Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс

Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс

Цели урока : – Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств – инертности.

– развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,

– сформировать научное мировоззрение.

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

Тип урока : комбинированный.

План урока

Этап урока Время Методы и приемы
1 Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний. 8 мин. Устный опрос
2 Демонстрации 5мин. Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации
3 Изучение нового материала 15 -20 мин. Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта
4 Закрепление нового материала 10 – 15 мин. Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях
5 Домашнее задание 1 – 2 мин. Записи на доске и в дневниках

ХОД УРОКА

1. Актуализация опорных знаний

После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:

– ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?

– Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?

– Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?

– Приведите примеры инерции в природе и технике?

– Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?

– Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?

– Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

2. Демонстрации

– на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

Результат: скорости тележек одинаковы.

– желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.

Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Вопрос к классу : Почему так происходит?

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проведение демонстрации наблюдение
Вопрос относительно результатов опытов анализ результатов опытов, вывод
Запись вывода на доске запись вывода в тетради
Создание проблемной ситуации попытка объясить проблемную ситуацию

3. Изучение нового материала

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

Запись в тетради: Масса – мера инертности тела.

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом – двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.

Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :

m1/m2=υ2 ∕ υ1

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.

Результат: монета падает в стакан.

Вопрос: объясните опыт.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Решение проблемной ситуации Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради
Изложение нового материала (записи на доске) Записи в тетрадях
Проведение опыта Анализ опыта и его результатов

4. Закрепление нового материала

Решение задач

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

Вопрос на закрепление материала :

– Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?

– Почему боксеров объединяют в весовые категории?

– Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

5. Домашнее задание

§ 20 упр. 6 № 1-3

Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.

А. А. Трусов, МБОУ Пичаевская СОШ, Пичаевский район, Тамбовская область

Метки: Физика