Программа "Зоотерапия" для учащихся с глубокой умственной отсталостью, 10 год обучения
Программа "Зоотерапия" для учащихся с глубокой умственной отсталостью, 10 год обучения
Введение
Проблема социальной адаптации и интеграции детей с глубокой умственной отсталостью в настоящее время является актуальной. У детей данной категории наряду с глубокими дефектами познавательной деятельности отмечается нарушение социального взаимодействия с окружающими, коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой сферы, что практически лишает их возможности адаптироваться в обществе.
Проблема брошенных животных в городах с каждым годом также становится все более злободневной. Параллельно с ростом инфраструктуры городских сетей растет общее количество животных оказавшихся на улице без питания и ухода, озлобленных и измученных в борьбе за существование. В цивилизованном обществе нет места проявлению подобной жестокости и бездушия.
В современных мегаполисах социальная проблема учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в частности с умственной неполноценностью и проблема бездомных животных незримо переплетаются.
Актуальность проблемы
Программа «Зоотерапия» направлена на создание условий для коррекции нарушений у детей с ОВЗ, их оздоровления, а также воспитание правильного отношения к среде обитания, в частности домашним питомцам и навыков правильного поведения с ними. Процесс психологического сопровождения глубоко умственно отсталых учащихся по данной программе направлен на максимальное всестороннее развитие учащихся, их дальнейшее приспособление к жизни, возможность повысить самодостаточность в определенных социальных условиях.
Зоотерапия или лечение животными – наука древняя, и еще 10 тысяч лет назад до нашей эры люди знали, что животные способны исцелять. Но как таковая, способность животных лечить людей открыта сравнительно недавно – в 19 веке.
Канистерапия – (от латинского canis – собака) – одно из наиболее действенных средств в борьбе с детским церебральным параличом (далее-ДЦП) и олигофренией. В настоящие дни уже действуют методики по борьбе с тяжелыми заболеваниями ДЦП, задержкой психического развития, олигофренией, наркоманией – где включен курс лечения зоотерапией. При многих реабилитационных центрах действуют кинологические группы, в которых работают собаки-доктора. Лечение осуществляется за счет контакта с животным, энергией животного, так как у каждого живого существа есть биополе, которое образуется за счет энергетических излучений всех органов животного, особенно мозга и сердца. В США лечение животными применяется в детских больницах и домах престарелых.
Фелинотерапия – кошачья терапия, научно обоснованный эффективный метод лечения и оздоровления людей различных возрастов, с различными заболеваниями, широко применяемый за рубежом. Так, например, мурлыканье кошки – это набор колебательных движений, который способствует повышению защитных сил организма человека и повышает иммунитет при острых респираторных заболеваниях. Кошкотерапия прекрасно снижает кровяное давление, снимает приступы неврастении. Кошки разных пород специализируются на разных заболеваниях. Так, например, в Англии некоторых кошек продают в аптеках. Следует подчеркнуть, что речь идет не об устранении того или иного заболевания, а об оздоравливающем эффекте и общем самочувствии человека: нормализации артериального давления, обменных процессов, снижение тревожности, вывод из аутизма, улучшение умственного развития и многое другое. Психотерапевтическая функция заключается в том, что общение с животными защищает от стресса, улучшает работу нервной системы и психики в целом. А в нашей программе взаимодействие больных детей и брошенных животных, оказывается доступно и в равной степени полезно и благоприятно для обеих сторон.
Информационная справка о школе и учащихся:
Педагог-психолог школы и учащиеся 10 (0) класса в сопровождении классного руководителя, в течение года успешно взаимодействовали с Пермской Краевой общественной организацией защиты животных « Снежный барс», на попечении которой находится приют для кошек и собак «Кошкин дом» на улице Вавилова, дом 17. В качестве экспериментальной внеклассной работы, учащиеся класса регулярно, в разнообразных формах, осуществляли сотрудничество с приютом. Такая шефская помощь ребят оказалась взаимно необходимой для обеих сторон и неоднократно привлекала внимание средств массовой информации и вызывала одобрение простых жителей города. В составе класса – 11 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Все учащиеся являются инвалидами детства с глубокой умственной отсталостью и сложным дефектом развития, а также с различными отягощенными формами сопутствующих заболеваний: спастический парез конечностей, тугоухость, дефект развития костных тканей, Даун – синдром и т. д. Учащиеся обучаются в данной школе десятый год. Все учащиеся находятся под медицинским наблюдением специалистов: психиатра, психоневролога и т. д. в зависимости от сопутствующего заболевания.
