Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок физики в 7 классе по теме «Диффузия»

Урок физики в 7 классе по теме «Диффузия»

Цели:

Образовательная: формирование понятия диффузии; научить объяснять явление диффузии в жидкостях, твёрдых телах и газах, зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.

Развивающая: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, находить общие признаки.

Воспитательная: формирование у учащихся навыков совместной деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Урок решения цепочки экспериментальных познавательных задач.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята на прошлом уроке мы постигали тайны природы. Сегодня на уроке вы снова выступите в роли исследователей природы. Но прежде вспомним, что мы узнали на прошлом уроке. (Фронтальный опрос)

1. Для чего нужно знать строение вещества?

2. Какие явления подтверждают, что все вещества состоят из частиц, разделённых промежутками?

3. Как называются частицы, из которых состоят вещества?

4. Из каких наблюдений следует вывод о размерах частиц вещества?

5. Как изменится объём тела при увеличении и уменьшении промежутков между молекулами?

6. Что вы знаете о молекулах различных веществ?

7. Из каких атомов состоит молекула воды?

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым явлением, которое играет очень важную роль в процессах жизнедеятельности человека, растений и животных. С этим явлением мы с вами встречаемся почти на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для этого мы проведем опыты, в ходе которых как я уже сказала в начале урока вы выступите в качестве ученых – исследователей. Изучение нового материала разбито на несколько этапов. Перед каждым этапом я буду ставить вопрос, а вы выдвигаете свои гипотезы, которые затем проверяете экспериментально. К выводу приходим в процессе обсуждения полученных результатов. Работаем по группам.

3. Получение новых знаний.

Учитель: На прошлом уроке ребята второй группы при проведении эксперимента пришли к выводу, что вещества состоят из частиц и эти частицы движутся относительно друг друга. Вы приводили пример распространения запаха цветов на некоторое расстояние. Как это можно объяснить?

Учащиеся: Запах – это молекулы вещества, распространяющиеся в воздухе, а воздух тоже состоит из частиц. Частицы перемешиваются между собой. В результате столкновений частицы разлетаются в разные стороны, поэтому запах распространяется на некоторое расстояние в разных направлениях. .

Учитель: Верно. Наблюдаемое явление называется диффузия. Это явление является доказательством того, что все тела состоят из молекул, а они находятся в беспорядочном непрерывном движении. Запишем в тетради тему урока «Диффузия». Рассмотренный пример показывает, что диффузия может происходить в газах. Выясним, в каких ещё веществах может протекать диффузия. Проведём эксперимент и ответим на вопросы. У вас на столах есть кусочки сахара и йод. Капните с помощью пипетки на кусочек сахара каплю йода. Что вы наблюдаете и какую гипотезу можно выдвинуть?

Учащиеся: Почти весь кусочек сахара окрасился в коричневый цвет. Молекулы йода перемешались с молекулами сахара.

Учитель: Правильно. Этот опыт указывает на возможность молекул различных веществ в результате непрерывного и беспорядочного движения перемешиваться между собой. Как называется это явление?

Учащиеся: Это явление называется диффузия.

Учитель: В стакан с водой я брошу несколько кристалликов марганцовокислого калия. Наблюдаем за происходящим явлением и выдвигаем свои гипотезы.

Учащиеся: Мы наблюдаем, как постепенно вода в стакане окрашивается в малиновый цвет. Значит, молекулы марганцовокислого калия проникают между молекулами воды. Происходит диффузия.

Учитель: Молодцы! Можете ли вы объяснить причину диффузии.

Учащиеся: Видимо причина диффузии – беспорядочное движение молекул.

Учитель: Сейчас у доски я распылю духи. Как только вы почувствуете запах поднимайте руку. (Через несколько минут почти все учащиеся подняли руки)

Объясните причину наблюдаемого явления.

Учащиеся: Духи, находясь в жидком состоянии, превращаются в пар. Молекулы пара движутся и проникают в промежутки между молекулами газов, из которых состоит воздух в классной комнате. Вещества перемешиваются по причине своего беспорядочного движения.

