Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок физики по теме "Плотность вещества" для 7 кл

Урок физики по теме "Плотность вещества" для 7 кл

Цели урока:

1)воспитательные

воспитать бережное и аккуратное обращение с оборудованием, усидчивость;

умение сосредоточиться;

доводить начатое дело до конца;

2)обучающие:

построение знаний о плотности вещества;

формирование умений применять полученные на уроке знания в практической деятельности;

3)развивающие:

формирование исследовательских умений: проводить наблюдения и эксперименты, делать обобщения и выводы;

развить навыки работы с учебником и со справочным материалом.

Оборудование, приборы и материалы:

-на демонстрационном столе учителя: рычажные весы, железный и алюминиевый цилиндры равного объема (по 1шт. ), небольшая алюминиевая пластина (60х25х5мм)-1 шт. , деревянные брусочки (сосновые) такого же размера-7шт. , мелкие гвозди (пол спичечной коробки), скомканная газетная бумага.

-на столах учащихся: весы с разновесами; мелкие полоски бумаги (для уравновешивания весов); термометр; мензурка; железный цилиндр; алюминиевый цилиндр; несколько деревянных брусков разной массы, среди которых один брусок имеет массу, равную массе алюминиевого цилиндра; самодельные 100-рублевые «монеты» (из расчета 21шт. на парту). Для чего нужны термометр и мензурка, объяснено ниже.

Ход урока

1. Урок начинается вступительным словом учителя и повторением ранее изученного материала (4мин):

УЧИТЕЛЬ: мы с вами уже знаем, что такое вещество (учащиеся вспоминают и выговаривают, что такое вещество);

УЧИТЕЛЬ: знаем также строение вещества (учащиеся вспоминают и выговаривают, что все вещества состоят из молекул, молекулы непрерывно и хаотически движутся);

УЧИТЕЛЬ: знаем, что вещество может находиться в трех разных состояниях (В каких? Учащиеся опять повторяют).

УЧИТЕЛЬ: А теперь посмотрим демонстрационный эксперимент. Понаблюдайте за тем, что я сейчас буду делать. Расскажите о результатах ваших наблюдений и о том, какие из этого можно сделать выводы.

2. Создание проблемной ситуации. 8 мин.

2. 1. Демонстрационный эксперимент№1: Сравнение объемов мелких гвоздей и скомканной газетной бумаги, уравновешенных на весах.

На чашках весов уравновешиваем гвозди со скомканной газетной бумагой и сравниваем их объемы и массы (рис. 1 приложение №5).

По результатам наблюдений эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы:

чашки весов находятся в равновесии – значит массы гвоздей и бумаги равны; но при этом объем газетной бумаги во много раз больше объема гвоздей.

УЧИТЕЛЬ: Почему это так?

УЧАЩИЕСЯ: Потому что бумага легче и ее нужно больше, чтобы уравновесить с гвоздями.

УЧИТЕЛЬ: А что значит «легче» с научной, физической точки зрения?

Учащиеся пока затрудняются ответить на этот вопрос. Это позволяет мне подвести их к осознанию проблемы и цели урока:

УЧИТЕЛЬ: Предлагаю посвятить наш урок поискам ответа на данный вопрос: почему тела, имеющие одинаковую массу, могут существенно различаться по объему? Но сначала предлагаю вам провести еще два эксперимента, чтобы выяснить, является обнаруженный нами факт случайным или закономерным.

2. 2. Самостоятельная экспериментальная работа учащихся.

– СР №1. Сравнение объемов алюминиевого цилиндра и

деревянного бруска равной массы.

Учащимся в парах необходимо:

1)путем взвешивания на рычажных весах нескольких деревянных брусков разной массы найти среди них тот, масса которого равна массе алюминиевого цилиндра (рис. 2,3 приложение№5);

2)сравнить объемы алюминиевого цилиндра и равного ему по массе деревянного бруска (рис. 4 приложение №5);

Итоги работы учащиеся самостоятельно обобщают в тетради в виде вывода:

при равных массах деревянного и алюминиевого цилиндров объем деревянного бруска больше объема алюминиевого цилиндра.