О создании программы
Программа «Зоотерапия» составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся с глубокой умственной отсталостью, уровня знаний, умений и возможностей в опоре на компенсаторные функции каждого учащегося. Дети с глубокой умственной отсталостью остаются со своими чувствами и эмоциями один на один еще в детстве, даже при хорошем взаимодействии и общении с родителями, так как сохранному человеку, не специалисту, не понять эмоциональный мир ребенка с глубокими умственными проблемами. Программа разработана по итогам психологических и педагогических исследований и наблюдений за классом, с использованием консультационной помощи медицинских специалистов школы и содержит 18 мероприятий и коррекционных занятий, разных по характеру и планируемых в период обучения с ноября по май месяц, с учетом каникулярного времени. Время проведения занятия зависит от тематики и общего настроя группы, в общих пределах – от 40 минут до одного часа. В программе учитываются общие дидактические принципы обучения, индивидуальный подход, принцип практической направленности, принцип учета ведущей деятельности, принцип отказа от форсирования процесса, принцип стимулирования (через поощрения) и обязательно – принцип коррекции. На каждом занятии или мероприятии, посредствам используемых методов и приемов, закрепляются элементы техники общения и взаимодействия с окружающей средой. Путем введения мотивационных установок речевая активность автоматизируется. Общение с животными, как и большая часть заданий, также дается учащимся в максимально привлекательной форме, с использованием игровых и общественных ориентировок. Следовательно, возможности социальной интеграции детей – инвалидов в общество, через взаимодействие с животными улучшаются.
Информационная справка о приюте для животных:
Пермская краевая общественная организация защиты животных « Снежный барс» создана в августе 2009 года, в настоящее время имеет на попечении приют « Кошкин дом» открытый 31 мая 2010 года. Данная благотворительная организация занимается проблемами животных в городе Перми. Деятельность «Снежного барса» направлена на оказание содействия городским собакам и кошкам, волею судьбы оставшихся без должного внимания и заботы. Приют осуществляет прием безнадзорных животных, оказывает им необходимую ветеринарную помощь, выхаживает до полного их выздоровления, проводит вакцинацию здоровым животным, производит активный поиск новых хозяев для животных, готовых к домашнему проживанию. Также, организация «Снежный барс» ведет информационно-образовательную деятельность, в частности, в среде подрастающего поколения, связанную с гуманным отношением к «братьям меньшим».
Принцип построения программы:
1. Развитие эмоциональной сферы, отзывчивости, активности речевой деятельности, восприятия, внимания, творческой фантазии.
2. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Регуляция поведенческих проявлений и реакций.
5. Автоматизация элементарных трудовых навыков и умений.
6. Развитие мелкой моторики рук.
Методические приемы:
– Посещение приюта для животных и ветеринарной клиники.
– Свободное и тематическое рисование.
– Использование игровых стимульных и дидактических материалов.
– Организация фото-выставок, внеклассных мероприятий.
– Чтение художественной литературы, дискуссионные обсуждения.
– Тематические беседы.
– Моделирование и анализ заданных ситуаций.
– Изготовление поделок и игрушек для животных.
– Просмотр подборки видеоматериалов.
– Посещение общественных мест пребывания животных: зоопарк, выставки.
Цель работы:
– Раскрытие нравственного потенциала и чуткого отношения учащихся – подростков к животному миру;
– Развитие эмоционального восприятия и высших психических функций через познание окружающего мира и действительности;
– Расширение навыков и элементарных трудовых умений;
– Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– Побуждение к расширению своего кругозора, саморазвития;
– Формирование активной жизненной позиции;
– Коррекция имеющихся дефектов.
Задачи:
-Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к животным;
-Обучение умению корректировать собственные поведенческие реакции;
-Коррекция нежелательных личностных особенностей, настроения, поведения, страхов, агрессивных тенденций;
-Повышение самооценки и развитие потенциальных возможностей;
-Развитие речевой активности, восприятия, творческого воображения, познавательной активности;
-Формирование терпимости к животным и самоконтроля;
-Выработка положительных черт характера у подростков и навыков взаимодействия и понимания в общении и деятельности.
