Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок физики в 7 классе по теме «Строение вещества»

Урок физики в 7 классе по теме «Строение вещества»

Цели:

Образовательная: обучение умениям проводить наблюдения за явлениями; описывать, сравнивать и формулировать выводы по результатам наблюдений.

Развивающая: способствовать развитию общеучебных умений и навыков совместной деятельности при приобретении новых знаний; познавательных интересов; речи, мышления.

Воспитательная: формирование убеждённости в возможности познания природы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Урок – исследование.

Оборудование: Блюдце с водой, керосин, карандаш , воздушный шарик, ручной велосипедный насос, медный шарик, штатив с муфтой и кольцом, спиртовка, пузырёк с медным купоросом, 3 пробирки с чистой водой, ватные тампоны, пузырьки со спиртом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сегодня будем мы опять

Природы тайны познавать.

2. Мотивационный этап.

Учитель: На первом уроке физики вы узнали, что физика – наука о природе. Начиналась физика из повседневных наблюдений. Учёные Древнего Востока накопили много знаний о природе, наблюдая за различными природными явлениями. Было установлено, что все физические тела состоят из вещества. Вещество может быть одно и то же, а тела разные. Возьмём для примера лёд, воду комнатной температуры в стакане, пар над горячей водой в стакане. Назовите вещество, из которого состоят эти тела.

Учащиеся: Это вода.

Учитель: Вещество одно – вода, а одинаковы ли тела?

Учащиеся: Тела не одинаковы; Лёд твёрдый, вода жидкая, пар это газ.

Учитель: Почему одно и то же вещество может иметь разные свойства. И тогда учёные задали вопрос: из чего состоят вещества? Ответив на этот вопрос, учёные научились создавать новые вещества с нужными свойствами. Как вы думаете, ребята чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Учащиеся: Будем изучать строение вещества.

Учитель: Верно. Запишем тему урока «Строение вещества» в тетради.

3. Получение новых знаний.

Учитель: Ребята, что остаётся на доске, после того как я проведу мелом?

Учащиеся: След.

Учитель: А почему этот след образовался, что происходит с мелом. Можем ли мы заглянуть внутрь мела?

Учащиеся: Нет этого мы сделать не можем.

Учитель: Греческий философ Демокрит ещё 2500 лет назад обдумывал этот вопрос. Сначала он выдвинул предположение – гипотезу, что должно находиться внутри вещества, а затем проверил его опытными фактами. И мы сегодня с вами поступим также. Вы выступите в роли экспериментаторов. Вначале урока вы уже разделились на группы. В каждой группе вам необходимо выбрать руководителя. Руководители получают оборудование, листы – инструкции с заданиями. Проводите опыты, затем все вместе обсуждаете полученные результаты и готовитесь к выступлению. На выполнение задания отводиться 10 мин.

Лист – инструкция 1.

Оборудование: медный шар, штатив с муфтой и кольцом.

Ход работы:

1. Проверьте, проходит ли шар сквозь кольцо.

2. Возьмите шар и с разрешения учителя нагрейте его в пламени спиртовки. Проходит ли теперь шар сквозь кольцо?

3. Повторите попытку, после того как шар остынет.

4. Ответьте на вопросы:

– Что менялось? Как это объяснить?

Лист – инструкция 2.

Оборудование: пузырёк с медным купоросом, 3 пробирки с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы:

1. Растворите в пробирке с водой несколько крупинок медного купороса.

2. С помощью стеклянной палочки перелейте несколько капель раствора медного купороса в пробирку с чистой водой. Размешайте раствор палочкой.

3. Из второй пробирки несколько капель раствора перелейте в пробирку с чистой водой. Размешайте раствор палочкой.

4. Ответьте на вопросы:

– Сохранялся ли цвет раствора при уменьшении его концентрации?

– Что вы можете сказать о количестве частиц медного купороса в начале и в конце эксперимента?

– Что вы можете сказать о размерах мельчайших частиц вещества?

Лист – инструкция 3.

Оборудование: Воздушный шарик, ручной велосипедный насос.

Хор работы:

1. Надуйте немного воздушный шарик и завяжите его. Сожмите шар руками.

2. Возьмите насос, закройте пальцем отверстие и попытайтесь сжать воздух в нём.

3. Ответьте на вопросы:

– Изменился ли объём воздуха в шарике после сжатия?

– На какую часть своего объёма сжался воздух в насосе?

– Объясните причину наблюдаемого явления.

Лист – инструкция 4.

Оборудование: пузырёк с керосином, блюдце с водой, стеклянная палочка.

Ход работы:

1. Осторожно с помощью стеклянной палочки капните каплю керосина в блюдце с водой.

2. Ответьте на вопросы:

– Скатывается ли капля керосина в шарик на поверхности воды?

– Чем объяснить наблюдаемое явление?

Лист – инструкция 5.

Оборудование: лист бумаги, мягкий карандаш.

Ход работы:

1. Проведите карандашом по листу бумаги.

2. Ответьте на вопросы:

– Что вы наблюдаете?

– Что можете сказать о размерах частиц, из которых состоит карандаш?

4. Обсуждение результатов опытов.

Учитель: Ребята сейчас каждая группа доложит нам результаты своих опытов. Мы вместе постараемся дать правильное объяснение наблюдаемым явлениям.

Представитель первой группа: Когда шарик был холодным он проходил в кольцо, а после нагревания не прошёл в кольцо. Результат опыта мы объясняем тем, что шарик при нагревании увеличился в объёме.

Учитель: Почему тела при нагревании изменяют свои размеры? Какие изменения происходят внутри тела?

Учащиеся: (высказывают свои предположения)

1. Тела состоят из отдельных частиц и при нагревании они размножаются, увеличивая тем самым размеры тела.

