Программа социализации выпускников детского дома "Мы вместе", возраст 16-18 лет. Ч. 2
Программа социализации выпускников детского дома "Мы вместе", возраст 16-18 лет. Ч. 2
Стратегический план
реализации программы сопровождения
выпускников детского дома
Наиболее эффективным решением является создание системы постпопечительского патроната над выпускником.
Технология постпопечительского патроната – постинтернатной адаптации и сопровождения состоит из следующих этапов:
Первый этап – подготовительный: собирается вся информация о выпускнике (приложение 2), индивидуальная программа сопровождения выпускника (ИПС) (приложение 3). Помощь в составлении ИПС оказывают специалисты детского дома, а также сотрудники исправительно-трудовой колонии (ИТК), если выпускник возвращается из мест лишения свободы.
Второй этап – адаптационный: предусматривает оказание помощи выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием ему медицинской и юридической помощи.
Третий этап – постинтернатное сопровождение: предлагается использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех категорий сопровождения – кризисном, активном и стабильном сопровождении
и предусматриваются три основные формы ИПС в зависимости от уровня готовности выпускника. Оформляется и ведется карта сопровождения выпускника детского дома (приложение 4).
В разряд кризисного сопровождения попадают выпускники, находящиеся в социально-опасном положении (СОП) или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, др. ).
С) ИПС-«SОS». Составляется для выпускников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации и не готовых к выпуску. Данная категория ИПС предполагает постоянный, четкий контроль всех сфер жизнедеятельности выпускника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности подростка.
Активное сопровождение подразумевает под собой оказание психолого-педагогической, медико-социальной и юридической помощи.
В) ИПС – «патронаж». Составляется для выпускников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная категория ИПС разрабатывается в случае, когда есть существенные проблемы по одной или некоторым сферам жизнедеятельности выпускника (например, семейное положение и условия проживания, организация досуга и пр. ). ИПС – «патронаж» создается для тех выпускников, у которых достаточно высока вероятность «срыва» в силу действия неблагоприятных факторов. ИПС– «патронаж» подразумевает назначение ответственных по всем сферам жизнедеятельности выпускника, а также ответственного за реализацию ИПС в целом.
Стабильное сопровождение подразумевает обследование условий жизни выпускника, мониторинг жизнеустройства выпускника. В большинстве случаев мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (прочные отношения с родственниками, друзьями, значимыми людьми).
А) ИПС – «поддержка». Составляется для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к выпуску. Данная категория маршрутов носит рекомендательный характер для выпускника и не требует специального контроля. В этом случае достаточно назначения одного лица, ответственного за поддержку выпускника.
Эта- пы |
Содержание работы, мероприятия | Ведомство, учреждение | Ответственный специалист, должность |
Подготовительный | Сбор информации о выпускнике в соответствии с учетной карточкой выпускника (форма прилагается № 1), ведение базы данных: – информация о прибытии выпускника на территорию муниципального образования; – полная информация о выпускнике. |
Детский дом.
