Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа курса физики в 7 классе

Рабочая программа курса физики в 7 классе

УМК для учащихся:

учебник (включен в Федеральный перечень)

Пёрышкин А. В. «Физика-7»,

сборник заданий

Лукашик В. И. «Сборник задач по физике 7-8».

Кирик Л. А. «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»

Необходимость в составлении данной программы обусловлена расширенным и углублённым содержанием материала на первом году изучения предмета, которое при опоре на любознательность и мотивированность школьников даёт возможность достижения более высокого уровня знаний, умений, навыков, развития творческих способностей детей, выявления учащихся, проявивших повышенный интерес и способности к изучению физики и последующего дифференцированного обучения.

Количество часов, отводящихся на изучение данной программы, увеличено на 1 ч в неделю (итого 3 ч в неделю) по сравнению с базисным учебным планом в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ 2 ч в неделю.

В учебном предмете «Физика» между двумя и тремя недельными часами очень существенна разница в возможности формирования специфических для предмета видов деятельности. При обучении по двухчасовому базовому курсу физики можно лишь в точности следовать базовому стандарту предмета: познакомить учащихся с предусмотренным спектром физических явлений, обеспечить общекультурную подготовку в этой области знаний. Но при этом невозможно изучить все законы, необходимые для объяснения физических явлений, а, следовательно, невозможно обеспечить формирование умения решать задачи по физике (что базовый уровень стандарта и не предусматривает). Поэтому отводится на курс физики 3 часа в неделю.

Целью составления данной программы является внести изменения в

1) конкретизацию содержания предметных тем образовательного стандарта,

2) примерное распределение учебных часов по разделам курса,

3) определение набора опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Внесённые изменения в авторскую программу.

Дополнительное время используется на

1) расширение объёма содержания,

2) более глубокое изучение базовых вопросов курса физики основной школы,

3) решение более сложных задач, развивающих способность учащихся применять полученные знания на практике не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях.

В 7 классе необходимо заложить прочный фундамент будущих знаний по предмету. Поэтому, пользуясь тем, что структура курса физики полностью находится в ведении школы, благодаря дополнительному учебному времени, изменена логика изучения темы «Взаимодействие тел. Силы в механике», введена тема «Этапы работы над задачей по физике».

Часть уроков темы № 6 посвящена l, ll, lll законам Ньютона, систематическая опора на которые в соответствии с технологией перспективно-опережающего обучения приводит к постепенному прочному усвоению этих основополагающих законов физики. В результате в 9 классе экономится учебное время на уроках, посвящённым этим вопросам. В той же теме 7 класса даётся представление о невесомости, ускорении свободного падения, о I, II, III космических скоростях.

В теме № 4 рассматриваются такие понятия, как относительность движения и покоя, относительность скорости движения, относительность траектории и пути.

Тема №3 полностью посвящена выработке умения правильно выполнять все этапы решения задач, причём решая их в общем виде, то есть в буквенных обозначениях.

В процессе решения задач в 7 классе идёт усвоение важных в систематическом курсе физики понятий из алгебры и геометрии (действия с числами, записанными в стандартном виде, формулы нахождения площади круга, сферы, объёма цилиндра, шара, конуса, теорема Пифагора, сложение векторов, умножение вектора на скаляр, соотношения между единицами измерения площади, между единицами измерения объёма, выражение искомой величины из формул, прямо– и обратнопропорциональные зависимости и т. д. ),

При этом важно выработать чёткое представление, что такое система единиц, как она строится, каковы соотношения между однородными единицами, так как опыт показывает, что многие ошибки выпускников связаны со слабым знанием этого вопроса. Поэтому семиклассники знакомятся с единицами измерения различных физических величин, учатся подставлять их в расчётную формулу, узнают приставки для образования кратных и дольных единиц, соотношения между основными единицами СИ и внесистемными (см. тему №1).

Умения работать с векторными физическими величинами (см. тему №4) также закладываются в 7 классе.

Опыт преподавания свидетельствует, что семиклассники легко усваивают понятие стандартного вида числа (см. тему №3) и при систематическом использовании данного понятия приобретают достаточно прочные навыки работы с этой записью значений физических величин.

Важны умения «читать» графики (по заданному графику описывать физический процесс), умения строить графики, умения находить по графикам количественные зависимости между величинами (см. тему №4 и др).

Практика показывает, что, в самом начале систематического курса физики уделив больше времени всем этим вопросам, в дальнейшем учащиеся увереннее оперируют этими понятиями и меньше допускают ошибок, связанных с ними, что окупится впоследствии экономией времени в старших классах.

Цели изучения курса:

1) дать более полное представление о физике как науке,

2) углублённое изучение рассматриваемых физических законов и явлений,

3) развивать физическое мышление, способности учащихся,

4) поддерживать и развивать интерес к предмету,

5) давать каждому ученику интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворять его интересы,

6) выполнение школьниками творческих заданий,

7) выработка навыков самостоятельного поиска знаний.

