Применение модели "ЭИЗ" ОТСМ-ТРИЗ-технологии в преподавании физики
Применение модели "ЭИЗ" ОТСМ-ТРИЗ-технологии в преподавании физики
ФИО: Ветрова Ольга Михайловна
Место работы: МБОУ «СОШ №14» г. Ангарск, Иркутская область
Должность: учитель физики.
Применение модели «ЭИЗ»
ОТСМ-ТРИЗ – технологии в преподавании физики
Основное противоречие современной системы образования заключается в том, что знания, актуальные сегодня, завтра безнадежно устаревают. Обществу в современных условиях нужна творческая личность с методологическим, системным, творческим мышлением. Превращение ребенка в творческую личность зависит от того, какие современные технологии использует учитель в педагогическом процессе. Только в активной познавательной деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами познания и преобразования признаков объекта. [Три поколения ТРИЗ, 2007, с. 65].
ТРИЗ – технология – это наука о творчестве. Использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность обучающихся на уроке. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие данных личности ребенка. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сам сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает.
На своих уроках я использую разные приемы и элементы ТРИЗ – технологии и РТВ (развитие творческого воображения), среди которых такие методы активизации творческого процесса, как: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики, системный оператор, модель «Копилки», модель «ЭИЗ» и т. д.
Одним из инструментов, применяемых мною на уроках физики, является конструктор «Элемент – Имя признака – Значение признака» («ЭИЗ», см. сайт http://jlproj. org. ), с помощью которого можно составлять различные задания. Как устроена модель «ЭИЗ»? ЭИЗ − это таблица, в которой восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный знак ту часть, которую нужно найти.
Таблица «ЭИЗ»
Элемент | Имя признака | Значение признака |
? | ! | ? |
! | ! | |
? | ! |
В ней рассматриваются любые элементы (физические вещества, физические тела, физические явления, физические величины и т. д. ) и указываются имена признаков и их значения. Для каждого элемента признак может иметь одно значение, множество значений или диапазон значений. Модели не даются обучающимся в готовом виде, а формируются самими детьми в учебном процессе.
Рассмотрим конструктор «ЭИЗ» на примере формирования понятия скорости в 7 классе.
Типы заданий:
1. Мне задавали вопросы о физической величине – скорости. На первый вопрос я ответила: υ. На второй вопрос: м/с. На третий вопрос: векторная. На четвертый вопрос: Какие вопросы мне задавали?
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
Скорость |
? | υ |
? | м/с | |
? | векторная | |
? |
Результат выполнения задания:
1-й вопрос – Какой буквой обозначается величина?
2-й вопрос – В каких единицах измеряется величина в СИ?
3-й вопрос – Какой величиной является векторной или скалярной?
4-й вопрос – Как можно вычислить величину?
2. Составьте рассказ о скорости с использованием конструктора «ЭИЗ» по плану:
1) Какой буквой обозначается величина?
2) В каких единицах измеряется величина в СИ?
3) Какой величиной является векторной или скалярной?
4) Как можно вычислить величину?
3. Составьте загадку:
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
? |
Какой буквой обозначается величина? | υ |
В каких единицах измеряется величина в СИ? | м/с | |
Какой величиной является векторной или скалярной? | векторная | |
Как можно вычислить величину? |
Результат выполнения задания: Эта физическая величина обозначается буквой υ. Измеряется в СИ в м/с. Является векторной величиной и ее можно вычислить по формуле Что это за физическая величина?
Примеры на использование «ЭИЗ».
Вопрос учителя классу:
1) Отгадайте, что я загадала?
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
? |
? | ? |
Величина | векторная | |
Прибор | ? | |
? | Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. |
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
? |
Единица | кг |
Обозначение | m | |
Прибор | весы | |
Величина | скалярная |
2) Опишите по плану:
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
Термометр |
Вид | ? |
Цена деления | ? | |
Рабочее тело | ? | |
Устройство | ? | |
Принцип действия | ? |
Чтобы составить такие задания, можно пользоваться следующим алгоритмом:
- Выбрать элемент.
2. Описать его в модели «ЭИЗ».
3. Воспользоваться таблицей «ЭИЗ» и составить свои задания.
Работа с моделью «ЭИЗ» и конструктором на его основе помогает формированию у обучающихся умения сравнивать, выделять имена и значения признаков, умения задавать и формулировать вопросы, отвечать по плану и т. д.
ТРИЗ – технология – это мощный инструмент современного педагога, который помогает развивать творческую личность обучающихся как на уроках, так и во внеуроч
Метки: Физика