Результат:
-Возник стойкий познавательный интерес к животному миру, социальному общению с людьми, чья профессия связана с животными, их сфере деятельности и интересам.
-Наблюдается повышенный эмоциональный тонус, стабильные положительные реакции на домашних животных.
-Стабилизировались взаимоотношения в коллективе учащихся, во взаимоотношениях со взрослыми реже проявляются реакции истерических выпадов, аутистических уходов, автоматизировались навыки коммуникации с окружающими, улучшились навыки самообслуживания, закрепились понятия гигиены, образовались устойчивые навыки по уходу и общению с животными – кошками и собаками.
-Улучшилось состояние регуляторных систем, что проявилось в адекватной реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
– За счет мотивационной сферы учащихся и коррекционного сопровождения повысились показатели познавательной активности и работоспособности на занятиях, наблюдается положительная динамика в совместной трудовой деятельности.
-Отмечается благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе учащихся.
Объекты программы:
– Учащиеся школы: дети-инвалиды;
– Животные приюта: кошки и собаки;
– Педагог-психолог, классный руководитель, медицинские сотрудники, родители учащихся и работники приюта для животных.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Месяц | Тема занятий | Содержание |
Ноябрь | 1. «Жизнь на земле» | Чтение художественной литературы, подготовительные разъясняющие беседы о взаимодействии человека и животных. Игра «Разные функции» |
2. «Кошки и собаки – наши верные друзья!» | Лепка домашних питомцев по выбору учащихся, беседа; игра «Выбери нужное»,упражнение «Сочини сказку». | |
3. «В гостях у маленьких друзей» | Посещение приюта для животных, рассказ заведующей о нем и питомцах, трудотерапия, игротерапия с животными. | |
Декабрь | 4. «Четвероногий друг» | Рисование стенгазеты, совместный подбор информации, оформление, беседы по содержанию, смотр фотографий, обмен впечатлениями, игра «Угадай кто это?» |
5. «Подарки к Новому году». | Изготовление мягких игрушек для котят и щенят, слушание стихов Б. Рябинина, упражнение «Расскажи историю». | |
6. «Друзья вокруг тебя!» | Чтение художественной литературы, заучивание стиха «Киса», смотр фильма «Хати – самый верный друг», обсуждение. | |
7. «В гостях у друзей» | Посещение приюта, игротерапия, трудотерапия, вручение подарков зверятам, игра « Кто, где живет?» | |
Январь | 8. « Фото-выставка» | Оформление фото – выставки, подбор соответствующей информации, фотографий, повторение стиха, инсценировка стихов. |
Февраль | 9. «Зверята в гостях у ребят». | Встреча гостей из приюта на площадке школы, ток-шоу: «Зверята в гостях у ребят». |
10. «Скажи, кто твой друг…» | Классный час с родителями, семейные мини-рассказы-сочинения: «Питомец в доме», семейная инсценировка рассказа « Живая шляпа» Н. Носов. | |
11. « Помоги пернатому крылатому!» | Трудотерапия, изготовление кормушек для птиц, дискуссионная беседа «Нужна ли птицам помощь человека», рассматривание птиц, игра « Слово – картинка». | |
Март | 12. «Наш любимый зоопарк». | Посещение всем классом зоопарка с родителями, по выбору детей выставки кошек, собак. |
13. «В гости к старым друзьям». | Посещение приюта, игротерапия: игра «Хорошо-плохо», «Ладошки», «Пожелание»; трудотерапия, кормление питомцев, беседа «Нам прожить друг без друга нельзя». | |
14. «Ребятам о зверятах». | Смотр видеоматериалов: мультфильмов, художественных и документальных фильмов по выбору учащихся, дискуссионное обсуждение просмотра, игра «Чего на свете не бывает». | |
Апрель | 15. «Мои домашние питомцы». | Участие в общешкольной фотовыставке, выбор фотоматериалов, игратерапия: игра «Я могу», « На что похоже?», инсценировка «Кто сказал «Мяу». |
16. «Игрушка для зверюшки» | Изготовление мягких игрушек и подарков для питомцев приюта, составление коллажа на тему: « Кошки и собаки». | |
17. «В гостях у старых друзей» | Посещение приюта, трудотерапия, игротерапия с животными: «Догони», «Поиграй со мною», инсценировка « Страшный зверь» В . Семерина; вручение подарков и коллажа. | |
