Тема урока: «Сила упругости. Закон Гука»
Тема урока: «Сила упругости. Закон Гука»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: урок-исследование.
Цель урока:организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
– обнаружить наличие силы, возникающей при деформации;
– понять причины возникновения силы упругости;
– понять смысл закона Гука;
– научиться измерять силу упругости;
– овладеть опытом, применять теоретические знания на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
2. Метапредметных:
в познавательной деятельности
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
– выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их.
в информационно-коммуникативной деятельности
– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
– отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах.
в рефлексивной деятельности
– постановка целей, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
– формирование умений работать в группе, вести дискуссию;
– поиск и устранение причин возникших трудностей.
3. Личностных:
– научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
– научиться решать задачи и проблемы по теме.
Методы:
- словесный – беседа на основе знаний учащихся;
- наглядный – демонстрация наглядных пособий, презентации, ЦОР;
- практический – работа с интерактивными тренажёрами, эксперимент;
- исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;
Формы: беседа, работа у доски, работа за компьютером с ЦОР, самостоятельная работа с учебником, выступления с полученными результатами.
Оборудование:
1. Для теории: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, ЦОР.
2. Для демонстрации: штатив, пружина, линейка, модель твёрдого тела.
План урока
I. Организационный этап.
- Психологический настрой.
II. Постановка цели урока (совместно с учащимися).
III. Мотивация.
IV. Разработка плана исследования.
- Деформации и их виды.
- Эксперимент по установлению связи между абсолютной деформацией тела и силой упругости, возникающей в деформированном теле.
- Работа с учебником по изучению теоретического материала.
V. Обсуждение результатов результата работы групп.
VI. Закрепление изученного учебного материала.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока
- I. Организационный этап. Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Итак_____
1. Психологический настрой. Слайд 2.
Сегодня у нас очередной урок физики. Я хочу вам пожелать успехов в изучении учебного материала урока. И чтобы каждый из вас в конце урока испытал радость от процесса познания.
Мы продолжаем изучать механику. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова И. Ньютона: «В механике примеры учат не меньше, чем правила».
II. Постановка цели урока. Слайд 2,3.
Кто из вас знает, что такое анаграмма.
Ответ учащихся или учитель: анаграмма – латинская фраза, в которой все буквы поставлены в алфавитном порядке.
1676 год: ceiiin osss ttuv – это анаграмма Гука, зашифрованная формулировка его закона.
Естествоиспытатель, учёный-энциклопедист. Гука смело можно назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий.
Проделав ряд экспериментов, Роберт Гук получил некую закономерность, которая впоследствии стала законом. Но Гук отказался от его публикации. Поэтому в течение долгого времени никто не знал о его открытии. Даже спустя 16 лет, все еще не доверяя своим коллегам, Гук в одной из своих книг привел лишь зашифрованную формулировку (анаграмму) своего закона.
И лишь в 1678 году эта анаграмма была расшифрована Робертом Гуком.
Сегодня я предлагаю стать исследователями и расшифровать анаграмму Гука.
III. Мотивация. Создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного эксперимента.
Как настоящим исследователям нам нужно определить цель исследования.
Демонстрация опытов: гиря на губке, груз на пружине.
Учитель. Какие изменения произошли с телами?
Ответ учащихся. Произошло изменение формы тел и размеров тел – это деформация.
Учитель. Если я уберу гири, что вы наблюдаете?
Ответ учащихся. Нет внешнего воздействия, деформация исчезла.
Учитель. Итак, что мы будем исследовать?
Ответы учащихся. Мы наблюдали опыт, в котором увидели физический процесс и появление силы, отличной от силы тяготения. Причину возникновения этой силы мы будем исследовать на нашем уроке.
Учитель. Цель урока – выяснить причины возникновения силы, появляющейся при деформации и установить, от каких факторов она зависит, а также выяснить область применимости полученных знаний на практике. Слайд 4.
- IV. План исследования.
