Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Кипение, 8 класс

Кипение, 8 класс

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

– образовательные: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: происходит при температуре кипения, у разных жидкостей температура кипения разная, зависимость температуры кипения от атмосферного давления;

-развивающие: продолжить формирование умений наблюдать, обобщать и делать выводы; раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни;

– воспитательные: воспитание коммуникабельности, развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Оборудование: термометр, штатив, колба с водой, спиртовка, спичечный коробок.

План урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся (решение качественных задач)

III. Изучение нового материала

– постоянство температуры кипения воды

– температура кипения у различных жидкостей

– рефлексия

– кипение воды при повышенном давлении

– кипение воды при пониженном давлении

IV. Закрепление нового материала

V. Домашнее задание

VI. Итоги урока

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия «Угадай слово»

Сегодня на уроке мы рассмотрим ещё один процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, а для того, чтобы узнать названия этого процесса, я предлагаю вам решить кроссворд, т. к. в нем обозначена тема сегодняшнего урока.

(на доске приготовлена таблица в первой строке которой отмечена нумерация вопросов, в третьей строке обозначена цифрой буква ответа, учащиеся угадывая ответ, прописывают букву в соответствующей клетке, таким образом разгадывают тему урока)

Вопросы:

1. Из носика чайника клубы пара попадают на блюдце, и из него стекают капли. Что это за процесс?

2. Состояние вещества, сохраняемое форму, но легко изменяющее объём?

3. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.

4. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости?

5. Процесс, отраженный на участке графика АВ (плавление)

6. Источник энергии для теплового двигателя

7. В Земле на глубине 100км температура около 1000 0С. Какой из металлов: цинк, олово или железо – находится там в нерасплавленном состоянии? (железо)

Итак, тема урока «Кипение» – это физическое явление, о котором сегодня на уроке пойдет речь. Разделите листок на три колонки и подпишите графы

Знаю Хочу узнать Знал

В течение нескольких минут в первой графе напишите все, что вам уже известно о процессе кипения из жизненного опыта, а во второй – о чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке.

III. Стадия «Изучение».

Ученики делятся на группы, каждой группе предлагается ознакомиться с текстом параграфа §18.

ІV. Работа в группах:

Каждая группа получает карточки с заданиями.

(Учащимся, в зависимости от уровня подготовки класса, могут быть предложены наводящие вопросы)

Вопросы:

1. Опишите процесс кипения:

1)Дайте определение процесса

2)При каких условиях протекает процесс кипения

3)Одинаково ли протекает процесс кипения у различных веществ

2. Сравните процесс кипения с процессом испарения.

3. Проанализируйте процесс кипения, ответив на вопросы:

1) Когда в сосуде мы заметим появление многочисленных пузырьков воздуха?

2)Что можно сказать о размерах и числе пузырьков газа при дальнейшем повышении температуры?

3) Что содержат в себе пузырьки?

4)Чем можно объяснить рост пузырьков?

5) Почему пузырьки всплывают на поверхность воды? Что мы наблюдаем в этот момент?

6) Что происходит с пузырьками на поверхности?

V. Демонстрация опытов

Опыт I. Кипение воды.

Собирается установка с электрическим термометром (рис 1). В стакан налито приблизительно 200 мл воды, предварительно нагретой до 90 – 950С. Вода нагревается, внимание учащихся обращается на пузырьки воздуха на стенках и дне стакана (это воздух, который растворён в воде). При нагревании излишек воздуха выделяется из воды в виде пузырьков. В них содержится насыщенный водяной пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха.

При наблюдении видно, что, по мере нагревания воды, пузырьки становятся крупнее. В этот момент слышен шум, предшествующий обычно кипению. При определённой температуре вода закипает.

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре.

6. Пронаблюдайте процесс кипения на опыте. Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? (в спичечном коробке) Почему не горит бумага? (Пока вода кипит, температура бумаги не поднимается выше 100 0С, а бумага при такой температуре еще не загорается. Кипящая вода отнимает у нее лишнее тепло. )

7. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

Путешественники на перевале в Андах развели костер. « Вода здесь закипит не при 100 градусах, а раньше »Майор «оказался прав: термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь восемьдесят семь градусов». Объясните это явление.

Для ответа на вопрос задачи учащимся необходимо ознакомиться с текстом по теме «Кипение», предложенным учителем ( см. приложение1), используя прием ИНСЕРТ.

Опыт II. Температура кипения у различных жидкостей различна.

В кипящую воду насыпают поваренную соль. Вода перестаёт кипеть. Добавляют соль и перемешивают стеклянной палочкой, получают насыщенный раствор. Через некоторое время солёная вода закипает, и термометр показывает температуру выше 1000С.

Вывод: у различных жидкостей температура кипения различна.

Определение и вывод ученики записывают в рабочие тетради.

Опыт III. Кипение теплой воды при пониженном давлении.

Рис. 2

Вывод: уменьшая внешнее давление, мы понижаем температуру кипения.

При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается, а значит, уменьшается температура кипения. С какой проблемой сталкиваются альпинисты?

Ответ: Вода закипает при 70 градусов, мясо невозможно сварить. Альпинисты вынуждены пользоваться консервами и концентратами.

Вопрос: Значит, воду можно перегреть и заставить кипеть при температуре выше 100оС, При каких условиях это возможно?

Ученики высказывают предположения, проверяемые на опыте.

Вывод записывается в тетрадь.

Опыт IV. Прекращение кипения воды при повышенном давлении.

Наблюдая опыт, ученики делают вывод: что чем выше внешнее давление, тем выше температура кипения жидкости.

Вывод записывается в тетрадь.

9 . Применение процесса кипения (работа с текстом, предложенным учителем

( см. приложение1), с использованием приема ИНСЕРТ)

В процессе выступления каждой группы учащиеся делают необходимые записи в тетрадях, после чего им предлагается вернуться к таблице ЗХУ, и в третьей графе отметить, что нового они узнали на уроке. После чего учитель выясняет, не появилось ли у кого-нибудь желание поработать с дополнительной информацией по данному вопросу.

Стадия «Рефлексия»

На данной стадии учащимся предлагается составить Синквейн к слову «КИПЕНИЕ».

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. В случае нехватки времени на уроке ребятам предлагается составить Синквейн в качестве домашнего задания.

Подведение итогов урока

Подача и комментарии к домашнему заданию:

1) (§18, В. И. Лукашик: Сборник задач по физике № 1118-1121)

2) Вопрос к задаче, рассмотренной на уроке: оцените, на какой примерно высоте находились путешественники, считая приблизительно, что температура кипения воды уменьшается на 1 0С на каждые 324м подъема. (4212м)

А. А. Трусов, МБОУ Пичаевская СОШ, Пичаевский район, Тамбовская область

Метки: Физика