Образовательная программа "Азбука общения" 1-4 класс. Приложения
Образовательная программа "Азбука общения" 1-4 класс. Приложения Приложение №1
Темы бесед по технике безопасности:
- Создание и утверждение правил поведения на занятиях в группе.
- Правила безопасного передвижения по городу. Создание индивидуального безопасного маршрута от дома до школы.
- Правила при проведении игр в помещении
- Правила при проведении игр на воздухе
- Правила эксплуатации электрических приборов.
- Правила эвакуации при пожаре.
- Беседа по профилактике простудных заболеваний. Как правильно одеваться в разные сезоны, чтобы избежать опасности простудных заболеваний.
- Беседа о соблюдении гигиенических норм и правил.
- Правила обращения с ножницами, иглой, шилом при проведении творческих трудовых дел.
Приложение №2.
Методика проведения промежуточной диагностики
Промежуточная диагностика проводится на итоговых занятиях в конце изучения каждой темы и в конце каждого учебного года.
Формы работы, используемые в ходе промежуточной диагностики
1. Наблюдение
2. Беседы
3. Коллективные, парные и индивидуальные диагностические упражнения*
4. Открытые занятия
5. Праздники
6. Коллективные и индивидуальные дневники достижений
7. Для детей четвертого года обучения – портфолио
Результаты промежуточной диагностики заносятся в сводную таблицу:
№ |
ФИ |
дата |
Название проводимой диагностики | уровень |
||
низкий | средний | высокий | ||||
Приложение №3.
Методика проведения итоговой диагностики
Итоговая диагностика проводится в несколько этапов:
I. Этап – подготовительная работа. Проводится на I-ой неделе реализации программы.
На этом этапе происходит изучение документации: просматриваются личные дела, медицинские карты. Проводится собеседования с родителями и классным руководителем. На основе полученных данных составляется характеристика класса.
II. Этап – получение результатов первичных замеров. Проводится на второй – четвертой неделе реализации программы.
Используемые методики:
1. «7-Я»
Ребенку даётся листок, на котором в столбик записаны семь «я». Учащимся 1-го класса предлагается назвать с показом каждого «я», а учащимся 2-го и старше – к каждому местоимению подписать, либо – кто «я», либо – какой «я». Если кому-то мало семи «я», он может подписать или сказать столько, сколько ему нужно.
2. «Цветок доверия»
Инструкция: «Сегодня каждому из вас предстоит «вырастить» цветок и украсить им класс или оставить его себе на память. Этот цветок очень нежный, на нем появляется лепесток, если хозяину хорошо в классе, а вот, если его что-то огорчает, то лепесток не появляется. Сейчас я буду произносить предложения, если у вас то, о чем я говорю, будет вызывать приятные чувства и воспоминания, то вы рисуете лепесток на схеме, если нет – то ждёте те слова, после которых хорошие чувства возникнут». Каждому ребёнку даётся схема: стебелёк с листочками и сердцевиной цветка, разноцветные карандаши. Помимо уровня комфортности в классе по используемому цвету и нажиму педагог получает дополнительную информацию: настроение, общее состояние, жизненный тонус.
Содержание предложений:
a. Вспомните своё настроение, когда идёте в школу.
b. Когда входите в помещение класса.
c. Когда встречаетесь со всеми одноклассниками.
d. Видите педагога.
e. Выходите на перемену.
f. Садитесь за парту к соседу.
g. Приступаете к выполнению задания, которое дал учитель.
После проведения работы все собираются в круг, по желанию, показывают свою работу и рассказывают о своих чувствах. При подведении итога педагог спрашивает: «Что можно сделать, чтобы у всех детей на цветке было как можно больше лепестков?»
В таблице фиксирует полученные результаты: каждый нарисованный лепесток – 1 балл.
№ | ФИ | Количество баллов | |
Первичный замер | Итоговый замер | ||
3. «Варежки»
Детям предлагается разбиться на пары и раскрасить пару варежек. Условие: чтобы дети работали дружно, а варежки получились одинаковые. Каждой паре выдается пара вырезанных из бумаги варежек и один на двоих набор фломастеров.
В конце работы все пары варежек вывешиваются на доску, дети внимательно рассматривают и находят одинаково выполненные в паре варежки и интересуются, как это у пары получилось.
В сводную таблицу заносятся результаты:
Уровень взаимодействия |
ФИ | ФИ | ФИ | |||
Перв замер | Итог замер | Перв замер | Итог замер | Перв замер | Итог замер | |
1. Активно договаривается, учитывая свои желания и партнёра |
||||||
2. Принимает договор, следуя за инициативой партнера и принимая роль ведомого
|
|
|||||
3. Принимает на себя добровольно отданную другим инициативу | ||||||
4. Делает безуспешные попытки договориться |
||||||
5. Хочет жестко вести за собой |
||||||
6. Отвергает обращенные попытки договориться |
||||||
7. Не делает попытки договориться
|
4. «Лесенка успеха»
Каждому воспитаннику предлагается лесенка из пяти ступенек. Инструкция: Подумай и оцени себя: свои поступки, дела, внешность и в соответствии со своей оценкой укажи ступеньку, на которую ты себя поставишь.
№ |
ФИ |
Уровень самооценки | |
Первичный замер | Итоговый замер | ||
III. Этап – корректировка учебно-тематического плана и подбор дидактических материалов с учетом полученных результатов.
IV. Этап – проведение промежуточных диагностик.
V. Этап – получение итоговых замеров. Проводится по тем же методикам, что и первичные замеры. Упражнение «Варежки» модифицируется в мастерские по дизайну и изготовлению обуви.