18. «Мы говорим, лишь «до свиданья», ведь расставанье не для нас. . » | Подведение итогов года, совместное чаепитие, приглашение гостей, обсуждение понравившихся мероприятий, смотр фотографий, игротека по выбору детей. |
Тема занятия и оборудование:
Nп/п | Тема | Оборудование |
1. | «В мире животных» | Художественная литература: С. Михалков «О тех кто лает», А. Ольгин «Здравствуй, я тебя знаю!»;Аппаратура для просмотра видеофрагментов, фильмы ВВS: «Жизнь», «Живая природа»;игровой материал: камень, деревянный брусок, колесо, ткань. |
2. | «Кошки и собаки – верные друзья» | Набор пластилина не менее 6 цветов на каждого участника, доски, салфетки, карточки с домашними животными, магниты на доску, магнитофон, подборка музыкального сопровождения (пение птиц, журчание ручья, шум моря); жетончики для поощрения верных ответов. |
3. | «В гостях у маленьких друзей» | Питание для животных приюта(сухой корм), влажные салфетки, чистые ненужные вещи для подстилок животным, ленточки, веревочки, мячики средних размеров, резиновые игрушки (пищащие), фотоаппарат. |
4. | «Четвероногий друг» | Наборы цветных карандашей, фломастеров, другие канцелярские принадлежности, цветная бумага, бумага для рисования; подбор музыкального оформления (инструментальная музыка для детей), ватман, журналы о животных, готовые фотографии с детьми и животными. |
5. | «Подарки к Новому году» | Ткань: фланель, шерсть, мех, иглы, пуговицы, проволочки, нитки, шнурки, резинки, лекала для мягких игрушек; литература стихи и рассказы Б. Рябинина. |
6. | «Друзья вокруг тебя!» | Литература: Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное Ухо»;Дескур Николь «Я, говорит пес», «Дружитще Тобик: Рассказы о собаках»; Аппаратура для просмотра фильма, фильм «Хати-самый верный друг», бумага для рисования, простые и цветные карандаши. |
7. | «В гостях у друзей» | Подбор карточек для игр: слова, цвета; мягкий конструктор «Звери», мяч (средний); подарки: питание животным, игрушки для животных, одежда для подстилок, фотоаппарат. |
8. | «Фот о – выставка» | Фотографии различных форматов, цветная бумага, фломастеры, информация в соответствии с темой из журналов и других носителей. |
9. | «Зверята в гостях у ребят» | Интерактивная доска, подбор литературного материала для выставки книг*, маски: кошки, собаки, стеллаж для книг, аппаратура для смотра мультфильма, мультфильм, питание для животных, мягкие игрушки сделанные руками детей. |
10. | «Скажи, кто твой друг…» | Рассказ « Живая шляпа» Н. Носова, рассказы-сочинения о питомцах, иллюстрации с картинками, оборудование для чаепития. |
11. | «Помоги пернатому крылатому» | Инструменты для изготовления кормушек, необходимый материал (картон, деревянные бруски, и т. д. ) по решению учителя, корм для птиц. |
12. | «Наш любимый зоопарк» | Фотоаппарат. |
13. | «В гости к старым друзьям» | Пособие для игротерапии( можно корректировать), карточки, карандаши, фломастеры, мяч или мягкая игрушка, корм, салфетки. |
14. | «Ребятам о зверятах» | Аппаратура для просмотра, видеоматериалы: м/ф, фильмы, нарезка видеофрагментов, карточки-значки для беседы. |
15. | «Мои домашние питомцы» | Фотографии, маски для инсценировки, бумага для рисования, заготовки для игры: «На что похоже». |
16. | «Игрушки для зверюшки» | Журналы про животных, ватман, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, ткань, пуговицы, нитки, шнурки. |
17. | «В гостях у старых друзей» | Магнитофон, фоновая музыка, мячики резиновые, игрушки для животных, лакомство, салфетки, питание для животных, коллаж, маски для инсценировки, рассказ В. Семерина « Страшный зверь». |
18. | «Мы говорим, лишь «До свиданья», ведь расставанье не для нас » | Приглашения для гостей сделанные руками учащихся, альбом с фотографиями, дидактические пособия для игротеки, призы, подбор музыкального оформления, цветной картон, мелки, фломастеры, воздушные шары для оформления, оборудование для чаепития, сладкое к чаю, колпачки, грамоты, сценарий хода мероприятия. |
Литературный материал для выставки книг:
– Дружище Тобик:Рассказы о собаках. – М:Детская литература, 1987.
– Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо» Повесть. – М. :Современник, 1984.
– Дескур Николь « Я, говорит пес»,– Россия: «Имажинария 1993(пер. с франц. )
– «Собака в вашем доме». – М. :»Эйвис»
– Напил Франтишек «Я, пес Барин» ( пер. с чешск) М. : Дет. литература, 1982. -
– Бейле Иво «Письмо собаке»: маленькая повесть; (пер. с голланд. ), М. : Дет. Литература, 1991.
– Ольгин А. «Здравствуй, я тебя знаю!», М. : Дет. Литература, 1991.
– Тян В. На ринг вызываются…Первая всесоюзная выставка служебных собак отечественных пород. – М. : «Патриот» 1990.
– Михалков С. « О тех, кто лает». М. : Советская Россия.
– Рябинин Б. «Твой друг», Повести и рассказы и т. д.
Занятия рассчитаны на группу учащихся ( 10 человек ) и являются базовыми для дальнейшей работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Автор: Бадалян Л. О. « Невропатология»;
2. Авторы:Андрущенко Г. Ю. , Карабекова Н. В. № Коррекционные и развивающие игры для младших школьников»;
3. Автор: Пожар Л. « Психология аномальных детей и подростков – патопсихология»;
4. Автор: Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений.
5. «Прикладная этика» 10-11 класс; Лазновская Г. Ю. стр. 251-253.
6. Авторы:Трубачева Т. Н. , Семенайт М. А. ст-я «Ипотерапия, как средство коррекционно-оздоровительной работы с детьми. -\\ журнал « Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004г. -№5. – стр. 71-74.
7. Автор: Лопу В. А. Курс «Живой мир, как средство формирования природоводческих представлений у младших школьников с нарушениями интеллекта». -\\ журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004г. -№4. – стр. 20-26.
8. Автор: Кмытюк Л. В. «Факультативное занятие по экологии в специальной (коррекционной) школе восьмого вида». -\\журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». -2003г. – №3. -стр. – 32-35.
9. Подборка информационных статей из интернет– сайтов о зоотерапии.
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗВЕРЯТА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
Цель: создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы; повышение познавательной активности учащихся, формирование доброго и внимательного отношения друг к другу, формирование коммуникативного взаимодействия в окружающей среде.
Задачи: повышение уровня эмпатии, доверия к социальному окружению, коррекция поведения и характера, коррекция познавательной сферы, формирование навыков взаимодействия с окружающими при участии в публичных мероприятиях.
Оборудование: Интерактивная доска, подбор литературного материала для выставки книг*, маски: кошки, собаки, стеллаж для книг, аппаратура для просмотра мультфильма, мультфильм, питание для животных, мягкие игрушки, сделанные руками детей.
Участники: учащиеся школы: 10 (0) класс (глубокая умственная отсталость), начальные классы школы (VIIIвид), психолог, учителя, руководитель приюта для животных,. Кошки и собаки.
Ход мероприятия:
Звучит легкая инструментальная музыка.
Психолог: Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами собрались на очень необычное мероприятие!
Учитель: А чем же оно необычно? Дети те же, школа осталась та же, учителя все на месте…
Психолог: Да-да все на месте, все так же. Но! Сегодня, впервые, в школе необычные гости. Ребята, а вы любите гостей? А почему?
Инструкция: Сейчас этот мяч окажется в ваших руках. Тот, кто его поймает отвечает на мои вопросы.
Повторяю вопрос про гостей, кто называется гостем, хорошо ли когда приходят гости. ( Общение с детьми)
Психолог: Оказывается здесь все любят гостей, потому что гости – это радость и общение.
