Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 1
Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 1
1.
Пояснительная записка
Факультативные занятия являются составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование занятости детей во внеурочное время.
Эта программа знакомит ребят с естественнонаучной картиной мира и учит их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения в этом курсе сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Программа факультативного курса по проектной деятельности «Основы проектной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе проектной программы УМК «Планета знаний» для 1-4-х классов начальной школы.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А данный курс позволяет знакомить ребят с целостной (с учётом возраста) картиной мира, которую каждый учитель на занятиях по своему предмету очень часто трактует узконаправленно.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Курс «Основы проектной деятельности» будет одной из таких форм.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в основной и старшей школе. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно– ориентированный, деятельностный подходы.
2. Главная цель: выявление способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
Ø познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
Ø мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
Ø прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
Ø прививать интерес к исследовательской деятельности;
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Курс «Основы проектной деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении этого курса имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др. ;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
3. Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Программа курса рассчитана на 34 часа (6 класс). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
• основные источники информации;
• правила оформления списка использованной литературы;
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
v выделять объект исследования;
v разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
v выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
v работать в группе;
v пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
v вести наблюдения окружающего мира;
v планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
v работать в группе.
Содержание программы «Основы проектной деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности физика, химия, астрономия, биология, география.
На курс отводится 1 час в неделю в 6-х классах.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися факультативного курса.
В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени основного общего образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
– получат возможность осознать своё место в мире;
– познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
– получат возможность продолжить развитие умений при работе с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации.
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
– способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения;
– выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
– устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
– адекватное понимание причин успешности/ неуспешности внеучебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
6 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.
4. Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. (1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные операции. Исследования по теме «Источники электрического тока». - (1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч)
Практика: письменный отчёт – структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода»– 2ч.
8. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.
9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио– или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».
Тематические учебные исследования. (17 ч = 5 ч +12 ч)
1) Тень. Определение высоты дома дерева. – 1 ч
2) Настоящая глубина водоёма. Преломление света. -1 ч
3) Изготовление модели перископа. – 1ч
4) Радуга. – 1ч
5) Миражи. -1ч
6) Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей. – 1ч
7) Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения – 2ч
8) Исследование «Вода-источник жизни». Конференция . – 2 ч
9) Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета – 1ч
10) «Полёт бумеранга ». – 1 ч
11) Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч
12) Исследование «Ванька– встанька». – 1ч
13) Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
Тематическое планирование для 6 класса
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Примерные сроки прохождения |
||
теория | практика | Итого | |||
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. |
1 | 1 | 3. 09. 13- 7. 09. 13 |
|
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности |
1 | 1 | 2 | 9. 09. 13- 21. 09. 13 |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. |
1 | 1 | 2 | 23. 09. 13 – 5. 10. 13 |
4. | Основные источники получения информации. |
1 | 2 | 3 | 7. 10. 13 – 26. 10. 13 |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. |
1 | 1 | 28. 10. 13 – 1. 11. 13 |
|
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | 1 | 11. 11. 13 – 16. 11. 13 |
|
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 1 | 2 | 3 | 18. 11. 13– 7. 12. 13 |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. |
1 | 1 | 2 | 9. 12 13 – 14. 12 13 |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 1 | 1 | 2 | 16. 12. 13– 28. 12. 13 |
10. | Тематические учебные исследования. | 5 | 12 | 18
|
13. 01. 14 – 30. 05. 14 |
Итого | 13 | 21 | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – ( Стандарты второго поколения).
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Григорьев Д. В. , Степанов П. В. . Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
4. Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П. К. М. : Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
5. Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е. Е. , 2010, – 5с.
6. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А. И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
8. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А. И. М. : Академия, 2005– 345с.
9. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И. Д. М. : Директор школы, 1998, № 3– 256с.
10. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И. Д. – М. : Сентябрь, 1998 – 320с.
11. Полат Е. С. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
12. В. Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: – В. Я. Потанина, М. : Академия, 2009 – 12с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова, 2-ое изд. – М. : Просвещение, 2100. – 152с.
14. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Баласс, 2011. – 192с.
15. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М. : «Народное образование». – 2000, №7
16. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М. : Народное образование, 2001
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www. mirknig. com/
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www. kodges. ru/dosug/page/147/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www. fsu-expert. ru/node/2696 (09. 03. 11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д. В. Григорьева, П. В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart. edu. ru/ (09. 03. 11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www. nachalka. com/proekty
6. Рабочая программа кружка по физике " Юный физик" для 8 (физико-математических классов) http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,112656/Itemid,118/
7. Программа «Физика для младших школьников» – развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет http://mdrnet. mirtesen. ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan
8. Физика. 5-6 классы. Программа внеурочной деятельности для основной школы. Шулежко Е. М. ФГОС Издательство: Бином. Лаборатория знаний
Серия: Программы и планирование
9. Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика http://project. 1september. ru/subject. php?sb=23
Метки: Физика