Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога, ч. 2

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога, ч. 2

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога, ч. 2


3.

Практическая часть

3. 1. Способы поведения в конфликтных ситуациях

Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем выбирать различные способы поведения. Впервые классификацию стилей поведения в конфликтах предложили Р. Блейк и Дж. Мутон (1964), выделив пять типов поведения: принуждение, уход,

сглаживание, компромисс и решение проблем. Впоследствии эта схема была модернизирована К. Томасом, а в 1985 году М. Рахим предложил классификацию стилей разрешения конфликта, которая считается классической в психологической

литературе. [1]

«Ориентация на себя»означает степень стремления человека к удовлетворению собственных интересов и потребностей.

«Ориентация на других»означает степень стремления или предрасположенности удовлетворять потребности и ожидания других.

Комбинация этих параметров и позволяет получить следующие стили разрешения конфликта:

1)Сотрудничество – высокая ориентация на себя и других. Включает открытость, обмен информацией, выяснение и проверку различий для достижения эффективного решения, приемлемого для обеих сторон.

2)Уступчивость (сглаживание) – низкая ориентация на себя и высокая – на других. Включает попытки преуменьшить важность различий и подчеркнуть внимание к общности, совпадениям, чтобы удовлетворить потребности других,

пренебрегая своими собственными интересами.

3)Доминирование (конфронтация) – высокая ориентация на себя и низкая – на других. Предполагает ориентацию на «силовой» метод решения проблем.

4)Избегание – низкая ориентация на себя и других. Предполагает уход в сторону, удаление себя (психологически или физически) из ситуации конфликта.

5)Компромисс – средняя ориентация на себя и других. Включает тактику типа «ты мне – я тебе», т. е. обе стороны что-то теряют, чтобы достичь взаимоприемлемого решения.

Следует отметить, что выбор стиля урегулирования конфликта определяется типом конкретной ситуации. Наше поведение часто зависит от особенностей конфликтной ситуации, от того, кто выступает нашим оппонентом в конфликте. Так, в случае, если противоречия не имеют для нас особого значения («Для меня не так важно, в каком кабинете проводить занятие»), мы можем применить стратегию уступчивости или избегания. В случае особой значимости объекта конфликта – использовать стратегию доминирования или компромисса («Я не могу вести урок в другом кабинете, так как только в этом классе есть необходимое для меня оборудование» или «Я согласна провести первый урок в соседнем классе, но на втором уроке прошу Вас перейти в другой кабинет»).

Зависимость выбора стиля поведения от ситуации конфликта была установлена в исследовании, которое проводилось с учащимися 7-9 классов. [2] Было установлено, что подростки предпочитают использовать компромисс как способ урегулирования конфликта, но их поведение меняется в зависимости от того, кто выступает их оппонентами в конфликте. Например, в случае семейных конфликтов они предпочитают использовать избегание, стремясь уйти от конфликта с родителями. В случае конфликтного общения в школе поведение подростков становится более разнообразным, и помимо компромисса и избегания они начинают активно применять соперничество (доминирование) и сотрудничество (примерно одинаково часто). Конфликтуя со сверстниками, подростки прибегают к таким стилям поведения, как сотрудничество и приспособление (уступчивость).

Выявленные особенности поведения характерны и для взрослых. Так, в конфликтах с представителями администрации (вертикальные конфликты), чаще используются такие стратегии, как уступчивость или избегание; в случаях горизонтальных конфликтов (например, «учитель – учитель») чаще выбирается стратегия сотрудничество или компромисс.

Сотрудничество, по мнению большинства исследователей конфликтного поведения, считается наиболее эффективным способом поведения в конфликте, так как его применение позволяет уменьшить вероятность деструктивного развития конфликта.

Использование стиля сотрудничества может способствовать уменьшению негативных факторов, которые проявляются в конфликтном взаимодействии. [3] Рассмотрим эти факторы подробнее.

Процедуры конкуренции. Конфликтующие стороны, как правило, конкурируют друг с другом, так как считают, что их цели не совпадают, противоречивы. В результате сотрудничества предполагается стремление не только отстоять свою точку зрения, но и понять мнение оппонента. Часто можно обнаружить, что интересы и цели сторон не столь уж различны, а имеют много общего, что и может стать основой для поиска выхода из конфликтной ситуации.