Используются все возможные источники информации |
Ответственный специалист за ведение базы данных о выпускниках, социальный педагог детского дома, педагог-психолог |
Составление карты социально-поддерживающей сети выпускника | Детский дом, | Социальный педагог, законный представитель, педагог-психолог |
|
Составление индивидуальной программы сопровождения выпускника | Детский дом, | Ответственный специалист за реализацию ИПС, социальный педагог детского дома, педагог-психолог | |
Определение места жительства выпускника | Детский дом, жилищный отдел муниципального образования, орган опеки и попечительства |
Социальный педагог, законный представитель постинтернатный воспитатель | |
Решение вопросов трудоустройства выпускника | Детский дом, центр занятости населения | Социальный педагог, законный представитель постинтернатный воспитатель | |
Адаптация | Оказание помощи в получении паспорта выпускникам, не имеющим прописки (жилплощади) | Паспортно-визовая служба | Социальный педагог, законный представитель |
Решение жилищного вопроса: 1. Получение жилья по краевой целевой программе, другим основаниям. 2. Первоочередное предоставление жилплощади в общежитии. 3. Обеспечение бронирования койко-мест в муниципальных общежитиях. 4. Оформление сертификатов на приобретение жилья. 5. Оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг. |
Жилищный отдел муниципального образования, орган опеки и попечительства, законный представитель | Социальный педагог, специалист органа опеки и попечительства, специалист жилищного отдела
|
|
Трудоустройство: 1. Работа по квотированию рабочих мест для выпускников. 2. Профессиональное консультирование и обучение выпускников. 3. Предоставление льгот выпускникам, впервые ищущим работу. 4. Изучение возможностей и создание условий для продолжения образования (получение второго начального профессионального образования или среднего специального, высшего образования). 5. Реализация проектов по профориентации и трудовой занятости выпускников. |
Центр занятости населения, учебные заведения | Социальный педагог, специалист центра занятости населения, специалист органа опеки и попечительства, администрация образовательных учреждений, постинтернатный воспитатель
|
|
Сопровождение | Медико-социальная и психологическая помощь: 1. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи выпускникам. 2. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) с отдельных выпускников диагнозов. 3. Выявление молодых семей и матерей-одиночек из числа выпускников, находящихся в СОП или попавших в трудную жизненную ситуацию. 4. Предоставление условий для временного проживания выпускникам, находящимся в СОП, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 5. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи выпускникам, молодым семьям, матерям-одиночкам из числа выпускников. 6. Участие в социальных проектах, направленных на проблемы постинтернатной адаптации выпускников. 7. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций семейных и производственных отношений. |
Детский дом, учреждения здравоохранения |
Специалисты учреждений здравоохранения, социальный педагог, постинтернатный воспитатель, педагог-психолог, законный представитель
|
Юридическая помощь выпускникам детских домов
Встречи выпускников с коллективом детского дома: 1. Круглый стол 2. Свободное общение 3. Традиционные встречи 4. Тематические вечера |
Детский дом, орган опеки и попечительства
|
Социальный педагог, юрист
Сотрудники детского дома, воспитанники
|
|
Список литературы
1. Прутченкова А. С. «Портфолио, или папка личных достижений ученика» (ролевая игра) /А. С. Прутченкова , Т. Г. Новикова / Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения / под ред. И. Д. Чечель. – М. : АПК и ПРО 2003.
2. Чистякова С. Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовки школьников. – М. :АПК и ПРО, 2003.
3. Социализация и творческое развитие личности /под ред. В. Г. Рындак. – Оренберг, 2000.
4. Родионова Р. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. -Л. , 1989.
5. Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе?/А. В. Петровский. – М 1988.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Э. М. Митиной. – М 2003.
7. Зайцев Г. К. , Зайцева А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики – Спб. : «Детство пресс», 2001.
8. Тесты для выбирающих профессию /сост. А. М. Кухарчук , В. В. Лях, С. Г. Макарова – Минск : «Современная школа» , 2008.
9. Психология: Учебное пособие / под редакцией И. В. Дубровиной . – Московский психолого – социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
10. Личное портфолио старшеклассника: учеб. – метод пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова; Под ред. Т. В. Черниковой, – 2-е изд. , стереотипное – М: «Глобус», 2007.
11. Психология современного подростка /под ред. Л. А. Регуш,Санкт-Петербург, 2005.
12. Возраст первой любви воспитание чувств : методическое пособие. М: «Глобус», 2006.
13. Грамматика общения : школа для родителей В. Рахматшаева –М. , 1995.
14. Сам себе взрослый, ребенок и родитель: В. Каппони, Т. Новак; Санкт-Петербург, 1995.
15. Аддиктивные состояния человека: учебное пособие / С. В. Дремов, А. М. Уразаев, Н. Л. Мамышева, И. В. Малиновский, Томск, 2000.