Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Приложения к уроку физики по теме "Плотность вещества" для 7 кл

Приложения к уроку физики по теме "Плотность вещества" для 7 кл

Приложение №1: Объяснение примененных на данном уроке приемов и методов обучения.

Как Вы заметили, на уроке много эксперимента (при этом учащимися экспериментов поставлено больше, чем учителем).

Необходимость самостоятельного эксперимента на уроках физики я объясню следующим неоспоримым доводом:

«Физику знает хорошо тот школьник, который самостоятельно ставит опыты, еще лучше знает ее тот, кто сам делает приборы для этих опытов».

(П. Л. Капица, академик, лауреат Нобелевской премии).

34-летний опыт моей педагогической деятельности в полной мере позволил мне на своем опыте убедиться в истинности данного утверждения.

Конкретно для этого урока и при данном контингенте учащихся имеются и другие не менее важные доводы в пользу выбранного мной количества самостоятельных практических работ для учащихся и их содержания:

1) класс мальчишеский (14мальчиков, 4 девочки), отличается большойподвижностью, неусидчивостью, неорганизованностью;

2) к изучению физики учащиеся приступили недавно, у них пока не выработаны навыки работы с лабораторным оборудованием, физическими приборами, но в то же время имеется определенный интерес к ним, желание пробовать в действии, поэкспериментировать;

3) тщательным подбором видов самостоятельных экспериментальных работ, их содержания и дозировки, я исподволь прививаю учащимся усидчивость, умение сосредоточиться, аккуратное и бережное отношение к оборудованию, умение наблюдать и анализировать, делать выводы, умение доводить начатое дело до конца.

Так, в самостоятельной экспериментальной работе №1, выполненной на данном уроке, мной предложено не просто сравнить объемы двух тел одинаковой массы, как предлагается стандартно, а из нескольких имеющихся деревянных брусков «вычислить» тот, у которого масса равна массе алюминиевого цилиндра, и после этого сравнить их объемы.

И учащиеся с удовольствием его «вычисляют» (разумеется, взвешиванием на рычажных весах), при этом исподволь многократно повторяют и закрепляют свои умения обращаться рычажными весами. (Обращаю внимание: это не монотонное и изнуряющее механическое повторение!)

То же самое можно сказать и об экспериментальной задаче с «фальшивыми монетами»: чтобы определить «фальшивую монету», учащимся приходится проделать, в зависимости от «господина Случая», от одного до четырех взвешиваний на рычажных весах. Это они опять выполняют с удовольствием, т. к. перед ними интересная цель: выяснить, которая из монет фальшивая.

Приложение №2.

О предварительной подготовке оборудования и материалов к уроку

Нестандартный урок требует предварительной подготовки дополнительных нестандартных материалов и оборудования.

Несложные и не требующие продолжительного времени изготовления устройства я задаю учащимся как домашнее задание, более сложные выполняем на кружках – здесь уже требуется от учащихся творческий подход.

К данному уроку на физико-техническом кружке мы изготовили:

к самостоятельной экспериментальной работе №1:

на каждый ученический стол по 5 деревянных брусков разной массы, при этом один из брусков имеет массу, равную массе алюминиевого цилиндра из стандартного физического набора

к демонстрационному эксперименту №2:

небольшую алюминиевую пластину (60х25х5мм)-1 шт. , деревянные брусочки (сосновые) такого же размера-7шт.

к экспериментальной задаче: 21-у «100-рублевую монету» на каждый ученический стол.

Технология изготовления «монет» (см. рис. 8 и 9 в приложении №5):

вырезали картонные кружочки диаметром 50 мм. Каждую «монету» склеили из 3-ех слоев таких кружочков. Для придания им эффекта настоящих, на эти заготовки наклеили отсканированные и отпечатанные на принтере изображения обеих сторон настоящих 100-рублевых Российских монет 1993г. выпуска, хорошо просушили. (Изображения монет сканировали и потом редактировали в программе Photoshop на кружке цифровой фотографии, после чего распечатали цветным струйным принтером).