Так, например, в конфликтной ситуации «педагог – родители», которая может возникнуть по причине школьной неуспеваемости учащегося, представители обеих сторон могут считать, что их интересы и цели различны и противоречат друг другу. Тогда как на самом деле обе стороны заинтересованы в одном – повышении успеваемости ученика.

Искажение восприятий и пристрастия. В ситуации конфликта наше восприятие мира искажается. Окружающий мир воспринимается в соответствии с перспективами на развитие конфликта: всех людей и события мы склонны оценивать как находящихся на нашей стороне («за нас») либо на другой стороне

(«против нас»).

Мышление часто становится стереотипным и пристрастным; мы положительно оцениваем тех, кто разделяет нашу точку зрения, и отвергаем мнение тех, кто не разделяет нашей позиции. Стиль сотрудничества предполагает доверительное, позитивное отношение к другим, стремление услышать их точку зрения, а не только отстаивать собственную.

Эмоциональность. Конфликты имеют тенденцию быть эмоционально нагруженными с отрицательным знаком, поскольку стороны начинают переживать беспокойство, раздражение, досаду или гнев. [4] Протекая в форме аффекта[5], эмоции начинают преобладать над разумом. Сотрудничество предполагает ориентацию на осознание и понимание, как собственных интересов, так и позиции оппонента, что

усиливает деятельность разума, который начинает контролировать эмоции.

Уменьшение коммуникаций. Конфликтная ситуация может привести к тому, что общение и взаимодействие между сторонами ухудшается, идет на убыль: «Оставь меня в покое! Я не хочу с тобой разговаривать!». Стороны перестают общаться с теми, кто с ними не согласен. Взаимодействие между оппонентами, как правило, состоит в попытках нанести поражение, принизить, разоблачить позиции другой стороны и придать дополнительный вес своим аргументам. Сотрудничество, напротив, предполагает активное взаимодействие, обсуждение возможных вариантов решений, что предполагает более частое и интенсивное общение: «Давай поговорим, обсудим возникшее противоречие».

Ухудшение понимания основного вопроса конфликта. Важные моменты спора становятся менее ясными. Возникают обобщения и начинают выдвигаться новые спорные вопросы, поскольку конфликт, как водоворот, начинает притягивать к себе как другие спорные вопросы, так и «невинных» посторонних: «Ты ведешь себя так же, как твой отец!». Стороны конфликта перестают отдавать себе отчет, в чём он реально состоит или что могло бы его разрешить. Сотрудничество предполагает ясное осознание собственных интересов в конфликте и следование им, что не допускает втягивания в обсуждение вопросов, не имеющих к ним отношения.

Жесткие предпочтения (зацикливание на позициях). Участники конфликта становятся заложниками своих позиций. Мышление становится упрощенным и действует по схеме «или–или» (феномен «черно-белого» мышления). В ходе сотрудничества обсуждаются различные мнения, которые имеют право «быть услышанными». При использовании стиля сотрудничества мышление становится «идущим в разных направлениях», более творческим, так как охватывает возможные альтернативы решения проблемы, которые могли бы удовлетворить интересы обеих сторон.

Преувеличение различий, минимизация сходства. Поскольку стороны становятся заложниками своих позиций, они склонны рассматривать друг друга и свои позиции как целиком противоположные, тогда как в действительности этого может и не быть. Разделяющие факторы начинают преувеличиваться, тогда как сходство и общность недооцениваются. И, как следствие, конфликтующие стороны концентрируют свои усилия на том, чтобы победить в конфликте за счет другой стороны, а не стремятся отыскать общую почву для его разрешения. Сотрудничество, напротив, означает взаимодействие, в котором достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.

Таким образом, можно говорить о том, что использование стиля сотрудничества является наиболее конструктивным при разрешении возникших противоречий.

3. 2. Стадии конфликтного взаимодействия

Применение способов урегулирования конфликтных ситуаций предполагает владение конкретными техниками и приемами поведения, целесообразность и эффективность использования которых зависит от той стадии, на которой находится конфликт.

Динамика конфликта представляет собой процесс развития конфликта, его качественных изменений при переходе от одной стадии к другой. [6]

Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами:

I этап – предконфликтная стадия (латентный период);

II этап – стадия открытого конфликта;

III этап – послеконфликтная стадия.

Рассмотрим выделенные стадии развития конфликта более подробно.

Предконфликтная стадияпредставляет собой не сам конфликт, а лишь возможность его возникновения. На данной стадии участники еще не осознают в полной мере сути противоречий. Кроме того, конфликт может быть разрешен и без усилий со стороны возможных оппонентов, если условия, породившие конфликт, исчезнут сами по себе.

