Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психологическое сопровождение одаренных детей

Психологическое сопровождение одаренных детей

Сегодня разработана и действует президентская программа «Дети России», в которой есть раздел «Одаренные дети». На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создаются различные типы учебных заведений, учитывающие разные потребности ребенка и общества, осуществляется подготовка педагогических и научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепции, охватывающие все виды одаренности; в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.

Современное обучение в наших школах ориентировано на среднего ученика, и новые изменения, происходящие в школе, в наши дни, выдвигают и акцентируют проблему дифференцированного обучения. Поэтому с новой силой ставятся вопросы изучения природы детской одаренности, механизмов ее формирования, условий развития, с учетом современных знаний и специальных исследований в данной области.

Актуальность проблемы понимания и развития одаренного ребенка и взрослого определяется необходимостью перенесения проблемы из плана научных исследований в план практической деятельности. Если специальные школы, такие как музыкальная, художественная, спортивная и др. , готовы работать с одаренным ребенком, да и то не всегда, то общеобразовательная школа, в которой все чаще открываются классы для одаренных детей, зачастую этого делать не умеет. Более того, многие учителя панически боятся уникального ученика и не знают, что с ним делать.

Школьные психологи также с интересом изучают феномен одаренного человека – это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный человек отличается от других людей выдающимися чертами личности: он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим людям дается большим трудом, одаренному человеку дается легко и просто.

Признавая за ребенком право, быть индивидуальностью, мы можем определить свои усилия по его развитию. Что же будем развивать у одаренного ребенка?

Во-первых, это активное отношение к окружающему миру. Одаренный человек, обладая талантами, стремится их применять в своей жизни, деятельности. Поэтому такие люди любознательны, креативны, информированы, активны, если это дети, то непоседливы, любопытны, все время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, с ними интересно взрослым. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло, иначе он может ее использовать по обстоятельствам.

Во-вторых, это самостоятельность. Чем более ребенок включен в самостоятельность, тем лучше он усваивает материал. Надо признаться, одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди, педагоги и родители, зачастую ограничивают их стремление по собственному образу и подобию. Самостоятельность одаренного ребенка обусловлена большими возможностями, которые он хочет реализовать. Главное в процессе – найти им достойное применение, а не ограничивать.

В-третьих, произвольность регулирования своего поведения. Именно с эти личностным компонентом у одаренных детей бывают проблемы. Поскольку им все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными и создается ощущение, что так будет всегда. Но как только одаренный человек выходит за рамки области своего таланта, начинаются проблемы. Особенно это касается слова «надо», умения заставить себя делать, то, что неинтересно, умения подчиняться требованиям взрослых, поставленной задаче.

В-четвертых, организацию индивидуального стиля деятельности (система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении). Одаренные люди всегда отличаются своим индивидуальным стилем, который зависит от свойств нервной системы, от темперамента человека, его задатков и способностей.

В-пятых, создание мотивации к развитию и обучению. Поскольку одаренному человеку дано многое, то создается впечатление, что и учиться не надо, и развиваться ни к чему. Но жизнь ставит новые задачи, развиваются новые технологии, убыстряется жизненное время и если не развиваться, то можно и отстать. Потребности и мотивы побуждают человека к активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения. Потребности и мотивы – это наш «вечный двигатель», определяющий направленность и энергетику наших действий и поведения. Слабая мотивация – слабая энергетика, сильная мотивация – наоборот.

Функциональная ассиметрия и одаренность. Правое или левое?

Исследователями одаренности было замечено, одним и маркеров одаренности является леворукость. Левши («правополушарные») более креативны, чем правши, и более эмоциональны, лучше адаптируются к перемене климатических условий, у них более выражены художественные способности. У «правополушарных» снижены речевые способности. Они хуже классифицируют, охотнее объясняются мимикой и жестами, чем речью. У них преобладает образное мышление и отрицательный эмоциональный фон. Левше лучше нарисовать, чем рассказать. Люди с правополушарным доминированием отличаются силой и лабильностью нервной системы, высокой активностью; они лучше учатся, успешнее решают задачи в условиях дефицита времени, устойчивы к стрессу, поэтому лучше сдают экзамены, предпочитают интенсивные формы обучения и т. д.

