Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Энергия ядра. Взгляд в будущее

Энергия ядра. Взгляд в будущее

Цели:

– провести анализ положительного и отрицательного действия ядерной энергии на окружающую среду;

– развитие и саморазвитие индивидуальности каждого ребенка через коллективное общение, и совместную деятельность;

– развивать умение получать информацию из различных источников, анализировать информацию, выделять главное.

Оборудование, материалы:

Мультимедийный проектор, компьютер, карта Алтайского края, карта полушарий, выставка журналов и газет, планшеты. Шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч. Изображение светофора, листочки круглой формы красного, желтого и зеленого цвета, скотч.

Этапы урока:

Вхождение или погружение в тему:

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются на данном занятии. Ожиданий и опасений может быть несколько. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано « Дерево ожиданий», второе – « Дерево опасений». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организовано обсуждение и систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В завершении учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений, еще раз озвучивает сформулированные цели.

Проработка содержания темы:

Заранее определяется круг вопросов, которые будут обсуждаться; из учащихся класса назначаются специалисты, журналисты и комментатор; специалисты разрабатывают ответы на вопросы; журналисты являются представителями СМИ; в начале занятия комментатором формируется основная экологическая проблема, и на протяжении занятия эта проблема разрешается.

Комментатор. Земля – уникальная планета нашей Солнечной системы. Это третья планета от Солнца. Уникальная она потому, что только на ней существует жизнь. Земля, какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Качает на себе города,. . Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зёрна.

Все говорят: земля, а каждый видит и понимает своё.

Для космонавта, среди звёзд и созвездий – она планета. Для моряка – она берег. Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата – она образ Родины, её просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждёт плодородного хлебного дара. Человек стремится к земле, открывая её, давая ей, имена и названия, одушевляя её, он бьётся за неё как за высшую святыню и ценность. [2]

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своём «триумфальном» шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Вот некоторые из них:

1968 год. Крошечный остров Науру в Тихом океане был покрыт толстым слоем фосфатной породы. Единственной промышленной деятельностью на острове в течение последних ста лет была добыча фосфата. Добыча удобрений была столь целенаправленной, что 17 из 21 квадратного километра его поверхности выглядели так: подобие лунной поверхности, состоящее из известковых башенок. На сегодняшний день горные работы прекращены и растительность медленно возвращается в этот лунный пейзаж. А у 13 тысяч обитателей Науру нет почвы для собственного сельского хозяйства. [6].

Мангровые леса относятся к наиболее специфическим и важным экологическим типам тропических лесов. Они состоят из большого количества терпимых к соленой воде деревьев, обеспечивают физическую защиту от прибрежной эрозии и ураганов, принимая на себя всю силу ветра и волн. За последние годы мангровые деревья по всему миру подверглись уничтожению. Их древесине находится множество способов применения, начиная от ловушек для рыб и лодок до производства туалетной бумаги. Здесь в Пара на берегах Амазонки, мангровые леса были вырублены и использованы для производства ловушек для рыб, а земля, на которой они росли, оказалась открытой для неукротимой ярости природы.

Ледник Роне. С 1930-х годов ледник исчезает быстрее, чем когда бы то ни было раньше, в основном в результате значительного потепления в Альпах. Его отступление вверх по склону резко ускорилось, особенно за прошедшее десятилетие.

Ледник Гриннела. В 1910 году площадь ледника составляла более двух квадратных километров. Но уже скоро у основания ледника начало образовываться озеро талой воды. Сегодня размеры ледника более чем вполовину меньше по сравнению с началом XX века. Сейчас он расколот на шесть частей, каждая из которых быстро исчезает. За сто лет, прошедших с момента основания Национального парка, три четверти площади этой территории, которая когда – то была покрыта ледниками, превратилось в озеро или голые скалы.

Припять, населенный пункт, где проживало 50 тыс. человек, был построен для работников электростанции, расположенной в трех километрах от него. Этой электростанцией была Чернобыльская АЭС, печально известная самым страшным в мире ядерным инцидентом. Припять, находящаяся в пределах обширной зоны отчуждения. Так и остается заброшенным городом. Однако, при практически полном отсутствии людей, наблюдается впечатляющее возвращение природы. Деревья растут на радиоактивных почвах. Дикие кабаны, олени, лоси, бобры и даже волки тысячами наводнили город. [6]

Наша планета серьёзно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф. Мы уже пережили Чернобыль, Фукусиму и многие засекреченные аварии на полигонах. Проблема радиационной угрозы никуда не ушла и по сей день служит главной угрозой биосфере и всему человечеству. Проблема радиационного загрязнения стала одной из наиболее актуальных. Радиоактивность следует рассматривать как неотъемлемую часть нашей жизни. Но без знания закономерностей процессов, связанных с радиационным излучением, невозможно реально оценить ситуацию.

На нашей деловой встрече представителей средств массовой информации и ведущих ученых страны мы обсудим некоторые вопросы этой глобальной проблемы человечества. Пожалуйста, вопросы к специалистам. (Обсуждаются вопросы)

Корреспондент журнала « Природа». Мой вопрос к физику: из каких компонентов складывается радиационный фон Земли?

Журналист научно – популярного журнала « Квант». Вопрос историку. Не могли бы вы дать небольшую историческую справку: когда и кем было открыто явление радиоактивности?

Корреспондент журнала «Физика в школе ». Можно ли доказать, что деление ядер действительно неисчерпаемый источник энергии?

Корреспондент журнала « Природа». В своем стихотворении Юлия Друнина писала:

И куда нам теперь деваться

Где нам спрятаться, где спастись?

