Повторительно – обобщающий урок по теме «Кинематика»(10 класс)
Повторительно – обобщающий урок по теме «Кинематика»(10 класс)
Цели урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Кинематика» и применить их при решении задач: расчетных, качественных, экспериментальных и графических.
Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять физические явления и процессы.
Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал (карточки), оборудование для экспериментальных задач.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Класс заранее разделен на 4 группы по 5 человек в каждой, для оценки работы групп выбрана экспертная комиссия успешно обучающихся учеников.
План урока
1. Организационный момент
2. Разминка. Физические термины.
1. Перемещение– это _______________
2. Система отсчета– это _______________
3. Материальная точка– это _______________
4. Траектория-это _______________
5. Пройденный путь-это _______________
6. Кинематика-это .
7. Механика– наука .
8. Механическое движение– движение .
9. Равномерное движение-движение _______________
10. Равноускоренное движение-движение _______________
11. Свободное падение-движение .
12. Ускорение-это
3. Решение качественных задач.
1. Задание для 1 группы:
1. О какой скорости идет речь, если мы говорим ,что поезд прошел путь между городами со скоростью
50 км/ч?
2. В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о земле была наименьшей?
3. Можно ли принять за материальную точку трактор при расчете давления его на грунт?
4. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси?
Задание для 2 группы:
1. Можно ли считать материальной точкой ракету при поднятии ее на высоту 5 км?
2. Одинаковы ли пути и перемещения автомобиля и поезда, движущихся из одного города в другой?
3. Почему верхние спицы катящегося колеса иногда сливаются для глаз, в то время как нижние видны раздельно?
4. Два поезда идут навстречу друг другу: один -ускоренно на север, другой – замедленно на юг. Как направлены ускорения поездов?
Задание для 3 группы:
1. Почему дождевые капли в безветренную погоду оставляют наклонные прямые полосы на стеклах равномерно движущегося железнодорожного вагона?
2. Может ли человек, находясь на движущемся эскалаторе метро, быть в покое в системе отсчета, связанной с землей?
3. От остановки одновременно отходят трамвай и троллейбус. Ускорение троллейбуса в 2 раза больше, чем трамвая. Сравните пути, пройденные троллейбусом и трамваем за одно и то же время.
4. Существуют ли точки в движущемся поезде, которые движутся не вперед, а назад?
Задание для 4 группы:
1. Летчик спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля, при каком физическом условии это возможно?
2. Сидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо относительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким телом он связал систему отсчета?
3. Материальная точка движется по окружности радиуса R . Чему равны путь и перемещение через пол-оборота?
4. Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне?
4. Решение экспериментальных задач.
Задание для 1 группы. Исследовать зависимость перемещения шарика от времени.
Приборы: штатив, желоб, секундомер, шарик, сантиметровая лента
Задание для 2 группы: Исследовать зависимость скорости шарика от времени.
Приборы: штатив, желоб, сантиметровая лента, секундомер, шарик
Задание для 3 группы: Измерить ускорение шарика при равноускоренном движении.
Приборы: штатив, секундомер, сантиметровая лента, желоб, металлический цилиндр, шарик
Задание для 4 группы: определить максимальную скорость движения пальца руки.
Приборы: ластик, линейка
5. Решение расчетных задач
Задание для 1 группы
1. Автомобиль одну четверть пути своей поездки двигался со скоростью 36 км/ч ,а ¾ пути со скоростью 54 км/ч. Чему равна средняя скорость автомобиля.
2. Тело брошено под углом 45 0 к горизонту с начальной скоростью 10 м/с. Определите время полета тела, высоту подъема, дальность полета.
3. Рабочее колесо турбины ГЭС имеет диаметр 7,5 м и вращается с частотой 1,5 об/с. Каково центростремительное ускорение лопастей турбины.
Задание для 2 группы
1. Снаряд,вылетевший из орудия под углом к горизонту находился в полете 12 сек. Какой наибольшей высоты достиг снаряд. 2
2. Тело за 5 сек прошло путь, равный 9 м. С каким ускорением двигалось тело?
3. Период вращения груза на нити 2 сек. Найти скорость груза и его ускорение, если он вращается по окружности радиусом 40 см.
Задание для 3 группы
1. С крыши упал камень. Какова высота Н дома, если камень падал 3 сек.
2. Экваториальный радиус Земли 6380 км. С какой линейной скоростью движутся точки экватора, при суточном вращении Земли?
3. . Движение двух велосипедистов заданы уравнениями
Х1 =40 +10t и X2 = 12 +2t. Найти время и место их встречи.
Задание для 4 группы
1. Найдите частоту вращения барабана лебедки диаметром 16 см при подъеме груза со скоростью 0,4 м/с
2. Камень,падая с некоторой высоты, имел в конце падения скорость 50 м/с. С какой высоты падал камень?
3. Поезд трогается с места с ускорением 0,75 м/с2. За какое время он пройдет 1,5 км пути.
6. Решение графических задач.
Задание для 1 группы
Прочтите всю информацию по графику о движении тела
Задание для 2 группы
Прочтите всю информацию о движении тела по графику
Задание для 3 группы
Прочтите всю информацию о движении тела по графику
Задание для 4 группы
Прочтите всю информацию о движении тела по графику
7. Заполните таблицу ( формулы)
Виды движений | Формулы скорости |
Формулы перемещения (высоты) |
Формулы координаты | Формулы ускорения |
Равномерное движение |
||||
Равноускоренное движение |
||||
Криволинейное движение (по окружности) |
||||
Движение с постоянным ускорением свободного падения | ||||
Свободное падение тел |
8. Домашнее задание: повторить §3-19,подготовиться к контрольной работе.
9. Итог урока. Подведение результатов экспертной группой, выставление оценок.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Физические термины
Качественные задачи
Расчетные задачи
Экспериментальные задачи
Графические задачи
Формулы
10. Рефлексия. Понравился ли сегодняшний урок?
Н. М. Рязанова, МБОУ СОШ№3, г. Барабинск, Новосибирская область
Метки: Физика