жидкость могут покинуть те молекулы, находящиеся вблизи поверхности, у которых Eк > Eп. Занесем это условие испарения.

А может ли молекула, покинувшая жидкость, снова в нее вернуться?

Ответы.

Учитель. Подышите на стеклышки, лежащие на партах. Что наблюдаете? Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. Выпадение росы, туман – примеры конденсации в природе.

А при каком условии возможна конденсация?

Ответы. (Если Eк Eп).

Учитель.

*Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)

*Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)

*Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)

Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.

*Как можно судить об уменьшении внутренней энергии? (температура понизится)

Это положение– следствие модели испарения жидкости: температура жидкости понижается

Применим это в конкретной ситуации.

В летний день вы идёте к озеру, вам жарко. Кто то загорает, а кто то купается. При выходе из воды вы ощущаете холод. При испарении воды температура тела понижается, хотя на улице и жарко.

4. 2 От чего зависит скорость испарения?

Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости.

Ответы учеников. (Если затрудняются, то задаю наводящие вопросы)

– Когда быстрее высохнет скошенная трава: в холодную или жаркую погоду?

– Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?

– Что испарится быстрее: подсолнечное масло или спирт?

– Когда быстрее высыхает белье: в ветреную или безветренную погоду?

Учитель. Для подтверждения выдвинутых гипотез проведем эксперимент. Для этого разделимся на несколько групп – 4 опергруппы и судебную группу.

Физминутка

4. 4 Применение процесса испарения и конденсации. (Слайд)

Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.

Говоря о практическом применении явлений испарения и конденсации, можно отметить, что быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования. Фреон, аммиак, испаряясь, отбирает от стенок холодильника тепло, вызывая их охлаждение.

В жарких странах принято хранить воду в глиняных кувшинах: вода в них всегда прохладная, так как происходит постоянное её испарение через стенки сосуда, а так как глина плохо проводит тепло, теплообмен с окружающей средой слаб.

При поездке летом очень просто получить из тёплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15-20 минут вода будет холодной.

Космические аппараты покрывают специальным быстроиспаряющимся веществом для отвода тепла. При прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата в результате трения нагревается, и покрывающее его вещество начинает испаряться. Испаряясь, оно охлаждает космический аппарат, спасая его тем самым от перегрева.

5. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

-Что такое испарение?

– Посмотрите на рисунки и вспомните, от каких факторов зависит испарение?

– что такое конденсация?

– Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

– Что остынет при одинаковых условиях: жирный суп или чай?

– Почему в открытых водоемах в летнюю пору температура воды всегда ниже температуры окружающего воздуха?

– Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

– Почему зимой стекла очков запотевают, когда вы входите в помещение?

6. Подведение итогов. Оценки

Сегодня на уроке мы изучили процессы испарения и конденсации методом научного познания, выяснили от каких факторов зависит испарение. В начале урока мы выяснили, что переход жидкости в пар может происходить двумя способами: испарение и кипение. Так вот на следующем уроке мы ознакомимся с явлением кипения, научимся объяснять процесс кипения на основе МКТ.

7. Д/3 § 16, 17. уметь отвечать на вопросы в конце параграфов

Упр. 9.

Н. В. Мостовая, ГБОУ СОШ № 391, Санкт-Петербург

Метки: Физика