Мы – заложники атомных станций

Рваный рубль стоит наша жизнь.

Вопрос химику: опасны ли атомные станции?

Представитель журнала «Физика для школьников» Меня интересует вопрос: существует ли статистика инцидентов и аварий различной степени сложности на АЭС?

Представитель журнала «Физика для школьников». После Хиросимы Чернобыль стал первой крупной мировой ядерной катастрофой. Почему так опасна Чернобыльская катастрофа?

Журналист научно – популярного журнала « Квант». Вопрос историку.

Энергия атома используется не только в мирных целях, но и для создания атомного оружия. Расскажите о создании ядерного оружия?.

Корреспондент общественно – экологического издания « Природа Алтая». Вопрос экологу: Не могли бы вы оценить радиационную обстановку на Алтае как районе, подвергнувшемуся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне?

– В числе пострадавших районов озвучен и Угловский район. Охарактеризуйте влияние полигона на Угловский район?

Комментатор. Учащийся МОУ « Мирненская СОШ» Отин Александр, исследовал проблему влияния радиации на Угловский район. Свои исследования он описал в работе «Семипалатинский полигон. 60 лет спустя». Предоставим ему слово.

Учащийся. Не секрет, что жители Угловского района неоднократно подвергались облучению в результате воздействия этих испытаний. Таких испытаний, какие выпали на долю жителей Угловского района, их предки, в 19 веке заселявшие эту территорию, не могли представить даже в самом кошмарном сне. Они облюбовали для потомков самые красивые хлебные места. Большую беду, которая тучей надвинулась на район, сразу и во всю величину не разглядели. А надо было уже тогда, в 1949 году, когда утром на западном направлении появилось еще одно солнце – термоядерное – бить во все колокола. Всего в 70 километрах от района заработал сверхсекретный Семипалатинский испытательный полигон. В результате прохождения радиоактивного облака и локального выпадения радиоактивных осадков жители населённых пунктов Угловского района подверглись в августе 1949 года острому облучению в сотни Бер т. е. гораздо больше, чем какое-либо население вокруг 30-ти километровой зоны Чернобыля. До 205, 0 бэр с. Беленькое, 295,2 бзр с. Топольное, 301,7 бэр Тополинский лесхоз. Специальные исследования, проведенные в 1989 году, показали, что у жителей населенных пунктов в 50% случаев нарушен естественный иммунитет. Нарушение иммунного статуса у взрослых, основная причина эффекта преждевременного старения и появления избыточной онкосмертности. Радиационное воздействие вызвало и цитогенетические нарушения. Цитогенетические нарушения, снижение естественного иммунитета не могли не сказаться на состоянии здоровья детей. Почти 50% детского населения являются потенциальными кандидатами хронических заболеваний. [3]

Представитель журнала «Алтай». Каждый человек выражает своё отношение к защите окружающей среды. Многие творческие люди пишут картины, стихи, выражая свое отношение к проблеме. Наш журнал неоднократно печатал стихотворения известных поэтов. Послушайте их. (Учащиеся читают стихи)

Р. Рождественский « Накоплено так много разных бомб»

Ю. Друнина «Полынь».

В. Кочетков. «В Чернобыле».

Представитель журнала « Физика для школьников». Вопрос физику

Какие Вы можете предложить пути решения данной проблемы?

Корреспондент общественно – экологического издания « Природа Алтая».

Вопрос биологу. Можно ли защититься от радиации, в какой то мере уменьшить ее влияние на организм?

Комментатор. Как известно, возникновение жизни ознаменовало начало особого этапа в развитии нашей планеты. Ученые-естествоиспытатели доказали, что эволюционируя и усложняясь, жизнь стала оказывать возрастающее влияние на процессы, происходящие в природе. Человек должен всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал пропагандировать ее, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда ( по вине самого же человека), он устремился в другую крайность: потребовал прекратить ее использование. Человек во многом сам виноват в своих трагедиях и если он хочет жить и выживать, то он должен научиться безопасно, использовать этого «джина из бутылки» под названием радиация. Средства массовой информации должны довести до человечества важность всего, о чем говорилось на нашей деловой встрече.

Подведение итогов.

Приготовить лист ватмана с указанием названия темы в его центре. Остальное пространство листа разделено на сектора, пока не заполненные. После рассмотрения материала темы выделяются его ключевые моменты и вписываются в сектора. Учитель предлагает учащимся выделить основное в содержание занятия и сформулировать как вывод. Подумать о том, почему остались не заполненные сектора. Наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый изученный материал. Не заполненные сектора «белые пятна» стимулируют участников на поиск новых знаний по рассматриваемому вопросу.

Рефлексия: Вырезать листочки круглой формы трех цветов: красные, желтые, зеленые, приготовить изображение светофора на листе ватмана.

Оценить свой вклад в работу занятия. Каждый оценивает свой вклад в работу на занятии: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение

Литература

1. Е. В. Иванов. Жителю Алтайского края о радиации и радиационной обстановке. Санкт-Петербург, 1994 г.

А. Н. Захлебный. Книга для чтения по охране природы. М. ; Просвещение, 1986г.

3. И. Б Колядо, Я. Н. Шойхет Потери здоровья жителей сельских населенных пунктов Алтайского края в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Барнаул, 1998 г.

4. В. Н. Михайлов. Ядерные испытания СССР. М. 1997г.

5. Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль, Академия развития, 2007г.

6. Пирс Ф. Земля вчера и сегодня. М. ; Контент, 2009г

6. Тихомирова С. А. Мир физики в художественной литературе. М. ; Школа– Пресс, 1997г

Метки: Физика