Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок физики "Колебательное движение", 9 класс

Урок физики "Колебательное движение", 9 класс

Тип урока

– обретение новых знаний.

Форма урока – работа в группах.

Цели урока: Учащиеся должны знать особенности колебательного движения;

Учащиеся должны уметь отличать колебательное движение от других видов и находить общие закономерности;

Учащиеся должны развивать способности работы в группе на ряду с индивидуальной деятельностью;

Развивать у учащихся навыки к анализу и построению логических умозаключений на примере колебательного движения.

Структура урока: 1. Знакомство с новым материалом.

2. Практическая работа в группах.

3. Закрепление нового материала.

4. Подведение итогов урока.

Оборудование : нитяные и пружинные маятники, часы, часы « ходики», метроном, модель Солнечной системы, модели кристаллических решеток твердых тел, модель двигателя внутреннего сгорания, струнный музыкальный инструмент…

ХОД УРОКА.

1. Орг. Момент.

– Здравствуйте, дорогие наши гости, и конечно, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Наша страна отмечает День Конституции, день когда так хочется еще и еще раз задуматься о своих правах и вспомнить о своих обязанностях.

Еще одна необычная особенность нашего занятия в том, что у нас на уроке присутствуют гости, и аудитория в классе собралась самая разнообразная: здесь среди гостей я вижу не только физиков , но и учителей , на первый взгляд, далеких от физики, одним словом – Лирики. Да и среди нас с вами, положа руку на сердце : все ли физики?

Да, компания подобралась «разноцветная», но между тем каждый имеет право на приобретение новых знаний, и на то, чтобы время провести интересно и с пользой для дела, и мы , конечно, нарушать ничьи права не собираемся, и постараемся , чтобы было интересно не только физикам, но и лирикам.

2. Определение темы, целей и задач урока.

– Утро для нас действительно необычное, настраивает на лиричный лад.

Н. А. Заболоцкий « УТРО»

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

– О чем говорится в этом стихотворении?

(о звуке, пауке, воздухе, листе)

– Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Почему? Что общего у воздуха и листа, звука и паука, кроме рифмы, что их объединяет?

( они движутся, колеблются).

– Тема нашего урока " Механические колебания" и говорить мы сегодня с вами будем о колебательных процессах.

( формулируются и конкретизируются цели урока)

-В ходе урока мы постараемся понять, что такое колебания, каковы их особенности, как они связаны с движением, основные виды колебаний и колебательных систем.

3. Новый материал.

– Давайте вернемся к стихотворению Заболоцкого. Каким словом можно попробовать заменить ключевой глагол " колеблется"? ( Движется). Попробуйте сделать исправления в авторском тексте. Что у вас получилось?

Рожденный пустыней,

Стал двигаться звук,

Задвигался синий

На ветке паук.

Там движется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Движется лист.

– А теперь прочитайте оба стихотворения? заметно ли изменение? что на ваш взгляд изменилось? Теперь в стихотворении идет речь о простом движении. Что такое Движение с точки зрения физики?

(Изменение положения тела в пространстве относительно других тел)

– А в процессе колебаний тело меняет свое положение? Значит:

Механическое колебание – это движение, при котором. . .

– Что происходит с координатой, положением тела? чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть движение тел на ваших столах. Выбрать себе приборы для демонстрации вы можете , разгадав загадки:

1. Огни небес, тот серебристый свет,

Что мы зовем Мерцаньем звезд небесных, –

Порою только неугасший свет

Уже давно померкнувших планет,

Светил, давно забытых и безвестных. . .

( Бунин. – космос)

2. Не летает , не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( Автомобиль)

3. В круглом домике, в окошке

Ходят сестры по дорожке,

Не торопится меньшая,

Но зато спешит старшая. (Стрелки часов)

4. Сижу, как в забытьи, бесцельные часы,

Смотрю, как предо мной колеблются весы,

Как стрелка движется, медлительно склоняясь,

От средней линии размерно отклоняясь. ( Рычажные весы)

( учащиеся разгадывают загадки, выбирают соответствующие приборы

рассматривают в группах движение:

1. тел Солнечной системе по модели , Земли по глобусу

2. движение поршня в ДВС,

3. движение стрелок и маятника на часах,

4. Движение стрелки на рычажных весах.