Например, конфликты, которые могут возникать по причине дефицита учебных классов, могут быть успешно разрешены, если расписание занятий составить заранее и оповестить об этом всех участников образовательного процесса. В случаях, когда конфликтные условия сохраняются, эффективным способом разрешения конфликтной ситуации является осознание причин возникновения конфликта его оппонентами и возможных вариантов решения.

Профилактика конфликта на этом этапе включает следующие действия со стороны его участников:

§ переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;

§ сбор как можно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации;

§ выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

§ разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации.

Стадия открытого конфликтахарактеризуется тем, что наличие противоборства становится очевидным всем. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы, привлекая для этого третьих лиц. Каждый старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников.

Внутри открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности.

Инцидент – это случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Оппоненты, с одной стороны, уже готовы к «военным» действиям в отношении противника, с другой – им часто недостает информации о его возможностях.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. После инцидента все еще сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу. Если найти компромисс не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап – происходит его эскалация (нарастание).

Эскалация конфликта — это самая напряженная стадия, на которой происходит обострение всех противоречий между его участниками, и используются все возможности для победы в противоборстве. Вопрос стоит только так: «кто кого». На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику.

Этап эскалации конфликта характеризуется следующими особенностями:

§ создание образа врага (противоположные стороны начинают рассматривать друг друга через призму недостатков, все положительные качества перестают амечаться);

§ демонстрация силы и угроза ее применения (стремление любыми способами доказать свою силу и мощь с целью заставить противника капитулировать, что приводит к нагнетанию эмоциональной напряженности, вражды и ненависти);

§ применение насилия (жесткое подчинение одних другими, предельная стадия в эскалации конфликта);

§ тенденция к расширению и углублению конфликта (конфликт начинает охватывать новые сферы и социальные уровни взаимодействия).

На стадии эскалации конфликта очень важно контролировать свои эмоции и помнить о том, что чувство гнева целиком зависит от нас.

Завершение конфликта — это последний этап открытого периода. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. На этой стадии возможны самые различные ситуации, побуждающие обе стороны или одну из них к прекращению конфликта; с этими ситуациями связаны и способы завершения конфликта.

Послеконфликтная стадияхарактеризуется ликвидацией напряженности,

отношения между сторонами нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. Однако за завершением конфликта может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях

бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий это может стать источником следующего конфликта.

3. 3. Техника эффективного поведения в конфликте

Успешное разрешение конфликтных ситуаций определяется, во-первых, нашим отношением к конфликту, во-вторых, владением техниками эффективного поведения в нем.

Отношение к конфликту – это вопрос об ответственности. Как правило, в ситуации конфликта мы склонны перекладывать ответственность на других, считая, что именно они виноваты в случившемся.

Такое представление о причинах возникновения конфликта имеет много ограничений и вряд ли будет способствовать его эффективному решению.

Наделяя ответственностью других, мы признаемся в своем бессилии и невозможности повлиять на происходящее: «Что я могу поделать в этой ситуации?» Возникшее ощущение беспомощности во много раз усиливает отрицательные эмоциональные переживания. Нами начинают руководить эмоции

(как правило, в форме аффекта), решения принимаются не с целью найти выход из сложившейся ситуации, а с целью навредить другому или хотя бы не дать ему себя «победить». Собственный проигрыш в данной ситуации уходит на второй план.

Противоположное отношение к конфликту – это признание личной ответственности за происходящее, которое сводится к принятию следующих принципов. [7]

Только вы ответственны за результаты своих отношений с другими людьми. Если вас не устраивает то, как с вами обращаются, то в ваших силах изменить свое поведение таким образом, чтобы наступили желаемые перемены. Например,

если вас не устраивают постоянные опоздания коллеги, то вы можете перестать его ждать. Возможно, придя с опозданием на встречу и не застав вас, он может изменить свои представления о должном поведении в такой ситуации. В то же время, когда вы, испытывая злость и негодование, ждете опаздывающего коллегу, он и не думает менять свое поведение. Ваши негативные переживания к нему не имеют никакого отношения. Это лишь ваша проблема.

Если стратегия поведения, которой вы придерживаетесь, не дает желаемого результата, то нет никаких оснований для обвинений другой стороны. Только от вас зависит выбор новых более эффективных подходов и способов поведения.

