Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 2
Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс Ч. 2 Календарно тематическое планирование факультативных занятий по программе
«Основы проектной деятельности» для 6– го класса.
( 1 час в неделю)
№ п/п |
Дата проведения
|
Тема урока | Решаемые проблемы |
Понятия |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) |
|
Предметные результаты | УУД
|
|||||
Науки, которые нас окружают. – (1 ч) | ||||||
1 | Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. | Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.
|
Живая и неживая природа, наука о природе: физика, химия, география, астрономия | Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Научиться различать объекты неживой и живой природы. Научиться отличать физические явления от химических. |
Л. : -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе. Р. : – преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. : -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К. : – стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
|
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (3 ч)
|
||||||
2/1 | Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
|
Коллективная беседа – «нужен ли исследователю план работы». Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др. ).
|
Актуальность. Цкль работы, задачи работы. Алгортм выполнения работы. Структура, план, алгоритм. Определить цель. задачи |
Научиться выявлять актуальные проблемы для исследования; научиться формулировать цель, задачи исследования. | Л. : – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р. : – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П. : -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К. : – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. |
|
3/2 | Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности» | Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. | Научиться выявлять и составлять алгоритм исследования | Л. : – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; – устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р. : – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П. : – осуществлять запись об окружающем мире; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К. : – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
||
4/3 | Определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».
|
Понятие тени, полутени, Способы получения. Солнечные и лунные затмения. | Научиться применять полученные знания на практике | |||
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
|
||||||
5/1 | Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез | Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.
|
Гипотеза, анализ синтез, дедукция, индукция. Способ определения понятия. | Научиться разделять работу на этапы. Научиться выдвигать гипотезу. Научиться анализировать опыт, явление . | Л. : – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Р. : – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П. : Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; К. : – задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества |
|
6/2 | Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.
|
Практические задания – как делать обобщения. Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий.
|
Научиться выдвигать гипотезу по наблюдению, проводить проверку гипотез | |||
Основные источники получения информации. (3 ч)
|
||||||
7/1 | Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
|
Как найти источники информации. Какие источники являются достоверными | Научиться работать с книгой, текстом книги. Научиться искать информацию на электронных ресурсах |
Л. : выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – Р. : – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П. : – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К. : – задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
8/2 | Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
|
|||||
9/3 | Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
|
|||||
Оформление списка литературы и использованных электронных источников. – (1 ч)
|
||||||
10/1 | Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
|
Работа с Интернет ресурсами и в программе Word | Научиться составлять список используемой литературы и электронных источников | |||
Методы исследования. Мыслительные операции. Исследование по теме «Источники электрического тока». – (2 ч)
|
||||||
11/1 | Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
|
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др. ). |
Научиться наблюдать, задавать вопросы, анализировать, ставить эксперимент, проводить синтез, сравнение и обобщение | Л. : – выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р. : – определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; – преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. : – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К. : – стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
12/2 | Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Изготовлени источника тока в домашних условиях.
|
Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения. (Практические задания по развитию наблюдательности. |
||||
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. – ( 3 ч)
|
||||||
13/1 | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
|
Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. |
Схема, график, диаграмма | Научиться обрабатывать результаты исследований различными методами: диаграммы, графики, схемы | Л. : – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; – устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р. : – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П. : – осуществлять запись об окружающем мире; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К. : – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
14/2 | Практика: письменный отчёт – структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода».
|
|||||
15/3 | Практика: письменный отчёт – структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода».
|
|||||
Оформление работы. Подготовка доклада. – (2 ч)
|
||||||
16/1 | Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
|
Зачем оформлять работу. Разработка единых требований к оформлению работ |
Алгоритм написания работы | Научиться оформлять работу, планировать выступление, использовать графики, схемы. чертежи | Л. : – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; – устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р. : – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П. : – осуществлять запись об окружающем мире; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К. : – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
|
17/2 | Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.
|
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. | ||||
Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. – (2 ч)
|
||||||
18/1 | Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио– или телепередача, презентация.
|
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. |
Научиться составлять презентацию, доклад, газету, телепередачу | Л. : -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе. Р. : – преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. : -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К. : – стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе |
||
19/2 | Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».
|
Просмотр готовой презентации | ||||
Тематические учебные исследования. – (15 ч = 12 ч +2ч защита проектов) +1 итоговое занятие
|
||||||
20/1 | Тень. Определение высоты дома дерева. – 1 ч
|
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. |
Научиться выполнять самостоятельно исследовательский проект и выступать с его защитой. | Л. : -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе. Р. : – преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. : -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К. : – стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе |
||
21/2 | Настоящая глубина водоёма. Преломление света. -1 ч
|
|||||
22/3 | Изготовление модели перископа. – 1ч
|
|||||
23/4 | Радуга. – 1ч
|
|||||
24/5 | Миражи. -1ч
|
|||||
25/6 | Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей. – 1ч | |||||
26/7 | Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения – 2ч | |||||
27/8 | Исследование «Вода-источник жизни». Конференция . – 2 ч | |||||
28/9 | Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета – 1ч | |||||
29/10
|
«Полёт бумеранга ». – 1 ч | |||||
30/11 | Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч | |||||
31/12 | Исследование «Ванька– встанька». – 1ч | |||||
32/13 | Защита исследовательских проектов | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. | ||||
33/14 | Защита исследовательских проектов | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. | ||||
34/15 | Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч) | Подготовка детских работ к публичной защите. |
Метки: Физика