– СР №2. Сравнение массы железного и алюминиевого цилиндров равного объема (рис. 5 приложение№5).

Учащиеся самостоятельно в парах:

1)сравнивают с помощью рычажных весов массу железного и алюминиевого цилиндров равных объемов (рис. 5).

По результатам работы учащиеся пишут вывод в тетради:

Объемы железного и алюминиевого цилиндров равны, но масса железного цилиндра больше массы алюминиевого.

После написания частных выводов учащиеся обмениваются друг с другом результатами парной работы и делают коллективное их обобщение:

при равных массах объемы разных тел могут быть разными, и, наоборот – при равных объемах тел, состоящих из разных материалов, их массы разные.

УЧИТЕЛЬ: Почему так?

Ответ на этот вопрос предлагаю найти в учебнике (параграф 21, стр. 49 в учебнике).

3. Изучение нового материала. 12 мин.

3. 1. Чтение текста учебника:

Учащиеся читают текст учебника и выясняют, что у разных веществ разная плотность, поэтому при равных массах объемы разных тел могут быть разными, и, наоборот, при равных объемах массы тел из разных материалов разные.

Далее записывают в тетрадь основные сведения по теме:

определение плотности вещества (стр. 49 учебника) и:

Плотность=масса/объем

Это же через буквенные обозначения:

S=m/V, где m-масса вещества (кг), V-объем вещества (м3)

единицы измерения плотности вещества:

S=1кг/м3, 1г/см3, 1т/м3

УЧИТЕЛЬ: А как плотность, выраженную в кг/м3, выразить в г/см3?

2700кг/м3=2700х1000: 1000000г/см3=2, 7 г/см3

Итак, 1г/см3=1000кг/м3 , или 1кг/м3 =0, 001г/см3

4. Закрепление. 19 мин.

4. 1 Работа с таблицей значений плотности разных веществ (стр. 50):

УЧИТЕЛЬ: Сравним плотности разных веществ. Для этого:

1)найдите в таблице вещество, имеющее самую большую плотность

УЧАЩИЕСЯ: вещество в таблице, имеющее самую большую плотность -осмий;

УЧИТЕЛЬ: 2) найдите в таблице вещество, имеющее самую маленькую плотность

УЧАЩИЕСЯ: вещество в таблице, имеющее самую маленькую плотность-пробка.

4. 2. Осмысление и научное объяснение ранее проведенных экспериментов.

Учащимся предлагаю сравнить плотность алюминия и сосны и определить, как будут различаться объемы тел из этих материалов при одинаковой их массе. Учащиеся производят расчеты и выясняют, что плотность алюминия в 6,675 раз больше плотности сосны:

Sал/Sс=2700:400=6, 675(раз) (примерно в 7 раз)

Вывод:

т. к. плотность алюминия примерно в 7раз больше плотности сосны, то при равных массах объем алюминиевого тела будет меньше объема тела из сосны примерно в 7 раз.

Проверим экспериментально:

Демонстрационный эксперимент №2: Уравновешивание одной алюминиевой пластины несколькими сосновыми брусочками таких же размеров (рис. 6, 7 приложение №5).

При точной постановке эксперимента получается следующий результат: 6 сосновых брусочков «недовешивают» до алюминиевой пластины таких же размеров, (рис. 6), а 7-«перевешивают» (рис. 7), что полностью подтверждает ранее произведенные теоретические расчеты.

4. 3. Решение задач.

Задача №1.

На карточках 3-х разных цветов написаны задачи разных уровней сложности (см. приложение №3). Учащиеся выбирают карточки с учетом своих возможностей.

Задача №2-общая для всего класса экспериментальная задача

(см. приложение № 3).

5. Подведение итогов урока, домашнее задание(2 мин):

Д/з: параграф 21, упр. 7 (1,2,4).

Метки: Физика