1. 1 группа. Деформация и её виды. Работа с ЦОР 48923. Слайд 4-8.
А) определение;
Б) как изменяется относительное расположение частиц тела при сжатии? Какие силы взаимодействия частиц преобладают?
В) как изменяется относительное расположение частиц тела при растяжении? Какие силы взаимодействия частиц преобладают?
Г) к чему приводит изменение взаимного расположения молекул тела?
Ответ. Изменение расстояния между атомами изменяет силы взаимодействия между ними, которые стремятся вернуть тело в исходное состояния.
Слайд 9.
http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/1816da07-8b5d-43f4-8e38-83030d358136/7_82. swf
Силы упругости имеют электромагнитную природу.
Д) направление силы упругости;
Е) виды деформаций;
Ответ.
Упругие – исчезают после прекращения действия внешних сил: растяжения и сжатия, изгиба, кручения, сдвига.
Демонстрация видов деформаций на модели твёрдого тела.
Пластические – не исчезают после прекращения действия внешних сил.
Е) Понятие абсолютного удлинения;
Примеры деформаций.
http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/24d79bc3-32fb-4d40-925d-bdf60e52487b/7_80. swf
Вывод: деформации возникают потому, что различные части тела движутся по – разному. Изменение относительного расположения частиц тела является причиной возникновения силы упругости. Направлена сила упругости противоположно смещению частиц при деформации.
Силы упругости имеют электромагнитную природу.
- Эксперимент по установлению связи между абсолютной деформацией тела и силой упругости, возникающей в деформированном теле.
2 группа.
Экспериментальное задание: установить характер зависимости удлинения пружины от приложенной силы.
Оборудование: штатив с крепежом, пружина, набор грузов, линейка с закрытой шкалой, маркер.
Выполнение задания.
- Отметьте на ленте положение крайней точки пружины в недеформированном состоянии;
- Подвесьте 1груз к пружине и отметьте на ленте положение крайней точки пружины;
- Повторите измерения для 3-4 грузов;
- Сделайте вывод о характере зависимости удлинения пружины от приложенной силы.
Вывод: линейная, прямо пропорциональная. Слайд 16.
3 группа. Работа с учебником. Слайды 17 – 23.
Ответить на вопросы:
- Сформулировать закон Гука.
- Коэффициент пропорциональности в законе: название, буквенное обозначение, единица измерения, физический смысл.
- Запись закона Гука с учётом направления силы и направлением смещения частиц при деформации.
- Границы применимости закона.
V. Обсуждение результатов результата работы групп. При обсуждении результатов работы групп 1 и 2 заполняется логическая цепочка. По окончанию заполнения логической цепочки делается вывод.
Вывод. Удлинение тела и сила упругости связаны линейно, прямо пропорционально.
Учитель. Сравните формулировку закона со своим выводом.
Ответ: суть формулировок совпадает.
Учитель. Цель урока достигнута. И теперь мы можем расшифровать анаграмму Гука. ut tеnsio, sic vis (Каково удлинение, такова и сила). Слайд 24.
VI. Закрепление изученного учебного материала. Слайд 25.
Работа с интерактивным тренажёром (ЦОР 49503).
VII. Итог урока.
Учитель. Отложите свои конспекты, закройте учебники и давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал новой темы.
Физический диктант:
- Любое изменение размера или объема тела называют __________________________________. .
- Возникновение сил упругости в теле происходит из-за __________________________________. .
- Способность тела сопротивляться изменениям называется __________________________________. .
- Закон, описывающий зависимость между силой упругости и приложенной изменяющей силой, вывел __________. .
- Изменение длины тела прямо пропорционально __________________________________. .
- При деформации во внутреннем строении тела меняется __________________________________. .
- Различают пять видов деформации ____________. . ____________________. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Если сила деформации больше силы упругости, то __________________________________. .
- VIII. Домашнее задание: п. п. 36,37 Слайд 26.
Ж. В. Клюшина, МБОУ СОШ №37, г. Шахты, Ростовская область
Метки: Физика