и делают вывод о том, что. . . )

Механическое колебание – это движение, при котором координата тела повторяется.

– Получается , что изменив в стихотворении одно слово на другое, на первый взгляд , близкое по смыслу, мы тем самым изменили физическую картину осеннего утра, нарисованного автором и получили совсем другое восприятие.

Каково же основное отличие колебаний от обычного движения?

( при колебаниях движение повторяется периодически, через определенный промежуток времени мы вновь увидим данное явление, тело или процесс)

– Что вы можете сказать о колебании как о движении? по каким признакам мы проводим классификацию механических движений?

( на примерах своих демонстраций учащиеся приходят к выводу, что колебания по траектории могут быть прямолинейными и криволинейными; по скорости – неравномерными)

– На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания. На что похожи эти тела?

(учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине, на стержне и. т. д. )

Маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной оси.

Нитяной маятник.

Пружинный маятник.

– Мы рассмотрели с вами самые различные примеры тел, которые совершают колебания, но все эти тела можно объединить в одну группу. Системы тел, которые способны совершать колебания, называются колебательными системами. Обратите внимание на выражение" способны совершать колебания", т. е. необходимы условия для совершения колебаний. Что это за условия? Давайте вернемся к стихотворению Заболоцкого, благодаря чему колеблются синий паук и лист, кто заставляет их вновь и вновь совершать одно и тоже движение? (ВЕТЕР)

( Наличие внешней силы для вывода системы из равновесия и силы ,стремящейся вернуть тело в положение равновесия. )

-Что произойдет с пауком и листом, если ветер стихнет?

(Колебания прекратятся , т. е. колебания бывают:)

Свободные(затухающие)

Вынужденные.

4. Закрепление.

– Вот на такой физико – лирической ноте мы заканчиваем наше занятие. И уж раз мы начинали с лирики,то закончить давайте попробуем прозой. У вас на столах есть отрывки из известных вам произведений с описанием явления, изученного нами на уроке. Найдите в своих отрывках упоминание о колебании и опишите его, используя подсказки, ключевые слова и схемы.

5. Подведение итогов.

– На нашем демонстрационном столе остались приборы, которые пока не нашли своего применения на нашем уроке, рассмотрев эти тела мы приходим к выводу , насколько разнообразен и сложен мир простых колебаний ( Гитара, глобус, юла, кристаллическая решетка, схема кровообращения, метроном и др. ). Все это еще раз доказывает нам, что мы живем в поистине колеблющемся мире. .

Литературный материал для урока.

Отрывки из художественных произведений для рефлексии.

Жюль Верн. « Таинственный остров»:

« Ураган подхватил воздушный шар, подбросил его, как мяч, на вершину смерча и, завертев вместе со столбом воздуха, помчал со скоростью девяносто миль в час; шар волчком вращался вокруг собственной оси, как будто попал в некий воздушный Мальстрим…»

М. Пессель. « Заскар» :

« Человек, проходящий по висячему мосту, должен обладать определенными навыками. Дело в том, что мост совершает два вида колебаний – справа налево и сверху вниз. Такое колебание опасно тем, что любые попытки уменьшить его приводят к увеличению размаха колебаний. . »

Жюль Верн. « Робур – Завоеватель»:

« Пусть те, кто плавал в бурю на корабле, идущем протии ветра, припомнят свои ощущения, и они поймут, какой страшной силы может достигнуть встречный поток воздуха…»

К. Г. Паустовский. «Бросок на юг»:

« В день доставки дани Сухум содрогнулся от пронзительного, просверливающего череп визга, как будто на базаре вопили, барахтаясь в мешках, сотни поросят. То визжали несмазанными колесами арбы. Их волокли невозмутимые буйволы…»

Метки: Физика