В центре среднего картонного слоя «фальшивых» монет вырезали небольшой круг, в который вставили равную по размеру железную пластину, и этим увеличили ее массу по сравнению с массой «настоящих».

Необходимо отметить, что после просушки массы «настоящих» монет нужно тщательно подогнать под одно значение, в противном случае эксперимент не удастся. Кружковцам здесь готовые инструкции не даются, они должны сами догадаться, что проще всего подогнать массы «монет» под массу самой легкой. Но сначала ее тоже необходимо определить взвешиванием.

Как видите, предварительная подготовка довольно трудоемкая. Но она себя оправдывает:

– во-первых, у школьников развиваются творческие и конструкторские способности;

– во-вторых, учащиеся глубже усваивают изучаемые физические понятия, явления и законы (еще раз см. слова П. Л Капицы об этом);

– в-третьих, получают практические навыки работы с разными материалами, инструментами, физическими приборами;

– в-четвертых, оборудование делается не на 1 урок: изготовленное один раз, оно служит долго.

Приложение №3.

Дифференцированные задачи на карточках.

Задача №1.

Уровень А:

1)Определите плотность картофелины массой 60г и объемом 50см3. Выразите ее в кг/м3.

Уровень В:

1)Определите плотность деревянного бруска длиной 10см, шириной 5см и высотой 4см, имеющего массу 80 г. Выразите ее в кг/м3.

Уровень С:

1)Определите плотность деревянного бруска, использованного вами в последней лабораторной работе. Выразите ее в г/см3 и в кг/м3.

(В данной задаче для определения плотности бруска учащиеся должны догадаться взять значение массы деревянного бруска из последней лабораторной работы и измерениями размеров бруска вычислить его объем).

Задача №2- общая для всего класса экспериментальная задача.

В отдел борьбы с фальшивомонетчиками принесли 21 монету. Одна из них фальшивая и отличается от других большей плотностью. Специалисты быстро нашли ее, пользуясь приборами. Догадайся, как действовали специалисты, и тоже определи фальшивую монету наиболее коротким путем. Пользуйся приборами, которые на твоем столе.

Вторая задача – одна и та же экспериментальная задача для всех. Особенностью данной задачи является дополнительное затруднение-«ловушка»: на столах учащихся имеется лишнее оборудование (термометр, мензурка). Учащиеся должны суметь выбрать для решения задачи только необходимое оборудование.

Хотя задание одинаково для всех, учителем осуществлен интересный дифференцированный и индивидуальный подход к обучению: слабым учащимся в случае возникновения у них затруднений мной оказывается дозированная помощь. Для этого на карточке заранее подготовлены подсказки разного уровня, в зависимости от вида затруднения и с учетом индивидуальных особенностей учащихся:

– т. к. все монеты имеют равные размеры, а плотность фальшивой монеты больше плотности настоящей, то фальшивая монета обладает большей массой;

– на вашем столе имеются лишние приборы;

– примените рычажные весы;

– примените рычажные весы; на чашки весов положите по 10 монет;

Как показывает практика, этихподсказок вполне достаточно для решения задачидаже в слабом классе.

Решение данной задачи см. в приложении №4.

Приложение №4: Решение экспериментальной задачи №2.

Т. к. все монеты имеют равные размеры, но плотность «фальшивой» монеты больше плотности настоящей, то «фальшивая» монета обладает большей массой, поэтому ее можно определить взвешиванием: раскладываем на чащи весов по десять монет. В зависимоси от «господина Случая» возможны 2 варианта:

I вариант: стопки монет уравновешены.

В этом случае задача решена одним взвешиванием: «фальшивая» монета– не попавшая в стопки.

II вариант: одна из стопок «перевешивает»: «фальшивая» монета здесь.

В данном случае «перевешивающую» стопку монет еще раз раскладываем на чаши весов по 5 монет:

Продолжение решения аналогично началу и понятно без дальнейшего объяснения.

Метки: Физика