Например, разве ребенок виноват в том, что ваши постоянные упреки в «безответственном отношении к учебе» не приносят никаких результатов? Может быть, пора изменить свое поведение и вместо упреков предложить ему реальную помощь в подготовке домашних заданий: «Давай вместе разберемся, в чём возникли проблемы».

Не стоит задаваться вопросом: «Кто виноват в том, что мне плохо?»Лучше спросить себя: «Что я могу сделать?» Так, назначив недисциплинированного ученика «виновным» за плохое поведение на уроке, вы не решите проблемы – завтра вам вновь нужно будет вести уроки в этом же классе. Лишь поняв, что можно сделать, как изменить ситуацию, вы можете приблизиться к решению проблемы.

Не стоит ожидать, что окружающие изменятся или станут другими. Никто не изменится до тех пор, пока его не заинтересовать в переменах. Человек меняется, только тогда, когда понимает, что новое поведение ему более выгодно.

Например, ученик откажется от «плохого» поведения только в том случае, если он (при помощи учителя) поймет, что соблюдать дисциплину для него более вы-

годно, чем ее нарушать.

Только вы сами знаете свои потребности и отвечаете за их удовлетворение. Другие не обязаны думать о том, как сделать лучше вам, у них есть собственные потребности, о которых стоит заботиться. Так, ученики искренне не понимают, почему учитель сердится, если они на уроке «тихо сидят в аське, никому не мешая». Ситуацию можно изменить, рассказав, например, ребятам о том,

как для вас важно их внимание и внимательное отношение к учебному материалу.

Принятие на себя ответственности за решение конфликта, в свою очередь, предполагает проявление определенной активности в данном направлении. Можно обозначить некоторые техники и приемы, которые могут быть эффективны при разрешении возникших противоречий.

Условно они обозначаются как набор подготовленных реакций (НПР), который включает в себя описание типов поведения, используемых для снижения эмоционального напряжения и поиска возможных вариантов решения возникшей проблемы. [8] Такие реакции могут рассматриваться как альтернативные, то есть если одна из реакций не срабатывает, можно попробовать другую, которая в большей степени подходит для данной ситуации.

Подготовленные реакции могут носить, как активный характер и быть направлены на отстаивание собственных интересов (ущерба интересам другой стороны), так и пассивный – быть преимущественно ориентированы на выяснение позиции противоположной стороны.

Активные реакции:

§ уточните собственные потребности;

§ сообщите о том, что Вам нужно;

§ приступайте к переговорам;

§ больше слушайте, меньше говорите сами;

§ настройтесь на слушание;

§ демонстрируйте интерес к мнению оппонента;

§ держите паузу.

В случае невозможности компромиссного решения конфликта мы можем использовать ультиматум. Ультиматум используется в том случае, если переговоры не принесли ожидаемого результата и были отвергнуты все предложенные вами решения. Цель ультиматума – дать противоположной стороне понять: если ваши предложения по совместному решению проблемы не найдут понимания, вы будете

решать ее сами, руководствуясь только собственными интересами.

Ультиматумы

– Если так и дальше пойдет, мне придется. . . (предполагаемые действия).

– Если мы не сможем договориться, то я буду вынужден. . . (предполагаемые действия).

Важно подчеркнуть, что предполагаемые действия не являются местью или наказанием, но необходимы для соблюдения ваших интересов. Но лучше искать взаимовыгодные решения без ультиматумов.

Пассивные реакции:

§ сбор информации (для успешного разрешения конфликта необходимо выяснить, какие потребности / чувства противоположной стороны остаются неудовлетворенными. );

§ выражаем понимание (Используется для предотвращения эскалации конфликта и содержит информацию о том, что проблемы противоположной стороны вам понятны. Старайтесь излагать свое понимание позиции другой стороны нейтральным и необидным тоном. Утверждения не должны быть сочувственными, они должны быть только точными. );

§ отход (или тайм-аут): если обстановка продолжает накаляться, несмотря на все усилия ее разрядить, можно предложить сделать перерыв.

3. 4. Профилактика образования конфликтов

Жизнь, полностью лишенная негативных эмоций, невозможна.

Отрицательные эмоции в определенном сочетании с положительными могут быть не вредны, а даже полезны. И это еще раз свидетельствует о том, что конфликты содержат конструктивный потенциал, необходимый для развития человека. Но чтобы не раскачивать понапрасну «маятник конфликта» очень важно вести себя вежливо тактично, соблюдая правила приличия. Как отметил французский писатель Франсуа де Ларошфуко, «приличие – это наименее важный закон из всех законов общества и наиболее чтимый».