Учитель: А чем же ваши гости необычны? Ведь все гости одинаковы, гости как гости.
Психолог: Нет наши гости необычны… они… четвероногие, мохнатые, ласковые и хвостатые! И в школе они впервые! Встречайте! Аплодисменты!!!
Заходят под инструментальную детскую музыку, руководитель приюта Анна Евгеньевна с питомцами.
Анна Евгеньевна: Здравствуйте ребята! Нам очень приятно видеть ваши улыбки, находиться в вашей школе, такой светлой, уютной и теплой. Мы пришли по приглашению наших друзей – ребят вашей школы 10 (О) класса. (Ребята из этого класса встают и машут приветственно руками)
Мы познакомились с этими ребятами осенью, они пришли к нам в приют помочь, покормить, поухаживать и поиграть с нашими питомцами. Я работаю в приюте для животных…. (Рассказ о приюте, питомцах). Много, непозволительно много бездомных собак и кошек живет в наших городах. У всех у них разные судьбы: кто-то потерялся, кого-то вышвырнули хозяева, кто-то уже родился бесхозным. В любом случае, животные не должны оставаться без человеческой помощи. В таких приютах как наш, бездомные, покалеченные животные находят пристанище, их кормят, лечат, оказывают скорую ветеринарную помощь, помогают начать новую жизнь и найти хозяина. Что может быть приятнее, чем видеть, как наши питомцы, светясь от счастья, покидают приют вместе с такими же счастливыми новыми хозяевами. Покидают, чтобы вместе радоваться самой настоящей дружбе, на которую способен человек и его четвероногий друг.
Психолог: Ребята нашей школы очень Вас ждали и подготовили для Вас песню «Пропала собака» В. Шаинского. Очень грустное название, как вы думаете о чем будет эта песня? (Кратко мнение учащихся). Исполняют учащиеся нашей школы.
Учитель: А еще мы очень любим стихи, послушаем одно из шуточных стихотворений «Мурка» В. Друка, читает Катя Каплун.
Психолог: Какое смешное стихотворение, а давайте с вами поиграем в интересную игру.
Игра «Угадай, кто это?»
Инструкция: Я буду вам показывать картинки, которые не дорисовал рассеянный художник, а вы попробуйте догадаться, кто должен был быть изображен на листе.
Психолог: Ребята! Люди давно дружат и с собаками и с кошками. И не раз и те и другие помогали друг другу в трудную минуту. У многих из вас дома живут домашние животные кошки или собаки, которых все домочадцы любят и заботятся о них. У кого есть дома животные – поднимите руку! А вы знаете, что многие авторы, писатели и поэты, написали множество книг, рассказов и стихов, посвященных четвероногим домашним питомцам. Посмотрите на эту книжную выставку, это лишь малая часть этих книг. Но у нас, в школьной библиотеке, вы можете с ними со всеми познакомиться.
Учитель: Послушайте рассказ Сергея Михалкова « В дозоре». Чтение рассказа по ролям: психолог, учитель, учащийся.
Психолог: А сколько фильмов и мультфильмов про наших любимых четвероногих друзей нам известно – просто не счесть. Вот один из них, посмотрим?
Промотр фрагмента м/ф: «Кто сказал МЯУ?»
Психолог: А сейчас вручение подарков. Ребята 10 класса вручают подарки представителю приюта Анне Евгеньевне и четвероногим питомцам.
Общение с животными. Все учащиеся свободно общаются с животными, кормят, гладят и т. д. Приглушенно звучит песня «Дорогою добра», музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина.
Игра «Доброе пожелание»
Цель: подведение итогов, рефлексия.
Участники мероприятия вместе становятся в круг, берутся за руки.
Психолог: Наш небольшой праздник подходит к концу и я предлагаю, чтобы сейчас мы пожелали друг другу и нашим гостям: Анне Евгеньевне, кошечкам Анфисе, Богатке и Мусе, а также друг другу что-то хорошее. Например: Я желаю Богатке оставаться такой же красивой и пушистой. А теперь дальше, ловите мяч.
Психолог и учитель (обращаясь к гостям): Приходите к нам в гости у нас добрые и заботливые ребята, здесь вас никогда не обидят! Мы вам рады! До новых встреч!
Звучит легкая инструментальная музыка.