Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Применение модели "ЭИЗ" ОТСМ-ТРИЗ-технологии в преподавании физики

Применение модели "ЭИЗ" ОТСМ-ТРИЗ-технологии в преподавании физики

ФИО: Ветрова Ольга Михайловна

Место работы: МБОУ «СОШ №14» г. Ангарск, Иркутская область

Должность: учитель физики.

Применение модели «ЭИЗ»

ОТСМ-ТРИЗ – технологии в преподавании физики

Основное противоречие современной системы образования заключается в том, что знания, актуальные сегодня, завтра безнадежно устаревают. Обществу в современных условиях нужна творческая личность с методологическим, системным, творческим мышлением. Превращение ребенка в творческую личность зависит от того, какие современные технологии использует учитель в педагогическом процессе. Только в активной познавательной деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами познания и преобразования признаков объекта. [Три поколения ТРИЗ, 2007, с. 65].

ТРИЗ – технология – это наука о творчестве. Использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность обучающихся на уроке. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие данных личности ребенка. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сам сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает.

На своих уроках я использую разные приемы и элементы ТРИЗ – технологии и РТВ (развитие творческого воображения), среди которых такие методы активизации творческого процесса, как: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики, системный оператор, модель «Копилки», модель «ЭИЗ» и т. д.

Одним из инструментов, применяемых мною на уроках физики, является конструктор «Элемент – Имя признака – Значение признака» («ЭИЗ», см. сайт http://jlproj. org. ), с помощью которого можно составлять различные задания. Как устроена модель «ЭИЗ»? ЭИЗ − это таблица, в которой восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный знак ту часть, которую нужно найти.

Таблица «ЭИЗ»

Элемент

Имя признака

Значение признака

?

!

?

!

!

?

!

В ней рассматриваются любые элементы (физические вещества, физические тела, физические явления, физические величины и т. д. ) и указываются имена признаков и их значения. Для каждого элемента признак может иметь одно значение, множество значений или диапазон значений. Модели не даются обучающимся в готовом виде, а формируются самими детьми в учебном процессе.

Рассмотрим конструктор «ЭИЗ» на примере формирования понятия скорости в 7 классе.

Типы заданий:

1. Мне задавали вопросы о физической величине – скорости. На первый вопрос я ответила: υ. На второй вопрос: м/с. На третий вопрос: векторная. На четвертый вопрос: Какие вопросы мне задавали?

Элемент

Имена признаков

Значения признаков

Скорость

?

υ

?

м/с

?

векторная

?

Результат выполнения задания:

1-й вопрос – Какой буквой обозначается величина?

2-й вопрос – В каких единицах измеряется величина в СИ?

3-й вопрос – Какой величиной является векторной или скалярной?

4-й вопрос – Как можно вычислить величину?

2. Составьте рассказ о скорости с использованием конструктора «ЭИЗ» по плану:

1) Какой буквой обозначается величина?

2) В каких единицах измеряется величина в СИ?

3) Какой величиной является векторной или скалярной?

4) Как можно вычислить величину?

3. Составьте загадку:

Элемент

Имена признаков

Значения признаков

?

Какой буквой обозначается величина?

υ

В каких единицах измеряется величина в СИ?

м/с

Какой величиной является векторной или скалярной?

векторная

Как можно вычислить величину?

Результат выполнения задания: Эта физическая величина обозначается буквой υ. Измеряется в СИ в м/с. Является векторной величиной и ее можно вычислить по формуле Что это за физическая величина?

Примеры на использование «ЭИЗ».

Вопрос учителя классу:

1) Отгадайте, что я загадала?

Элемент

Имена признаков

Значения признаков

?

?

?

Величина

векторная

Прибор

?

?

Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел.

Элемент

Имена признаков

Значения признаков

?

Единица

кг

Обозначение

m

Прибор

весы

Величина

скалярная

2) Опишите по плану:

Элемент

Имена признаков

Значения признаков

Термометр

Вид

?

Цена деления

?

Рабочее тело

?

Устройство

?

Принцип действия

?

Чтобы составить такие задания, можно пользоваться следующим алгоритмом:

  1. Выбрать элемент.

2. Описать его в модели «ЭИЗ».

3. Воспользоваться таблицей «ЭИЗ» и составить свои задания.

Работа с моделью «ЭИЗ» и конструктором на его основе помогает формированию у обучающихся умения сравнивать, выделять имена и значения признаков, умения задавать и формулировать вопросы, отвечать по плану и т. д.

ТРИЗ – технология – это мощный инструмент современного педагога, который помогает развивать творческую личность обучающихся как на уроках, так и во внеуроч

Метки: Физика