Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физика
  • Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 1

Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 1

Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 1

1.

Пояснительная записка

Факультативные занятия являются составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование занятости детей во внеурочное время.

Эта программа знакомит ребят с естественнонаучной картиной мира и учит их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения в этом курсе сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Программа факультативного курса по проектной деятельности «Основы проектной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе проектной программы УМК «Планета знаний» для 1-4-х классов начальной школы.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А данный курс позволяет знакомить ребят с целостной (с учётом возраста) картиной мира, которую каждый учитель на занятиях по своему предмету очень часто трактует узконаправленно.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Курс «Основы проектной деятельности» будет одной из таких форм.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в основной и старшей школе. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно– ориентированный, деятельностный подходы.

2. Главная цель: выявление способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

Ø познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

Ø мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

Ø прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

Ø прививать интерес к исследовательской деятельности;

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Курс «Основы проектной деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении этого курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др. ;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

3. Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Программа курса рассчитана на 34 часа (6 класс). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

• понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

• основные источники информации;

• правила оформления списка использованной литературы;

• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

v выделять объект исследования;

v разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

v выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

v работать в группе;

v пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

v вести наблюдения окружающего мира;

v планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

v работать в группе.

Содержание программы «Основы проектной деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности физика, химия, астрономия, биология, география.

На курс отводится 1 час в неделю в 6-х классах.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися факультативного курса.

В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени основного общего образования:

– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

– получат возможность осознать своё место в мире;

– познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

– получат возможность продолжить развитие умений при работе с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации.

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

– способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения;

– выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

– устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

– адекватное понимание причин успешности/ неуспешности внеучебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

6 класс

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».

3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.

4. Основные источники получения информации. (3 ч)

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. (1 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

6. Методы исследования. Мыслительные операции. Исследования по теме «Источники электрического тока». - (1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

( 1 ч)

Практика: письменный отчёт – структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода»– 2ч.

8. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.

9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио– или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».

Тематические учебные исследования. (17 ч = 5 ч +12 ч)

1) Тень. Определение высоты дома дерева. – 1 ч

2) Настоящая глубина водоёма. Преломление света. -1 ч

3) Изготовление модели перископа. – 1ч

4) Радуга. – 1ч

5) Миражи. -1ч

6) Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей. – 1ч

7) Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения – 2ч

8) Исследование «Вода-источник жизни». Конференция . – 2 ч

9) Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета – 1ч

10) «Полёт бумеранга ». – 1 ч

11) Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч

12) Исследование «Ванька– встанька». – 1ч

13) Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)

Тематическое планирование для 6 класса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Примерные

сроки

прохождения

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые

нас окружают.

Что я думаю своих о способностях.

1

1

3. 09. 13-

7. 09. 13

2.

Структура и содержание

учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

9. 09. 13-

21. 09. 13

3.

План работы над учебным исследованием.

Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

23. 09. 13 –

5. 10. 13

4.

Основные источники

получения информации.

1

2

3

7. 10. 13 –

26. 10. 13

5.

Оформление

списка литературы и использованных

электронных источников.

1

1

28. 10. 13 –

1. 11. 13

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

1

11. 11. 13 –

16. 11. 13

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

2

3

18. 11. 13–

7. 12. 13

8.

Оформление работы.

Подготовка доклада.

1

1

2

9. 12 13 –

14. 12 13

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

1

2

16. 12. 13–

28. 12. 13

10.

Тематические учебные исследования.

5

12

18

13. 01. 14 –

30. 05. 14

Итого

13

21

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – ( Стандарты второго поколения).

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

3. Григорьев Д. В. , Степанов П. В. . Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

4. Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П. К. М. : Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

5. Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е. Е. , 2010, – 5с.

6. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А. И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

8. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А. И. М. : Академия, 2005– 345с.

9. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И. Д. М. : Директор школы, 1998, № 3– 256с.

10. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И. Д. – М. : Сентябрь, 1998 – 320с.

11. Полат Е. С. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

12. В. Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: – В. Я. Потанина, М. : Академия, 2009 – 12с.

13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова, 2-ое изд. – М. : Просвещение, 2100. – 152с.

14. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Баласс, 2011. – 192с.

15. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М. : «Народное образование». – 2000, №7

16. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М. : Народное образование, 2001

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www. mirknig. com/
  2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www. kodges. ru/dosug/page/147/
  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www. fsu-expert. ru/node/2696 (09. 03. 11)
  4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д. В. Григорьева, П. В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart. edu. ru/ (09. 03. 11)
  5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www. nachalka. com/proekty

6. Рабочая программа кружка по физике " Юный физик" для 8 (физико-математических классов) http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,112656/Itemid,118/

7. Программа «Физика для младших школьников» – развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет http://mdrnet. mirtesen. ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan

8. Физика. 5-6 классы. Программа внеурочной деятельности для основной школы. Шулежко Е. М. ФГОС Издательство: Бином. Лаборатория знаний

Серия: Программы и планирование

9. Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика http://project. 1september. ru/subject. php?sb=23

Метки: Физика