Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 5

Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 5 Методическое обеспечение программы

Принимая в группы детей, каждый педагог, независимо от того, какую дисциплину преподает, в первую очередь, заботится о безопасности каждого ребенка и несет полную ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников. Именно поэтому материалы по технике безопасности выделены в программе в отдельную тему.

Дважды в год проводится инструктаж по технике безопасности в рамках общих требований Дворца.

Ежемесячно по плану программы осуществляются беседы по технике безопасности.

На первом году обучения дети знакомятся с правилами. В последующие годы обучения эти правила повторяются и дополняются в соответствии с увеличивающимся объемом воспринимаемого детьми материала и изменившейся зоной ближайшего развития индивида. *

Так как предполагается, что в процессе освоения программного материала каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей и способностей приобретет успешный личный опыт общения с одноклассниками, то основной формой проведения занятий является групповая деятельность.

Для оказания помощи, эмоциональной поддержки, выявления более полного представления об уровне усвоения изучаемого материала и комфортности состояния на занятии каждого воспитанника предусматриваются индивидуально-групповые и индивидуальные занятия.

Процесс общения многогранен, приобрести положительный опыт человек может, только используя все стороны общения. Поэтому материал программы размещен так, что педагог получает возможность знакомить детей с первых дней обучения со всеми сторонами общения, и в течение года расширять и углублять полученные знания и умения. Каждая прописанная тема изучается на протяжении всего года, взаимопроникая, и дополняя друг друга. Система знаний, сформированная в ходе изучения предыдущих тем, становится, таким образом, необходима и достаточна для усвоения последующих тем.

В работе используются как традиционные методы

-рассказ,

-беседа,

-лекции,

-экскурсии;

так и методы активного обучения:

-тренинг:

-игровая ситуация,

-ролевые игры,

-учебная дискуссия,

-мозговая атака,

-упражнения,

-метод взаимообучения,

-наблюдения,

-самонаблюдения,

-наблюдения и записи,

-беседы-размышления.

Наряду с отдельными методами и приёмами при реализации данной программы используются и педагогические технологии:

1. С первого года обучения – личностно-ориентированные технологии обучения: обучение в сотрудничестве: сотрудничество в малых группах (микрогруппах).

2. С третьего года обучения – технологии критического мышления: введение «толстых и тонких» вопросов, простейшая разбивка на кластеры, синквейн, презентация, зигзаг.

3. С четвертого года обучения – метод проектов: ролевые, игровые, монопроекты;

На занятиях широко используются игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, сказки и рассказы, пьесы.

Раздел

или тема программы

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

1.

Вводное занятие

Рассказ

Беседа

Игра

Диагностическое упражнение

Творческое конструирование

Планы занятий по теме

Дидактическое пособие «Цветок общения»

Игра «Давайте познакомимся»

Алгоритм по созданию правил взаимодействия в группе

Аудиозаписи детских песен

2.

Первые шаги

Рассказ

Беседа

Тренинговое упражнение

Игра

Оздоровительная гимнастика

Творческое конструирование

Работа в парах

Планы занятий по теме

Подборка материалов к теме: «Происхождение имен»

Варианты различных уровней сложности игры: «Давайте познакомимся» (направленные на запоминание имен)

Комплексы тематической театрализованной оздоровительной гимнастики

Комплекты индивидуального раздаточного материала к работе по творческому конструированию: «Моё имя», «Имя моей мамы»: цветной картон, карточки с именами, разрезные картинки, камушки, бусины, ракушки, блестки, бисер, яркие лоскутки и канты.

Малые и большие мячи

Скакалки

Обручи

3.

3. 1

3. 2.

3. 3.

3. 4.

Основы речевой культуры

В гостях у Чистоговоркина

Дыхательная гимнастика

Её величество Интонация

Речевой тренинг

Рассказ

Беседа

Минилекция

Тренинговое упражнение

Игра

Творческое конструирование

Обучение в сотрудничестве

Теоретический материал по теме

Подборки упражнений на звукопроизнесение

Подборки скороговорок и чистоговорок

Мнемотехнические таблицы для запоминания

Таблицы по интонированию

Комплексы дыхательной гимнастики

Маски

Пальчиковые куклы

Аудиозаписи музыкальных композиций

4.

4. 1

4. 2.

4. 3.

4. 4.

4. 5.

Невербальная коммуникация

Маски настроения

Язык жестов

Язык мимики

Язык глаз

Театр юных любителей пантомимы

Беседа

Беседа-размышление

Игровая ситуация

Наблюдение

Элементы самонаблюдения

Метод взаимообучения

Упражнения

Ролевые игры

РТВ (Развитие Творческого Воображения)

Обучение в сотрудничестве

Мозговая атака

Синквейн

Теоретический материал по теме

Карточки-плакаты с основными понятиями

Пиктограммы

Маски настроения

Фотографии лиц людей в определенных эмоциональных состояниях

Мнемотехнические карты

Настольные игры:

– фоторобот;

– домино (фотография человека в определенном эмоциональном состоянии/название эмоционального состояния;

– мозаика

Диалоговые карточки к упражнениям: «Иностранец», «Диалог жестами», «Переводчики с жеста на слова и наоборот»

«Экраны» для упражнения: «Узнай настроение по выражению глаз»

5.

