Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Разработка урока физики "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"; 8 класс

Разработка урока физики "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"; 8 класс

Разработка урока физики "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"; 8 класс

Тема: Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Цель: Научить рассчитывать сопротивление проводника различными способами, сформировать понятие зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества из которого он изготовлен. Развить навыки исследовательской деятельности, способности делать выводы из своей работы. Воспитать чувство толерантности, товарищества и способности работать в группе.

Ход урока:

Записать тему урока в тетрадях. Объявить, что мы должны выполнить сегодня на уроке(ЦЕЛЬ).

  1. Повторить:

а) что такое электрическое сопротивление?

б) что принято за единицу сопротивления?

в) как при помощи вольтметра и амперметра определить сопротивление проводника?

Нарисовать схему на доске. Расчёты произвести на доске. Двое у доски, остальные на месте. Работа в парах –

( определить сопротивление резистора, используя предложенные приборы: резистор, источник тока, вольтметр, амперметр, лампочка и ключ).

г) в чём причина сопротивления с точки зрения строения вещества?

Показать видеофрагмент «Электрический ток в металлах» http://class-fizika. narod. ru/vid. htmс

  1. На прошлом уроке мы касались того, что сопротивление зависит от свойств проводника. Сегодня вы самостоятельно должны убедиться в этом.

Разделиться на группы. Работа в группе:

  1. Определить зависимость сопротивления от длины проводника.
  2. Определить зависимость сопротивления от толщины или площади поперечного сечения проводника.
  3. Определить зависимость сопротивления от вещества, из которого сделан проводник.

4. Определить зависимость сопротивления от силы тока и напряжения на резисторе.

Материал работы в группе:

Цель: Определить зависимость сопротивления резистора от данной(ых) величин.

1 группа: Определить зависимость сопротивления от длины проводника.

1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .

2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.

3. Присоедините рядом с резистором ещё один такой же ( тем самым увеличив длину провода резистора почти в два раза) и ещё раз измерьте и вычислите сопротивление. (см. схему2)

4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от длины проводника .

5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.

Название величины

Обозначение

Единицы измерения

Зависимость R от

этой величины, если зависит,

то как.

Формула для расчёта

1. Длина проводника

2. Площадь поперечного сечения

3. Удельное сопротивление

4. Сила тока в проводнике

5. Напряжение на проводнике

6. Решите задачу: № 1306 (устно).

2 группа: Определить зависимость сопротивления от площади поперечного сечения (толщины) проводника.

1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .

2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.

3. Присоедините к первому резистору ещё один такой же ( тем самым увеличив площадь поперечного сечения провода резистора почти в два раза) и ещё раз измерьте и вычислите сопротивление. (см. схему2)

4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от площади поперечного сечения проводника .

5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.

Название величины

Обозначение

Единицы измерения

Зависимость R от

этой величины, если зависит,

то как.

Формула для расчёта

1. Длина проводника

2. Площадь поперечного сечения

3. Удельное сопротивление

4. Сила тока в проводнике

5. Напряжение на проводнике

6. Решите задачу: № 1325 (устно).

3 группа: Определить зависимость сопротивления от вещества проводника.

1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .

2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.

3. Замените резистор другим, имеющем ту же толщину и длину, но изготовленным из другого вещества и ещё раз измерьте и вычислите сопротивление. (см. схему2)

4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от вещества проводника . Как называется величина, которая показывает зависимость сопротивления от вещества проводника? Что она показывает? ( см. учебник § 45).

5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.

Название величины

Обозначение

Единицы измерения

Зависимость R от

этой величины, если зависит,

то как.

Формула для расчёта

1. Длина проводника

2. Площадь поперечного сечения

3. Удельное сопротивление

4. Сила тока в проводнике

5. Напряжение на проводнике

6. Решите задачу: № 1331 (письменно).

4 группа: Определить зависимость сопротивления от силы тока и напряжения на резисторе.

1. Для этого соберите электрическую цепь по следующей схеме 1: .

2. Измерьте силу тока в резисторе и напряжение на нём. Вычислите величину сопротивления по формуле R= /I.

3. В эту же цепь рядом с резистором включите лампочку, ещё раз измерьте силу тока и напряжение на резисторе и вычислите сопротивление. (см. схему2)

4. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление от силы тока и напряжения на резисторе.

5. Начертите таблицу в тетради и заполните строчку таблицы для вашей группы на доске и в тетрадях.

Название величины

Обозначение

Единицы измерения

Зависимость R от

этой величины, если зависит,

то как.

Формула для расчёта

1. Длина проводника

2. Площадь поперечного сечения

3. Удельное сопротивление

4. Сила тока в проводнике

5. Напряжение на проводнике

6. Решите задачу: № 1277 (письменно).

Порядок отчёта группы: (оглашение результатов работы у доски). Выполняют два человека.

  1. (человек) Объявить цель исследования. Ход выполняемых действий: какую цепь собирали (схему начертить на доске), что меняли в цепи. Какой вывод получили.

  1. (человек) Заполняет строчку таблицы на доске с объяснением и рассказывает или записывает решение задачи.

После отчёта групп.

Физпауза.

А. Повторить на видеофрагменте величины, от которых зависит сопротивление. (фрагмент объяснение формулы сопротивления) http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/1b9ecba6-14a6-4049-905c-5dbc681d8a58/8_153. swf

Б. Рассмотреть таблицу 8 в учебнике. Ответить на вопросы:

  1. Какие величины записаны в таблице?
  2. Что они показывают?
  3. Какое вещество обладает самым маленьким сопротивлением при всех равных условиях?
  4. Какое из веществ обладает наилучшей проводимостью электрического тока?

В. Решить задачи: №1313, (1323, 1326)дополнительно.

Заключение: Что мы сегодня выяснили: От каких величин зависит сопротивление?

Что такое удельное сопротивление? Где его найти для решения задач, если известно вещество проводника.

Домашнее задание: § 45 (отвечать на вопросы), упр. №20(1у, 2п), повт. §42(вопросы)

Метки: Физика