Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 4
Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 4 IV год обучения
Учебно-тематический план
№ | Тема (раздел) | теория | практика | Общее количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2. | Речевой тренинг | 1 | 9 | 10 |
3. | Социальные роли | 10 | 20 | 30 |
4. | Деловая игра | 5 | 15 | 20 |
5. | Самопрезентация | 12 | 18 | 30 |
6. | Конфликт | 3 | 13 | 16 |
7. | Дискуссионный клуб | 3 | 17 | 20 |
8. | Беседы по технике безопасности | 2 | 2 | 4 |
9 | Обобщение и закрепление изученного | - | 10 | 10 |
Всего | 38 | 106 | 144 |
Содержание
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Расширение и дополнение понятия «общение»
Повторение информации о ритуалах приветствия народов мира.
Практика:
Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения.
Создание и утверждение правил поведения на занятиях.
Работа над созданием креативных приветствий. Введение их в ритуал приветствия на занятиях.
Тема 2. Речевой тренинг
Теория:
Обмен между участниками группы самостоятельно найденными упражнениями речевого тренинга. Работа над созданием индивидуальных программ речевого тренинга.
Практика:
Система упражнений, направленная на развитие артикуляционного аппарата и формирование умений правильной и рациональной работы с ним. Реализация индивидуальных программ.
Тема 3. Социальные роли
Теория:
Знакомство с понятиями: социум, социальная роль. Информация о значимости и целесообразности использования традиций и правил поведения в определённой социальной среде; о необходимости своевременного переключения с одной роли на другую в зависимости от смены социальной среды.
Практика:
Сюжетно-ролевые игры. Выработка наиболее характерной манеры поведения «правил игры» в различных ситуациях.
Тема 4. Деловая игра
Теория:
Выяснение значения понятия: моделирование, деловая игра, анализ, синтез, вывод.
Практика:
Ярмарка тем деловых игр, создание определенных правил деловой игры. Проведение игры с последующим коллективным анализом, формулирование выводов.
Введение ритуала: каждая последующая деловая игра начинается с анализа предыдущего занятия.
Тема 5. Самопрезентация
Теория: введение понятий: презентация, реклама. Выявление отличий презентации от рекламы. Знакомство с простейшим алгоритмом создания презентации. Знакомство с различными формами презентации.
Понятие: самопрезентация. Построение алгоритма создания самопрезентации. Определение необходимого минимума информации о себе при представлении.
Практика:
Коллективные упражнения на составление презентаций различных объектов и явлений.
Работа в парах: интервьюирование.
Индивидуальная работа: составление резюме.
Коллективная игра: конкурс вакансий.
Тема 6. Конфликт
Теория:
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация. Положительные и отрицательные последствия конфликтов. Этапы конфликта:
Возникновение;
1. Осознание;
2. Обострение;
3. Поиски способов урегулирования;
4. Разрешение.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации:
1. Доминирование;
2. Компромисс;
3. Уклонение;
4. Сотрудничество;
5. Приспособление;
6. Отступление.
Практика:
Групповая работа: круговая беседа: вспоминание детьми личных конфликтов и способов их разрешения, совместное определение применённой человеком стратегии поведения.
Работа в микрогруппах: ситуативные упражнения с последующим анализом.
Тема 7. Дискуссионный клуб
Теория: Выявление понятий: дискуссия, обсуждение, спор, оппонент. Виды дискуссий. Правила ведения дискуссии.
Практика:
В рамках программы с учетом количества часов на изучаемую тему проводится несколько заседаний дискуссионного клуба по схеме:
- Даётся тема для дискуссии;
- Предоставляется материал по теме (его заранее подготавливают дети с педагогом)
- Группа делится на микрогруппы
- Каждая микрогруппа выполняет определенную роль:
– представление темы и отстаивание ее преимуществ;
– оппоненты,
– представители прессы.
Тема 8. Беседы по технике безопасности
Теория:
Знакомство с правилами по технике безопасности
Практика:
Соблюдение правил в процессе взаимодействия
Тема 9. Обобщение и закрепление изученного
Практика:
Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей, итоговая диагностика. Организация и проведение воспитанниками IV года обучения праздника «Радость общения» для детей I года обучения и огонька «Встреча при свечах» для своих родителей и одноклассников.