Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока по физике в 8 классе Тема: «Электризация тел»

Разработка урока по физике в 8 классе Тема: «Электризация тел»

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся.

Цель: изучение и объяснение простейших электростатических явлений.

Задачи урока:

Образовательные:

– сформулировать понятие электризации тел;

– установить наличие в природе двух типов электрических зарядов;

– изучить виды взаимодействия зарядов.

Развивающие:

– формирование абстрактного и аналитического мышления при наблюдении и описании физических явлений;

– формирование самостоятельной учебной активности при выполнении практического задания.

Воспитывающие:

– формирование познавательной активности учащихся;

– мотивирование учащихся на дальнейшее изучение предмета.

ТСО, оборудование и материал, используемые на уроке: проектор; компьютер; штатив; гильза, изготовленная из металлической фольги; стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. полоски из бумаги (для учащихся)

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся по заданию учителя проводят эксперимент (на столах у учащихся мелко нарезанные листочки бумаги, стеклянная палочка, лист бумаги):

  1. Подносят стеклянную палочку к мелко нарезанным листочкам бумаги.

Наблюдения: ничего не происходит.

  1. Потерев стеклянную палочку о лист бумаги, повторяют эксперимент.

Наблюдения: листочки бумаги притягиваются к стеклянной палочке.

Учитель проводит опыт с помощью гильзы, изготовленной из металлической фольги, и эбонитовой палочки (без прикосновения гильзы к эбонитовой палочке).

  1. Эбонитовую палочку подносят к гильзе

Наблюдения: гильза не притягивается.

  1. К гильзе подносят эбонитовую палочку, предварительно потертую о мех.

Наблюдения: гильза притягивается к палочке.

Учащиеся делают вывод: «После трения стеклянная и эбонитовая палочки находятся в «необычном» состоянии».

Учитель озвучивает тему урока, которая непосредственно связана с рассмотренными явлениями. Тема на экране (слайд 1).

2. Изучение нового материала

  1. Историческая справка (слайд 2)

Учитель:

С давних времен людям была известна способность янтаря электризоваться.

Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Согласно легенде дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено.

Янтарь, в переводе с греческого, «электрон». Греческий ученый Фалес Милетский ввел понятие «электрическое явление».

  1. Взаимодействие заряженных тел

Учитель:

Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела наэлектризовано (ему сообщен электрический заряд).

В электризации участвуют два тела (слайд 3).

Учитель проводит опыты по взаимодействию наэлектризованных эбонитовых и стеклянных палочек.

Наблюдения:

наэлектризованные эбонитовые палочки отталкиваются;

наэлектризованные стеклянные палочки отталкиваются;

наэлектризованные эбонитовая и стеклянная палочки притягиваются.

Учащиеся делают вывод: Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются.

  1. Два рода зарядов

Учитель: Эбонитовая и стеклянная палочки обладают разными зарядами, появившимися при электризации (слайды 4, 5).

Существует два рода зарядов – положительные «+» и отрицательные «-» (слайд 6).

Положительные образуются на стеклянной палочке, потертой о шелк, а отрицательные на эбонитовой палочке, потертой о шерсть.

Эти заряды по-разному взаимодействуют друг с другом.

Одноименные заряды – два одинаковых заряда.

Разноименные заряды – два разных заряда.

Учитель:

– Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды одинакового знака?

– Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды противоположного знака?

Учащиеся:

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются.

Тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются (слайды 7, 8).

  1. Когда электризация полезна и когда вредна.

– Кожаные и прорезиненные ремни, наэлектризовавшись на вращающихся шкивах, могут стать источником искрового разряда. Если в воздухе висит мелкая горючая пыль, проскочившая от наэлектризованного тела искра может вызвать взрыв и пожар (слайд 9).

– Движущиеся на конвейере окрашиваемые детали (корпус автомобиля) заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный. Расход краски снижается, так как она осаждается только на детали (слайд 9).

– На хлебозаводе заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды, притягиваясь друг к другу, образуют однородное тесто (слайд 9).

Закрепление

Вопросы (слайды 10 – 15).

Домашнее задание § 25, § 26 ТЕСТ

(слайд 16)

О. Н. Арделян, ГБОУ СОШ № 538, г. Санкт-Петербург

Метки: Физика