5. 1.

5. 2.

5. 3.

5. 4.

5. 5.

5. 6

5. 7.

5. 8.

5. 9.

Основы коллективного взаимодействия

Пять ключей общения

Веселая игротека

Работа в парах

Работа в микрогруппах

Социальные роли

Деловая игра

Самопрезентация

Конфликт

Дискуссионный клуб

Беседа

Минилекция

Экскурсия

Оздоровительная гимнастика

Фитнесс-класс

Мозговая атака

Учебная дискуссия

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)

Мнемотехнические приемы

КТД (коллективное творческое дело)

Обучение в сотрудничестве

«Тонкие и толстые вопросы»

Разбивка на кластеры

Презентация

Зигзаг

Теоретический материал по темам

Карточки-плакаты с основными понятиями

Комплекты индивидуального раздаточного материала:

– карточки:

– опросники:

– интеллектуальные задания:

– танграмы;

– мозаики;

Подборка коллективных игр

Аудиозаписи музыкальных композиций.

Комплексы оздоровительной гимнастики

Комплексы мини-фитнесс-классов

Алгоритмы для самостоятельного построения комплексов оздоровительной гимнастики и фитнесс-класса.

6.

Беседы по технике безопасности

Беседа

Практическое занятие

Теоретический материал по теме Планы занятий по теме

7.

7. 1.

7. 2.

7. 3.

Путешествие во внутренний мир

Маски настроения

Мои сто тысяч «я»

Шаг навстречу

Беседы-размышления

Наблюдение

Самонаблюдение

Просмотр видеозаписей с последующим анализом

Наблюдение и записи

«Присоединение»

Релаксация

Теоретические материалы по теме

Карточки – плакаты с основными понятиями

Пиктограммы настроения

Маски

Аудиозаписи музыкальных композиций и звуков природы;

Комплекты индивидуального раздаточного материала:

– фоторобот (собери картинку и определи выраженное героем на портрете чувство);

– мозаика (собери сюжетную картинку и составь рассказ по ней, опиши эмоциональное состояние героев);

– Монологи, диалоги и короткие сценки для эмоционального прочтения;

Комплексы релаксаций

Кассеты с мультфильмами, отрывками фильмов, музыкальных спектаклей, балетов.

8.

Обобщение и закрепление изученного

Итоговое занятие

Зачет

Показательное занятие

Творческий вечер

Праздник

Дневник достижений

Портфолио

Компьютерная презентация

Опросники

Тесты

Образцы дневников наблюдений и портфолио

Тестовые упражнения

Конспекты открытых занятий

Сценарии праздников

Для закрепления социально-поведенческих норм воспитанникам предлагаются для запоминания «секреты общения». *

Работа на занятиях выстраивается таким образом, что в процессе коллективной деятельности, будь то работа в парах или в группе, дети в обязательном порядке получают некий продукт, который они могут увидеть, услышать, потрогать, оценить, испытать эмоциональные чувства от его присутствия. Это может быть хором произнесенная фраза, исполненная песня, по ролям прочитанный диалог, составленный рассказ или разыгранная сценка, коллективно выполненная поделка или рисунок.

Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям. На каждом занятии преподаватель создаёт непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, замечаний, порицаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением показывает, что принимает ребенка таким, каков он есть.

Ни в коем случае не заставляет и не принуждает ребенка к выполнению упражнений, старается с помощью других «втянуть» его в занятия.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыться его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с педагогом своими проблемами, а педагогу – узнать и, для себя по-новому, открыть воспитанника.

Перед началом занятий детям предлагается, по желанию, завести альбом или личный дневник, где они могут выполнять рисунки и вести записи, которые помогут им осмыслить свои действия, чувства, выразить свое настроение, отношение к себе и другому.

На протяжении всех четырех лет ведется диагностическая работа. Она направлена на отслеживание детских успехов и определение результативности реализуемой программы. На основе полученных результатов, проводится текущая и итоговая корректировки изучаемых материалов.

Для выявления результативности в ходе реализации программы проводится промежуточная* ** и итоговая диагностики***.

Анализ полученных в ходе исследования результатов (2005-2009г. ) показал, что в процессе реализации программы дополнительного образования культурологической направленности «Азбука общения» у воспитанников

  1. Повысилась самооценка
  2. Расширилось представление о себе и об одноклассниках
  3. Появился позитивный опыт общения
  4. Увеличилось доверие к товарищам и педагогу
  5. Ребята приобрели навыки межличностного взаимодействия и общения

Пребывание в школе стало для них более комфортным. На занятия по программе ходят с удовольствием, не испытывая чувства страха и напряжения. Родители и педагогический коллектив школы позитивно оценивают работу по программе. Знания и умения, приобретенные на занятиях, дети активно используют в повседневной жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что программа успешно прошла апробирование и имеет право на дальнейшую реализацию.