VI. Этап – подведение итога, выводы.
Приложение №4.
Результаты диагностических исследований
В ходе реализации образовательной программы были получены следующие результаты:
«10-Я»
Количество категорий |
результативность | |
2005-2006уч/г первичный замер |
2008-2009уч/г итоговый замер | |
1-3 категории | 75% | 31,25% |
4-7 категорий | 25% | 43,7% |
Более 7 категорий | - | 25% |
всего | 100% | 100% |
«Цветок доверия»
баллы |
результативность | |
2005-2006уч/г первичный замер |
2008-2009уч/г итоговый замер | |
1 балл | 6,25% | - |
2 балла | - | 9,52% |
3 балла | 18,75% | 19,05% |
4 балла | 37,5% | 19,05% |
5 баллов | 31,25% | 19,05% |
6 баллов | 6,25% | 33,33% |
7 баллов | - | - |
всего | 100% | 100% |
«Варежка» – «Мастерская по дизайну изготовления обуви»
Стиль поведения при работе в паре |
Результативность
|
|
2005-2006уч/г первичный замер |
2008-2009уч/г итоговый замер
|
|
1. Активно договаривается, учитывая свои желания и партнёра |
8,33% | 62,5% |
2. Принимает договор, следуя за инициативой партнера и принимая роль ведомого
|
50% | 18,75% |
3. Принимает на себя добровольно отданную другим инициативу | - | 18,75% |
4. Делает безуспешные попытки договориться |
8,33% | - |
5. Хочет жестко вести за собой |
8,33% | - |
6. Отвергает обращенные попытки договориться |
16,68% | - |
7. Не делает попытки договориться
|
8,33% | - |
всего | 100% | 100% |
Список литературы, использованный при написании программы
- Агафонова И. Н. Программа «Я и мы» (уроки общения для детей 6-10 лет). – С-Пб. , 2003.
- Агафонова И. Н. Психология делового общения, С-Пб. , 2004.
- Андреева Р. М. , Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе. – М. , 1981.
- Бобер М. М. ,Тильма Ф. Психология индивида и группы, – М. , 1991.
- Большаков В. Ю. Психотренинг (социодинамика упражнения игры). – С-Пб,. 1996\5 .
- Выготский Психология развития как феномен культуры. – М. , 1996.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. /по редакцией Левановой Е. А. , М. , 2006.
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. /под ред. Лебедева О. Е. – М. , 2000.
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984
- Кулагина И. Ю. , Колюцкий В. Н. Возрастная психология, – М. , 2001
- Ладыженская Т. А. Детская риторика /Программы общеобразовательных учреждений. – М. , 2001.
- 11. Леви В. Л. Стандартный ребенок. – М. , 1989.
- 12. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе, – М. , 1998
- Программа педагога дополнительного образования. /составитель Беспяттова Н. К. – М. , 2003
- Рыданова И. И. Основы педагогики общения, Минск, 1998
- Скороумова Е. А. Уроки общения в начальной школе,– С-Пб. , 1994
- Федоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия, – С-Пб. , 2002.
- Шапарь В. Б. , Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006.
Список литературы для педагога
- Борисов А. Роскошь человеческого общения, – М. , 1998.
- Гомезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии, – М. , 2003.
- Грецов А. Тренинг уверенного поведения, – М. , 2008.
- Демидова И. Ф. Педагогическая психология, – Ростов-на-Дону, 2009.
- Заваденко Н. Н. Гиперавтивность и дефицит внимания в детском возрасте, – М. , 2005
- Леонтьев А. А. Психология общения, – М. , 1999.
- Мелибруда Е. Я-Ты-Мы, М. , 1986.
- Монина Г. Б. , Лютова-Робертс. Коммуникативный тренинг, – С-Пб. , 2007.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, – М. , 2000.
- Рыданова И. И. Основы педагогики общении,Минск, 1998.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум, – Ростов-на Дону, 2009.
- Турик Л. А. , Осипова Н. А. Педагогические технологии в теории и практике, – М. , 2009.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, – М. , 2006.
- Фопель К. Энергия паузы, – М. , 2005.
Список литературы для родителей и воспитанников
1 . Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. – М. , 1986.
2 . Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М. , 1989.
3 . Антология мировой детской литературы. /под ред. Володина В. А. – М. , 2003.
4 . Антонов В. В. , Вавер Г. Ю. Комплексная система психической саморегуляции. – М. , 1983.
5 . Винокурова Н. К. Магия интеллекта. – М. , !994.
6 . Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Ленинград, 1988.
7 . Данилина Т. А. , Зегенидзе Н. М. , степина Н. М. В мире детских эмоций. – М. , 2004.
8 . Крушельницкая И. О. , Третьякова А. Н. Все вместе /учебная программа младших школьников по взаимодействию и сотрудничеству. М. , 2004.
9 . Леви В. Л. Искусство быть собой. – М. , 1989.
10. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М. , 2005.
11. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения. Волгоград, 2004.
12. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе /коррекционно-развивающие занятия. – М. , 2005.
13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Минск, 1982. .
14. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. , 1973.
15 Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. – Ярославль, 2000.
16. . Хрестоматия для школьников от 4 до 5 лет. /составитель Борисова Н. – Минск, 2002.
17. Хрестоматия для детей 6-10 лет. /составитель Стремок И. М. – Минск 2004.
18. Шрагина Л. И. Логика воображения. – Одесса, 1995.