Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Психологическое занятие с применением снежной арт-терапии: «Как избавиться от зимней депрессии?» (для обучающихся 1 – 4 классов)

Психологическое занятие с применением снежной арт-терапии: «Как избавиться от зимней депрессии?» (для обучающихся 1 – 4 классов)

Психологическое занятие с применением снежной арт-терапии: «Как избавиться от зимней депрессии?» (для обучающихся 1 – 4 классов)

Цель: снятие эмоциональной напряженности у младших школьников в зимний период и предотвращения у них состояния сезонной депрессии.

Задачи:

1. научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;

2. развивать пространственное и творческое воображение;

3. способствовать снятию мышечных зажимов и расположить учащихся к двигательной и эмоциональной разрядке.

4. изменить привычный репертуар самовыражения обучающихся, создать новые условия и новые способы в выражении чувств.

5. воспитывать чувство сплоченности коллектива, умения слышать и слушать друг друга.

Приемы работы с детьми: беседа, арт-терапевтические упражнения, релаксационные упражнения.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа.

Средства: для создания образов на снегу используются:

1. разноцветная вода, залитая в пластиковые бутылки с прорезью в пробке (для получения цвета можно взять гуашь, тушь, синьку, марганцовку и растворить ее в воде; при надавливании на бутылку струя нужного напора выливается на снег, оставляя цветные следы).

2. простая вода, с помощью которой можно создавать линии, борозды разной глубины.

3. готовые формы: ромбы, квадраты, круги, сердечки и др. (а также отпечатки собственного тела) для создания различных рельефов; заранее подготовленные домашние заготовки – фигурки из цветного льда и природный материал – применяются как дополнение, а также простые баллончики с разноцветной краской).

Некоторые арт-терапевтические техники были взяты из статьи Маргариты Сенчищевой «Снежная арт-терапия» № 07/2006 журнала "Школьный психолог".

Ход занятия

1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев):

Психолог:

Давайте поздороваемся друг с другом.

Игра: «Я рад тебя видеть…!» – все встают в круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу: «Я рад тебя видеть (имя)…!».

Беседа с учениками о Фее Зиме:

Психолог:

– Какое сейчас время года на улице? (зима).

– Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная).

– Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий).

– Зима веселое или грустное время года?

Психолог:

– У каждого времени года – свои любимые цвета. Есть они и у зимы.

– Как вы считаете, какие самые любимые краски Феи зимы?

– Конечно – это белая, голубая, серая…

– В зимний период нам так не хватает ярких красок, которые бы нас согрели и помогли поднять настроение.

– Для ощущения тепла – желтого солнышка, для радости – красных маков, для спокойствия – зеленой травы и т. д.

2. Снежная арт-терапия.

Психолог:

– Ребята, сегодня на занятии мы с вами, с помощью вот этих заготовок и подручных средств будем творить на снегу, окунемся в пространство детства и творчества. Создадим для себя радужное настроение: обогатим зимние краски летними нотками.

Индивидуальная работа.

Выберите место. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться и работать на любой территории. Используя любые цвета, вы можете сделать рисунок (конкретный или абстрактный образ; отпечаток предмета или тела на снегу и др. ). Если нет нужного вам цвета, вы можете попросить его у других участников.

Коллективная работа.

Посмотрите на то, что получилось у других участников. Соедините линиями свои рисунки с теми, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.

Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.

Упражнение «Тух-тиби-дух».

Психолог:

– Сейчас я вам по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: Вы становитесь в круг, я – в центр круга. Вы идете по часовой стрелке, я – против часовой стрелки. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» – все останавливаются. Я сердито-пресердито говорю тому, перед кем остановилась, глядя прямо в глаза, волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем я поменяюсь местами с тем, напротив кого остановлюсь, и игра продолжается (в этой игре заложен парадокс, хотя дети должны произносить слова «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться).

Упражнение «Снеговик».

Психолог:

– Ребята, давайте представим, что каждый из вас слепленный снеговик. Тело у вас должно быть твердым, как замерший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, пальцы, тело, ноги и ступни. Вы мягко падаете на землю и изображаете лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко.

Упражнение «Снежный вернисаж».

Психолог:

Каждому участнику предлагается занять выбранное им место на отведенной общей территории (не более двух метров друг от друга). Дается задание: с помощью любых понравившихся материалов (цветной воды, формочек для отпечатков, фигурок из цветного льда, природного материала) нарисовать картину, слепить скульптуру из снега. Придумать название своей картине и составить рассказ-представление о своей работе.

Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.

Упражнение «Мороженное».

Психолог:

– Я знаю, что все вы любите мороженное. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр… Но вот пришел добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза! Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются. Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла». Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.

Упражнение «Символ группы».

Психолог:

Участники делятся на микрогруппы по 5–6 человек. Каждая микрогруппа рисует на отведенной для нее территории. На каждую микрогруппу выделяется одинаковый набор форм и бутылок с окрашенной водой.

Участники по очереди, используя различные формы и цвета, должны сделать общий рисунок.

Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.

3. Ритуал прощания:

Упражнение «Рефлексия».

Психолог:

– Ребята, а сейчас каждый из вас выскажет свое понимание происходящего сегодня на занятии, опишет свои чувства и переживания, возникшие в процессе работы (ответы обучающихся).

– Молодцы ребята, каждый из вас сегодня хорошо поработал.

– Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу «Спасибо» и «До свидания» (сначала все говорят громко в большом кругу, а потом все подходят к середине и говорят шепотом).

!!! Психологическое занятие с элементами арт-терапевтических и релаксирующих техник занимает больше времени в отличие от обычного урока (1 – 1,5 часа). Данное занятие рассчитано на 68 минут.

Этапы работы на занятии

Время

1. Приветствие и подготовка

к работе (введение и разогрев)

8 минут

А) Игра: «Я рад тебя видеть…!»

3 минуты

Б) Беседа с учениками о Фее Зиме:

5 минут

2. Арт-терапевтические техники:

53 минуты

Индивидуальная работа

10 минут

Коллективная работа

5 минут

Упражнение «Тух-тиби-дух»:

3 минут

Упражнение «Снеговик»:

5 минут

Упражнение «Снежный вернисаж».

15 минут

Упражнение «Мороженное»

5 минут

Упражнение «Символ группы»:

10 минут

3. Ритуал прощания:

7 минут

Е. В. Инюшкина, МБОУ Ясенецкая СОШ, г. Ворсма, Павловский район, Нижегородская область