Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 3
Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 3 III год обучения
Учебно-тематический план
№ | Тема (раздел) | теория | практика | Общее количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2. | Речевой тренинг
|
4 | 6 | 10 |
3. | Невербальная коммуникация Язык мимики Язык жестов Язык глаз Театр юных любителей пантомимы |
4 1 1 1 1 |
36 9 9 9 9 |
40 10 10 10 10 |
4. | Основы коллективного взаимодействия Работа в парах Работа в микрогруппах
|
6 3 3 |
40 15 25 |
46 18 28
|
5. | Путешествие во внутренний мир Мои сто тысяч «я» Шаг навстречу |
10 6 4 |
20 10 10 |
30 16 14 |
6. | Беседы по технике безопасности | 2 | 2 | 4 |
7. | Обобщение и закрепление изученного | - | 10 | 10 |
Всего | 28 | 116 | 144 |
Содержание
Ожидаемые результаты
К концу третьего обучения дети
1. Овладеют основами саморегуляции.
2. Научатся выражать свои эмоциональные состояния с помощью средств невербальной коммуникации.
3. Овладеют приемами взаимодействия в парах и группах.
Способы выявления результативности (промежуточная диагностика)
1. Уровень взаимодействия в парах и элементы саморегуляции: тренинговые упражнения:
«Поводырь» – один участник пары закрывает глаза, а другой «становится его глазами»; он берёт партнёра за руку и в течение заданного условиями игры времени проводит его по помещению, знакомя с объектами.
«Регулировщик» – в помещении расставляются препятствия; одному члену пары завязывают глаза, другой член пары, словесно управляя партнёром, должен довести его до пункта назначения.
2. Уровень взаимодействия в группах: коллективное дело по принципу «конвейер» (создание эмблемы группы – каждый выполняет свою деталь, сборка, коллективная оценка общего результата).
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Расширение и дополнение понятия «общение»
Информация о ритуалах приветствия народов мира
Практика:
Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения.
Создание и утверждение правил поведения на занятиях.
Введение изученных приветствий в ритуал приветствия на занятиях.
Тема 2. Речевой тренинг
Теория
Знакомство с понятиями: артикуляция, артикуляционный аппарат, артикуляционные дорожки, звуковые дорожки.
Практика
Упражнение в правильном произнесении артикуляционных и звуковых дорожках.
Тренинг, направленный на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.
Тема 3. Невербальная коммуникация
3. 1. Язык мимики
Теория:
Знакомство с понятиями: выражение лица, маска, маска радости, маска удивления, маска печали, маска злобы,
Практика:
Упражнения, направленные на формирование умений узнавания своего настроения и настроения окружающих по выражению лица, тренинговые упражнения на произнесение монологов и диалогов с использованием мимики.
3. 2. Язык жестов
Тория:
Раскрытие понятий: жест, жестикуляция, язык жестов.
Выявление уже имеющихся у детей знаний и умений по теме, углубление и расширение понятий.
Практика:
Упражнения на формирование правильного и уместного использования языка жестов в общении. Познавательно-занимательные игры, направленные на закрепление полученных умений. Произнесение монологов и диалогов с использованием жестов
3. 3 Язык глаз
Теория:
Выяснение значения выражения глаз для придания выразительности сказанному и сделанному в процессе общения.
Толкование таких понятий как: «теплый взгляд, печаль в глазах, задумчивый взгляд, веселый взгляд, с хитрецой в глазах, глаза, полные ужаса», и т. п.
Практика:
Формирование умения распознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние собеседника, героя фильма, фотографии, картины по выражению глаз. Произнесение монологов и диалогов с использованием выразительного взгляда для наиболее точной передачи своего эмоционального состояния.
3. 4. Театр юных любителей пантомимы
Теория:
Знакомство с понятиями: мимы, пантомима.
Просмотр видеоматериалов с записями выступлений артистов театра пантомимы.
Практика:
Упражнения-зарисовки с использованием языка пантомимы. Занимательные сценки-загадки, подготовленные с преподавателем на отгадывание предметов или действий, рассказанных языком пантомимы.
Тема 4. Основы коллективного взаимодействия
4. 1. Работа в парах
Теория:
Повторение методики работы в парах. Создание и утверждение правил общения в парах.
Практика:
Разнообразные упражнения, выполняемые в парах, охватывающие все стороны общения.
4. 2. Работа в микрогруппах
Теория:
Повторение методики работы в микрогруппах. Создание и утверждение правил общения в микрогруппах.
Практика:
Разнообразные упражнения, выполняемые в микрогруппах, охватывающие все стороны общения
Тема 5. Путешествие во внутренний мир
1. 1. Мои сто тысяч «я» (путешествие в свой внутренний мир)
Теория:
Введение в активный словарь понятий: внутренний мир, эмоциональное состояние, саморегуляция. Знакомство с простейшими приёмами саморегуляции.
Практика:
Упражнения, направленные на осмысление своего эмоционального состояния, на формирование умения придавать эмоциональный окрас своим словам и действиям
1. 2. Шаг навстречу (путешествие от своих чувств и переживаний к чувствам и переживаниям другого).
Теория:
Введение в активный словарь понятий: сопереживание, сочувствие, «включённое» слушание, отражение чувств. Овладение алгоритмом приёма: «вхождение в эмоциональное состояние партнёра. Получение представления о том, что одни и те же чувства разными людьми выражаются по-разному.
Практика:
Работа, направленная на формирование умения сопереживать, эмоционально подстраиваться в процессе общения, устанавливать и поддерживать общий ритм взаимодействия. Упражнения, направленные на выявление истинных чувств партнёра путем диалога.
Тема 6. Беседы по технике безопасности
Теория:
Знакомство с правилами по технике безопасности
Практика:
Соблюдение правил в процессе взаимодействия
Тема 7. Обобщение и закрепление изученного
Практика:
Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей, подготовка и проведение праздника «Радость общения» с детьми II и III годов обучения.