Общеобразовательная школа может быть образовательной структурой для развития одаренных детей. Важным условием является индивидуальный подход к каждому одаренному ученику. Чтобы осуществить его, необходимы условия для индивидуализации обучения одаренных детей. Вопрос, который актуален в современной школе, – «Как осуществить индивидуальный подход к особому ребенку, если в классе 30 учеников?».

Часто дети в классе имеют разный уровень способностей в различных областях деятельности. У одних – способности в области математики, другие сильны в гуманитарных дисциплинах, третьи показывают дарования в спорте. Учащиеся имеют личностные различия и индивидуальные способности. Учителю сложно работать с каждым, он работает, учитывая особенности среднего ученика. Получается, что для одних предложенный материал труден, для других он легок и не удовлетворяет уровень сложности. При этом совместная работа в классе идет сложно. Чтобы решить эту образовательную проблему, необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей. Учителя могут разбить класс на группы по уровню подготовки и для каждого предлагать разные по уровню сложности задания. Другой вариант может заключаться в том, чтобы проблемы слабого ученика решались в совместной работе и общении с сильным учеником. При этом слабый лучше усвоит материал, а одаренный ребенок самостоятельно объясняя сложный материал, разовьет умение взаимодействовать с детьми. Взаимодействие и взаимное обучение будут стимулировать образовательную деятельность детей. Взаимное обучение может происходить между детьми одного возраста.

Проблема решиться, если педагоги будут использовать такие принципы обучения одаренных детей, как дифференциация и индивидуализация.

Дифференциация – это выделение групп в зависимости от вида одаренности детей. А индивидуализация – обучение одаренного ребенка по индивидуальным программам, создание индивидуального учебного плана.

За рубежом большую роль в индивидуализации обучения одаренных детей играет тьютор (ментор) – специалист, который выполняет роль наставника; он ведет индивидуальную работу с одаренными детьми, разрабатывает эффективную стратегию личностного роста. Кто будет играть такую роль в современной российской школе – учитель, значимый взрослый, ученый, родитель, а может школьный психолог – этот вопрос остается открытым. Другой формой обучения, которая использует индивидуальный подход, – тьюторство (менторство). Менторы могут:

– Время от времени привлекаться к работе с группой или отдельными детьми, для того чтобы расширить их знания об окружающем мире профессий, специальностей и видах деятельности.

– Работать с малой группой или с одним одаренным ребенком над проектом на протяжении довольно длительного времени.

– Достигать уровня классического понимания этого термина: наставник, личный учитель, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, и тот, кто оказывает влияние на всю его жизнь.

Менторство чаще всего направлено на развитие познавательных процессов.

Индивидуальный подход возможен, если педагог будет использовать работу в малых группах, на факультативных занятиях. Это позволяет учитывать различные потребности и возможности одаренных детей. Эффективна организация исследовательских объединений по индивидуальному выбору одаренного ребенка, организация секций Научного общества учащихся, творческая, исследовательская работа над проблемными темами. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень знаний, развивает творческий потенциал одаренного ребенка, позволяет учитывать индивидуальный темп, освоения предмета.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку при работе в классе может осуществляться различными способами:

– путем разнообразия заданий для детей разного уровня развития;

– разделением детей на подгруппы либо по принципу разного уровня развития, либо по принципу уровня смешанных групп для выполнения задания одного уровня:

– прикреплением одаренных учеников к обычным, что приводит к обоюдной выгоде: одаренные ученики лучше социализируются, а слабые – лучше учатся;

– обращение за помощью тьюреров (менторов).

Рассмотрим проблему класса, в котором 30 учеников, сложности в процессе обучения конечно же будут:

1. провоцировать трудности будут различный уровень знаний учеников;

2. различный уровень развития личности детей;

3. разный уровень мотивации к учебной деятельности;

4. качественное своеобразие детей.

