Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок "Анализ эксперимента как форма повторения материала"; 8 класс

Урок "Анализ эксперимента как форма повторения материала"; 8 класс Цель: повторить курс физики 7-9 класса; способствовать глубокому пониманию изучаемого материала и развитию практических умений и навыков учащихся. Развивать умение наблюдать, делать самостоятельно выводы, расчеты, анализировать полученные результаты. Развивать интерес и логическое мышление путем решения проблем.

Оборудование урока: Лабораторное оборудование по разделам физики; электронные образовательные ресурсы «Открытая физика»; программа MicrosoftExcel (для построения графиков, расчета формул)

Ход урока:

I. Организационный момент.

У: Здравствуйте, коллеги! Прошу садиться. Да, вы не ошиблись, я действительно назвала вас коллегами, т. к. сегодня вы ни какие не ученики, а сотрудники научно—исследовательского института физики. В институте всего семь лабораторий, названия которых вы видите на столах. Электронной почтой были получены заявки на подтверждение определенных законов физики. Поэтому перед нами стоит сегодня важная задача – исследовать и подтвердить законы физики, а как мы можем это сделать? Только исследуя эксперимент. Действительно, верховным судьей всякой физической теории являются опыт и эксперимент. Поэтому урок пройдет в виде практикума по решению экспериментальных задач. Тем самым мы повторим материал, пройденный с 7 класса по сегодняшний день.

Пусть наша с вами работа пройдет под девизом:

(запись на экране)

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

А. С. Пушкин

Прежде чем приступить к эксперименту, мы должны повторить темы, чтобы успешно работать на уроке. Ранее вам был дан перечень тем для повторения. Предлагаю провести повторение в виде презентации.

II. Повторение пройденного материала

Заполнить таблицы.

Тепловые явления

процесс

формула

t

Q

Нагревание

Охлаждение

Плавление

Кристаллизация

Кипение

Конденсация

Электрические явления

I

R

последовательное

параллельное

определение

закон Ома

Механические колебания

A

T

ν

T от ν

маятник

пружинный

математический

Т

причина колебаний

III. Решение экспериментальных задач.

Напоминаю алгоритм вашей работы: в ходе работы вы должны поставить перед собой цель, построить гипотезу, которую надо либо подтвердить, либо опровергнуть, провести эксперимент, в ходе эксперимента получить данные к решаемой задаче, сделать вычисления, используя формулы и, если необходимо, построить график. И по окончании работы проанализировать результаты и сделать вывод. Желаю нам успеха!

Лаборатория электрических явлений

Задача 1.

Исследовать законы прямого тока при последовательных соединениях

1. Гипотеза: сила тока в любом участке последовательной цепи одинакова.

Соберите последовательную цепь из четырех резисторов различного номинала и источника питания. Размещая амперметр на различных участках цепи, убедитесь, что сила тока везде одинакова.

Дополнительное задание: Рассчитать напряжение на каждом резисторе.

2. Гипотеза: напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных ее участках.

Исследовать напряжение на различных участках последовательной цепи.

Дополнительное задание: Рассчитать сопротивление каждого резистора и всей цепи.

I

R

1 рез.

2 рез.

Общ.

Задача 2.

Исследовать законы прямого тока при параллельном соединении, установить зависимость силы тока от сопротивления.

Задание. Соберите параллельную цепь, содержащую два резистора различного номинала и источник питания. Разместив вольтметры на различных параллельных участках, убедитесь, что напряжение везде одинаково.

Задание. Что можно сказать о силе тока на различных участках параллельной цепи?

I

R

1 рез.

2 рез.

Общ.

Дополнительное задание: определить общее сопротивление и сопротивление каждого резистора и проверить, что R=R1R2/(R1+R2)

Задание. Соберите электрическую цепь, состоящую из источника питания, резистора и амперметра. Меняя значения сопротивления, исследуйте изменение силы тока. Результаты занесите в таблицу, постройте график и сделайте вывод о характере зависимости силы тока от сопротивления.

R

I

Лаборатория Механических колебаний.

Задача 3.

Определить зависимость периода и частоты колебаний нитяного маятника от длинны его нити. Построить графики зависимости периода и частоты колебаний от длины его нити.

Ход: для различных значений длин математического маятника измерить время 10 колебаний и получить результаты, представить в таблице.

l, м

t, с

T, с

ν, Гц

Выяснить:

1. Как зависит период колебаний от длинны нити маятника.

2. Как зависит частота колебаний маятника от длинны его нити.

3. Провести анализ колебательного движения математического маятника.

Ответ: пред нами стояла задача исследовать зависимость периода и частоты колебаний нитяного маятника от длины его нити. В ходе эксперимента мы меняли длину нити и измеряли время 10 полных колебаний. Определяли период и частоту колебаний. Анализируя полученные результаты, мы определили, что период прямо пропорционально зависит от длины нити, а частота обратно пропорционально зависит от длины нити маятника. Построенный график наглядно это показывает.

Лаборатория Основ динамики

Задача 4.

Измерить жесткость пружины и определить зависимость жесткости пружины от силы упругости и деформации пружины и зависимость силы упругости от абсолютного удлинения.

Выяснить:

1. Как зависит удлинение пружины от силы тяжести?

2. Как зависит сила упругости от удлинения пружины?

3. От чего зависит жесткость пружины?

Ход:

1. Подвешивая грузы на пружине, определить силу упругости (Fупр. = Fтяж. ) и удлинение пружины.

2. Используя закон Гука, вычислить жесткость пружины.

3. Определить зависимость жесткости пружины от силы упругости и от деформации пружины.

4. По результатам измерений построить график зависимости Fупр. от абсолютного удлинения

l, м

Fупр, Н

k, Н/м

kср, Н/м

1

2

3

Лаборатория тепловой физики

Задача 6.

Определить температуру кристаллизации нафталина.

1. В жидкий нафталин опустить лабораторный термометр.

Измерять температуру через равные промежутки времени.

2. Построить график зависимости температуры от времени.

t, с

Т, ˚С

Выяснить:

1. Что происходит с внутренней энергией при охлаждении жидкости;

2. Что происходит с температурой при кристаллизации жидкости.

3. Почему при кристаллизации температура не меняется?

Задача 7.

Определить температуру кипения спирта. Определить, сколько энергии необходимо затратить, чтобы вскипятить спирт определенной массы.

1. Сосуд со спиртом поставить на горелку.

2. Опустить в спирт термометр и измерять температуру через равные промежутки времени.

3. Определить температуру кипения спирта.

4. Построить примерный график зависимости температуры от времени

t, с

Т, ˚С

Выяснить:

1. При какой температуре спирт кипит;

2. Что происходит с внутренней энергией вещества на протяжении всего наблюдаемого процесса?

2. Что происходит с температурой при кипении жидкости? Почему?

IV. Закрепление материала.

Закрепление материала провожу в виде тестирования по отдельным темам.

V. Домашнее задание.

Метки: Физика