Поурочно-тематическое планирование

7 класс – 105 ч (3 ч в неделю)

Тема 1. Введение (7 ч)

Что изучает физика. Физические явления.

Физическое тело и вещество. Наблюдение и опыты.

Физические величины. Измерение физических величин.

Международная система единиц измерения физических величин. Основные и производные единицы СИ.

Соотношения между основными единицами СИ и внесистемными, приставки для образования кратных и дольных единиц.

Точ­ность и погрешность измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измери­тельного прибора».

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (7 ч)

Строение вещества. Молекулы.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Доказательства движения молекул. Броуновское движение. Смачивание.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Тема 3. Этапы работы над задачей по физике (9 ч).

Запись значений физических величин в стандартном виде.

Правила проведения арифметических операций над стандартным видом числа.

Умножение, деление значений физических величин, записанных в стандартном виде.

Операции возведения в степень и извлечения корня со стандартным видом значений физических величин.

Решение задач в общем виде и выражение искомой величины из формул.

Некоторые необходимые формулы из курса геометрии.

Подстановка в расчётную формулу единиц физических величин.

Соотношения между единицами измерения площади, между единицами измерения объёма.

Решение задач.

Тема 4. Механическое движение (9 ч).

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное дви­жение.

Векторные и скалярные физические величины. Скорость. Единицы скорости. Перевод скоростей от одних единиц измерения к другим.

Виды движения тела.

Относительность движения и покоя. Относительность скорости движения. Относительность траектории и пути.

Прямо– и обратно пропорциональные зависимости между физическими величинами. Графическое представление движения.

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

Нахождение средней скорости движения тела при неравномерном движении.

Движение нескольких тел одновременно.

Тема 5. Плотность вещества (8 ч).

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Плотность вещества.

Плотность вещества с точки зрения его молекулярного строения.

Лабораторные работы №3, №4, №5 «Измерение массы тела на рычаж­ных весах. Измерение объёма тела. Определение плотности вещества твёрдого тела».

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Фронтальная экспериментальная работа «Определение объёма алюминиевого цилиндра тремя способами».

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Тема 6. Взаимодействие тел. Силы в механике (19 ч).

Сила. Единицы силы. Нахождение равнодействующей силы. Сложение векторных величин.

Равнодействующая сил, направленных по одной прямой, перпендикулярных друг к другу.

Явление инерции. I закон Ньютона.

II закон Ньютона. Представление об ускорении тела. Единицы измерения. Умножение вектора на скаляр. Инертность.

Взаимодействие тел. III закон Ньютона.

Решение задач.

Обобщение и систематизация знаний по трём законам Ньютона.

Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения.

Сила упругости. Закон Гука.

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пру­жины и измерение сил динамометром».

Фронтальная экспериментальная работа «Определение жёсткости пружины динамометра».

Вес тела. Решение задач.

Представление о невесомости, о l, ll, lll космических скоростях.

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

Величина силы трения. Фронтальная экспериментальная работа «Исследование силы трения скольжения и сравнение её с силой трения качения».

Трение в природе и технике. Решение задач.

Решение задач.

Контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».

Тема 7. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (18 ч).

Давление. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление газа.

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Решение задач.

Гидростатический парадокс. Решение задач.

Сообщающиеся сосуды.

Решение задач.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воз­душная оболочка Земли.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных вы­сотах.

Решение задач.

Манометры.

Контрольная работа №4 по те­ме «Давление в жидкости и газе».

Поршневой жидкостный насос.

Гидравлический пресс.

Решение задач.

Тема 8. Архимедова сила. Плавание тел (12 ч).

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Архимедова сила.

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Решение задач на определение архимедовой силы.

Плавание тел.

Решение задач на усло­вия плавания тел.

Решение задач на усло­вия плавания тел.

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Плавание судов.

Воздухоплавание.

Повторение темы.

Контрольная работа №5 по теме «Архимедова сила. Плавание тел».

Тема 9. Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Механическая работа.

Мощность.

Простые механизмы. Рычаг.

Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

Л / р. №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Решение задач.

Равенство ра­бот при использовании простых механизмов. «Золотое прави­ло» механики.

Решение задач на «золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклон­ной плоскости».

Решение задач на определение КПД простых механизмов.

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощ­ность».

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Обобщение и систематизация пройденного материала.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. А. В. Перышкин «Физика. 7 класс», Дрофа, М. , 2008 г.

2. Авторы: Н. К. Мартынова, Н. Н. Иванова, В. Ф. Шилов, А. А. Фадеева, Э. Т. Изергин. "Программы общеобразовательных учреждений. ФИЗИКА 7—9 классы».

Издательство "Просвещение" 2007 г.

3. Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова «Физика-7. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», издательство «Дрофа» 2001

Метки: Физика