Это перечисление можно было бы продолжать, но при всех различия следует отметить общее – необходим одаренный педагог, который все эти особенности класса в 30 человек превратит в достоинства развития всех без исключения детей.

Одаренные педагоги – люди редкие, и оттого можно было бы их заносить в Красную книгу. Лучшие школьные педагоги сочетают в себе три вещи:

1) они хорошие люди, хорошо относятся к детям, умеют находить с ними контакт;

2) они хорошие методисты и преподаватели;

3) они хорошо знают свой предмет.

А теперь, уважаемые педагоги, психологи, выберите из предложенного списка качеств те, которые вам симпатичны в ваших учениках.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело, коллективист.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями

9. Всегда хорошо учится.

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Конфликтный, не умеющий общаться.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидное.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Теперь подсчитайте, пожалуйста, каких в вашем выборе качеств больше, четных или нечетных. Если больше четных положительных качеств – вы творческий учитель. Если больше нечетных, то вам трудно ладить с одаренными детьми. (П. Торранс).

В условиях все большего смещения приоритетов системы образования в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности ребенка наибольшую актуальность приобретает проблема оценки детской одаренности педагогами. Действительно, в силу большого объема работы школьный психолог часто не успевает уделять должного внимания «благополучным» детям. Ведь его основной контингент – дети, имеющие какие-либо проблемы. Те же ребята, у которых все якобы в порядке, оказываются вне зоны его деятельности. А среди них можно встретить по-настоящему одаренных детей, требующих особой психологической поддержки.

На этапе первичного отслеживания и обнаружения таких детей неоценимую помощь психологу может оказать учитель. Возможно, это направление деятельности и станет объединяющим фактором в реализации их совместных усилий.

Многочисленными зарубежными и отечественными исследователями была доказана эффективность комплексного подхода к диагностике детской одаренности, подразумевающая использование информации из различных источников: и мнение родителей, и результаты тестирования психологом, и оценка педагога.

На мой взгляд, значимым направлением развития диагностики детской одаренности является диагностика, дающая инструменты работы для педагога. Ведь, в конечном счете, именно на него ложится основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно он, в большей степени, несет ответственность за ее результаты.

Родители и одаренные дети. Как воспитать одаренного ребенка, чтобы ему не было «мучительно больно» в жизни.

Школьный возраст – сложный период в развитии и становлении одаренности. В этом периоде важную роль играют: педагог, специальные программы по развитию одаренности, поддержка семьи. Ребенок должен стать вершиной этого треугольника.

Чтобы воспитать одаренного ребенка, родители включаются в процесс образовательной, учебной, воспитательной деятельности на всех ступенях обучения. Родители должны помочь ребенку найти не только студию, кружок, секцию, где будут развиваться его таланты, но и соучаствовать в этом процессе: приходить на выставки, соревнования, концерты, праздники, вместе с ребенком готовить костюмы, декорации, выставки, участвовать в совместных творческих проектах, посещать родительские собрания. То есть, если родители хотят развить таланты ребенка, они должны вместе с ребенком пройти этот путь.

Рекомендации родителям, желающим воспитать одаренного ребенка:

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ !!!

1. Одаренному ребенку необходима ваша помощь и поддержка.

2. Любите своего ребенка!

3. Доброжелательно относитесь к ребенку. Это залог успеха процесса, обучения и воспитания.

4. Создавайте условия для развития одаренности ребенка.

5. Сохраняйте и приумножайте индивидуальность одаренного ребенка.

6. Превращайте недостатки одаренного ребенка в достоинства.

7. Не ускоряйте искусственно развитие одаренного ребенка, ребенок сам подскажет скорость своего развития.

8. Не игнорируйте проявление одаренности ребенка.

9. Не предъявляйте чрезмерные требования к ребенку.

10. Не перегружайте одаренного ребенка.

11. Отвечайте на вопросы одаренного ребенка, даже если они не очень удобны для вас.

12. Научите жить своих творческих детей.

Е. В. Инюшкина, МБОУ Ясенецкая СОШ, г. Ворсма, Павловский район, Нижегородская область