Разработка урока физики "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"; 8 класс
Разработка урока физики "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"; 8 класс
Тема: Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Цель: Научить рассчитывать сопротивление проводника различными способами, сформировать понятие зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества из которого он изготовлен. Развить навыки исследовательской деятельности, способности делать выводы из своей работы. Воспитать чувство толерантности, товарищества и способности работать в группе.
Ход урока:
Записать тему урока в тетрадях. Объявить, что мы должны выполнить сегодня на уроке(ЦЕЛЬ).
- Повторить:
а) что такое электрическое сопротивление?
б) что принято за единицу сопротивления?
в) как при помощи вольтметра и амперметра определить сопротивление проводника?
Нарисовать схему на доске. Расчёты произвести на доске. Двое у доски, остальные на месте. Работа в парах –
( определить сопротивление резистора, используя предложенные приборы: резистор, источник тока, вольтметр, амперметр, лампочка и ключ).
г) в чём причина сопротивления с точки зрения строения вещества?
Показать видеофрагмент «Электрический ток в металлах» http://class-fizika. narod. ru/vid. htmс
- На прошлом уроке мы касались того, что сопротивление зависит от свойств проводника. Сегодня вы самостоятельно должны убедиться в этом.
Разделиться на группы. Работа в группе:
- Определить зависимость сопротивления от длины проводника.
- Определить зависимость сопротивления от толщины или площади поперечного сечения проводника.
- Определить зависимость сопротивления от вещества, из которого сделан проводник.
4. Определить зависимость сопротивления от силы тока и напряжения на резисторе.
Материал работы в группе:
Цель: Определить зависимость сопротивления резистора от данной(ых) величин.
1 группа: Определить зависимость сопротивления от длины проводника.
1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .
2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.
3. Присоедините рядом с резистором ещё один такой же ( тем самым увеличив длину провода резистора почти в два раза) и ещё раз измерьте и вычислите сопротивление. (см. схему2)
4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от длины проводника .
5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.
Название величины | Обозначение | Единицы измерения | Зависимость R от этой величины, если зависит, то как. |
Формула для расчёта |
1. Длина проводника | ||||
2. Площадь поперечного сечения | ||||
3. Удельное сопротивление | ||||
4. Сила тока в проводнике | ||||
5. Напряжение на проводнике |
6. Решите задачу: № 1306 (устно).
2 группа: Определить зависимость сопротивления от площади поперечного сечения (толщины) проводника.
1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .
2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.
3. Присоедините к первому резистору ещё один такой же ( тем самым увеличив площадь поперечного сечения провода резистора почти в два раза) и ещё раз измерьте и вычислите сопротивление. (см. схему2)
4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от площади поперечного сечения проводника .
5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.
Название величины | Обозначение | Единицы измерения | Зависимость R от этой величины, если зависит, то как. |
Формула для расчёта |
1. Длина проводника | ||||
2. Площадь поперечного сечения | ||||
3. Удельное сопротивление | ||||
4. Сила тока в проводнике | ||||
5. Напряжение на проводнике |
6. Решите задачу: № 1325 (устно).
3 группа: Определить зависимость сопротивления от вещества проводника.
1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .
2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.
3. Замените резистор другим, имеющем ту же толщину и длину, но изготовленным из другого вещества и ещё раз измерьте и вычислите сопротивление. (см. схему2)
4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от вещества проводника . Как называется величина, которая показывает зависимость сопротивления от вещества проводника? Что она показывает? ( см. учебник § 45).
5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.
Название величины | Обозначение | Единицы измерения | Зависимость R от этой величины, если зависит, то как. |
Формула для расчёта |
1. Длина проводника | ||||
2. Площадь поперечного сечения | ||||
3. Удельное сопротивление | ||||
4. Сила тока в проводнике | ||||
5. Напряжение на проводнике |
6. Решите задачу: № 1331 (письменно).
4 группа: Определить зависимость сопротивления от силы тока и напряжения на резисторе.
1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .
2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.
3. В эту же цепь рядом с резистором включите лампочку, ещё раз измерьте силу тока и напряжение на резисторе и вычислите сопротивление. (см. схему2)
4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от силы тока и напряжения на резисторе.
5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.
Название величины | Обозначение | Единицы измерения | Зависимость R от этой величины, если зависит, то как. |
Формула для расчёта |
1. Длина проводника | ||||
2. Площадь поперечного сечения | ||||
3. Удельное сопротивление | ||||
4. Сила тока в проводнике | ||||
5. Напряжение на проводнике |
6. Решите задачу: № 1277 (письменно).
Порядок отчёта группы: (оглашение результатов работы у доски). Выполняют два человека.
- (человек) Объявить цель исследования. Ход выполняемых действий: какую цепь собирали (схему начертить на доске), что меняли в цепи. Какой вывод получили.
- (человек) Заполняет строчку таблицы на доске с объяснением и рассказывает или записывает решение задачи.
После отчёта групп.
Физпауза.
А. Повторить на видеофрагменте величины, от которых зависит сопротивление. (фрагмент объяснение формулы сопротивления) http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/1b9ecba6-14a6-4049-905c-5dbc681d8a58/8_153. swf
Б. Рассмотреть таблицу 8 в учебнике. Ответить на вопросы:
- Какие величины записаны в таблице?
- Что они показывают?
- Какое вещество обладает самым маленьким сопротивлением при всех равных условиях?
- Какое из веществ обладает наилучшей проводимостью электрического тока?
В. Решить задачи: №1313, (1323, 1326)дополнительно.
Заключение: Что мы сегодня выяснили: От каких величин зависит сопротивление?
Что такое удельное сопротивление? Где его найти для решения задач, если известно вещество проводника.
Домашнее задание: § 45 (отвечать на вопросы), упр. №20(1у, 2п), повт. §42(вопросы)
Метки: Физика