Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Модели строения атома. Урок-лекция с обратной связью. 11 класс

Модели строения атома. Урок-лекция с обратной связью. 11 класс

ПЛАН УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

2. Цель и содержание работы.

3. Модели строения атома:

– Томсона;

– Резерфорда.

4. Работа в творческий группах.

5. Модель атома Бора.

6. Обобщение изученного материала.

7. Домашнее задание.

ДЕМОНСТРАЦИИ И НАГЛЯДНОСТЬ:

1. Плакат №1: «Модели строения атомов по Томсону и Резерфорду».

2. Плакат №2 и компьютерная демонстрация: «Опыт Резерфорда».

3. Плакат №3 и компьютерная демонстрация: «Модель строения по Бору».

(ИКТ: Обучающий диск «Открытая физика» часть 2)

I* ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. (5 минут)

– физика микромира;

– открытие электрона;

– опыт Беккереля;

– вывод: атом имеет сложное строение.

2* ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. (3 минуты)

Цель любой науки – найти подтверждение и объяснение наблюдаемых явлений.

Цель этого урока – в хронологическом порядке отследить логику поиска объяснения таких явлений, как электризация тел, делимость электрических зарядов, рассеивание альфа-частиц, излучение и поглощение энергии на основе моделей строения атома. Содержание работы – сегодня на уроке вы будете получать информацию от меня и работать сами. Постарайтесь выбрать главное, чтобы в течение урока заполнить таблицу, что вы видите перед собой.

(Объяснение учителя о том, как заполнять таблицу).

З* МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ АТОМА. (15 минут)

а). Модель атома Томсона (1903г).

Физическая модель атома по Томсону представляет собой положительно заряженную сферу с равномерно распределенной в ней массой. Так как атом-нейтральная частица, то весь (+) заряд компенсируется (-) зарядом электронов, вкрапленных в него. Физики эту модель атома называют «модель кекса».

(Вопрос к классу: почему такое название -«модель кекса»? Учащиеся дают свои варианты ответов. )

Предложенная модель великолепно объясняет процесс электризации. Давайте вспомним определение этого процесса и попытаемся объяснить, как происходит электризация на основе «модели кекса».

(Ответы учащихся).

Вывод: электризация происходит за счет того, что в процессе трения электроны с более электрически слабого тела переходят на более электрическое тело.

Плакат №1: «Модели строения атомов по Томсону и Резерфорду».

(Дается время на заполнение таблицы).

б). Модель атома Резерфорда (1906-1911г).

Физик Резерфорд проводя серию опытов по рассеиванию альфа-частиц пытался доказать правильность модели своего коллеги. Рассмотрим опыт Резерфорда.

Плакат №2 и компьютерная демонстрация: «Опыт Резерфорда».

(Учитель описывает опыт и результаты, полученные Резерфордом).

Рассмотрим модель, предложенную Резерфордом. Из курса химии вы знаете ее условное название: «планетарная модель».

Плакат №1: «Модели строения атомов по Томсону и Резерфорду».

Опишем эту модель: в центре тяжелое (+) ядро, вокруг по орбиталям вращаются электроны. Атом нейтрален, так как qяд = qэл. Масса электронов намного меньше массы ядра. Модель хорошо объясняет электризацию и делимость электрического заряда. Попробуйте объяснить эти процессы на основании модели Резерфорда. (Ответы учащихся)

Вывод: электризация и делимость происходят за счет перераспределения электронов по орбиталям взаимодействующих атомов.

(Дается время на заполнение таблицы).

4* РАБОТА В ГРУППАХ. (5-7 минут)

Разбить класс на две группы учёных: первая группа – сторонники Томсона,

вторая – сторонники Резерфорда. Обе группы защищают свою модель атома.

Учащиеся делают вывод о том, какая модель правильная.

5* МОДЕЛЬ АТОМА БОРА. (10 минут)

а). Недостатки модели Резерфорда.

б). Модель атома Бора – постулаты. (Постулаты Бора учащиеся ещё раз самостоятельно читают в учебнике на стр. 276).

(Дается время на заполнение таблицы).

в). Демонстрация модели на компьютере и плакате №3.

г). Применение модели к атому водорода (серии). Демонстрация на компьютере.

д). Общие положения квантовой физики.

е). Объяснение излучения и поглощения энергии.

Автор модели атома Рисунок модели атома Особенности модели атома Явления, объясняемые моделью

6* ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (5 минут).

7* ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (** 93-95, а так же таблица, заполненная вами).

Таблица-конспект: «Модели строения атома».

Таблица является обратной связью между работой учителя и ученика, а так же сжатым конспектом рассмотренной темы.

Н. С. Калякина, МБОУ "СОШ №1 МО Алданский район". , Республика Саха(Якутия)

Метки: Физика