2. Тела состоят из отдельных частиц, которые при нагревании увеличиваются.

3. Либо тела состоят из частиц разделённых промежутками, при нагревании промежутки увеличиваются.

Учитель: Запишем эти предположения. Первое предположение приводит нас к тому, что все тела при нагревании должны неограниченно увеличиваться в размерах. Это противоречит вашим повседневным наблюдениям за окружающими нас телами. Несостоятельность второго предположения нам помогут объяснить результаты опытов второй группы.

Представители второй группы: Когда мы сжали шарик рукой, объём воздуха в нём уменьшился. Зажав отверстие насоса, мы сжали воздух в нём примерно на третью часть. Мы пришли к выводу, что воздух состоит из частиц, которые могут смещаться относительно друг друга.

Учитель: Теперь мы можем утверждать, что сами частицы при нагревании не изменяют своих размеров. Ведь воздух в шарике не нагревали, не охлаждали, а сжали. Объём воздуха в шарике уменьшился. Осталось третье предположение: тела состоят из мельчайших частиц, разделённых промежутками. Сделать вывод о размерах частиц нам помогут результаты опытов третьей, четвёртой и пятой группы.

Представители третьей группы: Когда мы растворили несколько крупинок медного купороса в воде, получился голубоватый цвет раствора. После того как мы отлили часть этого раствора во вторую пробирку с чистой водой, цвет раствора во второй пробирке стал светлее. Когда часть раствора из второй пробирки перелили в третью, то цвет раствора стал ещё светлее. Мы пришли к выводу, что в последней пробирке содержится меньше частичек медного купороса, чем в первой, поэтому цвет раствора стал очень светлым.

Представители четвёртой группы: Когда мы каплю керосина поместили на поверхность воды она не скатывается в шарик, а растекается по поверхности воды, тонким слоем. Значит, частицы, из которых состоят тела имеют очень маленькие размеры.

Представители пятой группы: После того как мы провели карандашом по листу бумаги, на нём остался след. Мы решили, что на листке остались частички стержня карандаша. Значит, тела могут распадаться на части, так как они состоят из отдельных частиц.

Учитель: Теперь вы знаете, что все тела, окружающие нас состоят из отдельных частиц разделённых промежутками. Эти частички очень маленьких размеров. Вспомните, как называли их в курсе природоведения.

Учащиеся: Мельчайшая частица вещества – молекула данного вещества.

Учитель: Запишем определение в тетрадях. Проведём ещё опыт, подтверждающий, наше предположение о размерах частиц, из которых состоят тела. На столах у вас находятся ватные тампоны и пузырьки со спиртом. Смочите тампоны спиртом и потрите руки. Что вы заметили через некоторое время?

Учащиеся: В том месте, где потёрли спиртом, чувствуется прохлада. Пятна на руках высохли.

Учитель: Куда исчез спирт? Видели вы как спирт исчезал с ваших рук? Какой вывод можно отсюда сделать?

Учащиеся: Этот опыт показывает, что все вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Эти частицы могут двигаться.

Учитель: Приведите пример явления подтверждающего наше утверждение.

Учащиеся: Можно раскрошить кусочек льда, запах от цветов распространяется на некоторое расстояние.

Учитель: Из всего сказанного можно сделать вывод: что все тела кажущиеся на вид сплошными состоят из отдельных частиц, очень маленьких размеров.

Английский учёный Роберт Рэлей определил линейный размер молекулы оливкового масла. Каплю оливкового масла объёмом 0,0009 см3 он поместил на поверхность воды в широком сосуде. Капля растекалась по поверхности воды, но постепенно растекание прекратилось и площадь плёнки, образованной маслом перестала изменяться. Роберт предположил, что площадь перестала увеличиваться, потому что молекулы масла расположились в один ряд. Толщина плёнки равна размеру одной молекулы. Измерив, площадь пятна, Роберт рассчитал толщину плёнки, а она ровна размеру молекулы:

D = V/S = 0,0009 см3/5500 см2 = 0,00000016 см.

Эти результаты подтверждают наши предположения. Опыты многих учёных показали, что разные вещества состоят из молекул разных размеров. В учебнике на стр. 19 есть фотография молекул белка. Фотография получена при помощи специального прибора – электронного микроскопа. Молекулы, в свою очередь, состоят из более мелких частиц, которые называются – атомы.

Скажите сколько атомов может входить в состав молекулы, от чего это зависит?

Учащиеся: Если молекулы различных веществ отличаются размерами, значит число атомов, входящих в них будет разное.

Учитель: Например, молекула воды состоит из трёх атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода (на доске изображает механическую модель молекулы воды).

5. Закрепление материала.

Самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.

Учащимся раздаются листочки, на которых записан ряд утверждений. Если утверждение верное, то ученики рядом записывают «да», если утверждение неверное то записывают «нет».

1. Тела состоят из веществ.

2. Атомы состоят из молекул.

3. При нагревании вещества размеры молекул увеличиваются.

4. Плёнка масла, растекающаяся по поверхности воды, может занимать любую площадь.

5. При сжатии воздуха в шаре, промежутки между молекулами уменьшаются.

6. Молекулы воды отличаются от молекулы льда.

Учитель: Ребята поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг друга. Оценку можно выставить карандашом.

6. Заключительный этап.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы та искорка пытливости, любознательности, которую сегодня я видела в ваших глазах сохранилась надолго. Вы сегодня разгадали одну из тайн природы. Что же это за тайна?

Учащиеся: Вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Размеры частиц очень малы. Частицы могут двигаться.

Учитель: Спасибо всем за работу. Запишите домашнее задание. Стр. 16-20.

Экспериментальное задание. Растворите кусочек сахара в холодной воде и в горячей воде. Сравните результат. Видны ли частички сахара в воде?

Метки: Физика