Учитель: Ребята, на основе наблюдаемых явлений сделайте вывод о том в каких веществах может происходить диффузия?

Учащиеся: Молекулы во всех веществах движутся беспорядочно, значит, диффузия может происходить во всех веществах.

Учитель: Попробуйте сами дать определение диффузии, опираясь на все полученные результаты.

Учащиеся: Самопроизвольное перемешивание веществ называется диффузией.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы уже пришли к выводу, что диффузия может протекать во всех веществах. Теперь ответьте на вопрос «Одинаково ли протекает диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах?»

Учащиеся: Мы наблюдали диффузию в газах и жидкостях. Скорость протекания диффузии зависит от того в каком состоянии находится вещество.

Учитель: Обоснуйте своё предположение.

Учащиеся: В газах диффузия протекала быстрее, чем в жидкостях. Молекулы газа движутся быстрее, чем молекулы жидкости.

Учитель: Диффузия может протекать и в твёрдых телах. В учебнике на стр. 22 описан опыт, показывающий диффузию в твёрдых телах. (Учащиеся читают самостоятельно) Медленно или быстро протекает диффузия в твёрдых телах?

Учащиеся: В твёрдых телах диффузия протекает очень медленно.

Учитель: Теперь мы можем составить сравнительную таблицу скоростей диффузии. Начертите в тетрадях таблицу, которая изображена на доске.

Газы

Жидкости

Твёрдые тела

Минуты, часы

Часы, дни, недели

Годы

Сформулируем вывод и запишем в тетрадях.

Учащиеся: Скорость протекания диффузии зависит от агрегатного состояния вещества. В газах диффузия протекает быстро, медленнее в жидкостях и очень медленно в твёрдых телах.

Учитель: Дома вы проводили небольшой эксперимент. Расскажите более подробно.

Учащиеся: Мы растворяли одинаковые кусочки сахара в стакане с холодной водой и в стакане с горячей водой. Сахар растворился быстрее в стакане с горячей водой.

Учитель: Какую гипотезу можно выдвинуть.

Учащиеся: Молекулы движутся быстрее в телах с более высокой температурой, а значит и диффузия протекает быстрее.

Учитель: Проверим нашу гипотезу экспериментом. В два одинаковых сосуда нальём одинаковое количество воды разной температуры. На дно сосуда помещаем по капле раствора марганцовокислого калия. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: В стакане с горячей водой окрашивание воды происходит быстрее. Потому что молекулы движутся быстрее.

Учитель: Какой вывод о зависимости скорости протекания диффузии от температуры вещества можно сформулировать?

Учащиеся: С повышением температуры вещества скорость движения молекул увеличивается, а значит, и диффузия протекает быстрее.

Учитель: Запишите этот вывод в тетрадь.

4. Закрепление материала.

Учитель: Ребята в начале урока я говорила, что диффузия играет очень важную роль в процессах жизнедеятельности человека, растений и животных. Давайте решим несколько задач. Объясните следующие ситуации, используя полученные на уроке знания. Почему?

ØОгурцы засолятся быстрее, если их залить горячим рассолом.

ØФрукты высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

ØМокрое разноцветное бельё, оставленное вместе, через некоторое время окрасилось.

ØВолосы при использовании фена высыхают тем быстрее, чем выше температура.

ØКислород из лёгких проникает в кровь, а из крови – в ткани.

ØОткрытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Через некоторое время равновесие нарушилось.

5. Подведение итогов.

Учитель:

üС каким явлением мы сегодня познакомились?

üКакие выводы записали в тетрадях?

üЧто интересного запомнилось вам на уроке?

üЧто оказалось для вас полезным?

üКак вы оцениваете свою работу на уроке?

6. Домашнее задание. п. 9, стр. 20-22

Экспериментальное задание: Явление диффузии можно наблюдать дома, имея крепко заваренный чай и два стакана с водой разной температуры.

Метки: Физика