Но, лучше, конечно, до конфликта не доводить, а разрядить напряжённую ситуацию. Вот несколько простейших примеров.

1. Подавление собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией).

2. Насилие над собственным мнением. Заставьте себя в ребенке, которого вы недолюбливаете, найти положительные качества. После этого обращайтесь с ним так, чтобы он не сомневался, что вы предполагали в нем эти качества, высоко их оценивайте. Если вы будете это делать постоянно, то вскоре убедитесь, что ваш ребенок действительно обладает этими качествами, поскольку каждый человек страстно желает быть ценимым.

З. Неожиданное решение. Как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Откажитесь от этого! И когда ученик смирился со своим положением и не ждет от вас доброго слова и доверия, окажите ему предпочтение, дайте ему ответственное поручение. Делайте это гласно, показывая уверенность, что он его выполнит.

4. Авансированная похвала. Давая кому-нибудь, задание и не будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы убедитесь, что ваша похвала в аванс оправдала себя: ученик будет старателен.

Итак, согласно современной конфликтологической концепции: Конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Конфликт в обществе выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции.

Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми.

Предупреждение конфликтов требует от педагога напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом.

3. 5. Разработка мероприятий для повышения уровня конфликтологической компетентности педагога

Для формирования основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов необходимо разработать и провести практические занятия и тренинги по темам:

§ «Конфликты в нашей жизни»;

§ «Учимся разрешать конфликты»;

§ «Стили разрешения конфликтов»;

§ «Самоконтроль в общении»;

§ «Управление конфликтом»;

§ «Самооценка и внутриличностный конфликт»;

§ «Ролевые и внутриличностные конфликты».

Например, с помощью задания для определения индивидуальных особенностей поведения[9] можно выяснить уровень конфликтности педагогического коллектива школы.

Определите привычный для Вас способ поведения. Для этого внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использованию в своем обычном поведении: 5 баллов – типично для поведения, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем нетипично, 0 – не понял смысла пословицы. Результат занесите в бланк. Полученные оценки суммируйте по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения.

Список пословиц

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Один ум хорошо, а два – лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и правее.
  8. Не подмажешь – не поедешь.
  9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
  10. Правда – то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
  12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
  13. Убивай врагов своих добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19. Ты мне – я тебе.
  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21. Кто спорит – гроша не стоит.
  22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
  23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.
  24. Кто дарит, друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
  33. Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.
  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.
Номер пословицы

1

2

3

4

5

Оценка в баллах

Номер пословицы

6

7

8

9

10

Оценка в баллах

Номер пословицы

11

12

13

14

15

Оценка в баллах

Номер пословицы

16

17

18

19

20

Оценка в баллах

Номер пословицы

21

22

23

24

25

Оценка в баллах

Номер пословицы

26

27

28

29

30

Оценка в баллах

Номер пословицы

31

32

33

34

35

Оценка в баллах

Сумма баллов

I

II

III

IV

V

Бланк для ответов

Интерпретация значений

По мнению Э. Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей – материальных, духовных, престижных и т. д. и создания хороших взаимоотношений с другими людьми.

Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию.

Тип I «Черепаха» – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Тип II «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Тип III «Медвежонок» – сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Тип IV «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Тип V «Сова» – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).

Типичный для Вас стиль поведения определяется по максимальному количеству баллов, набранных Вами по одной из указанных стратегий поведения. В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких

стратегий взаимодействия с людьми.

Результаты определения индивидуальных особенностей поведения педагогов

МОУ «Дашковская средняя общеобразовательная школа»

Диагностика показала, что 28% педагогического коллектива школы готовы идти на компромисс ради достижения поставленных целей, 13% – избегают конфликтов, 23% – готовы уступить, 23% – мудро ценят взаимоотношения, удовлетворяющие всех и готовы к сотрудничеству, 13% – добиваются своих целей силовой стратегией, конфликт решается только для себя.

Вывод: уровень конфликтности в педагогическом коллективе школы достаточно низкий (13%). Большинство педагогов готовы к сотрудничеству и хорошим взаимоотношениям (28%+23%).

Можно также познакомить педагогов с правилами поведения в «трудной» ситуации (Приложение 1) и приемами аутотренинга для восстановления эмоционального равновесия (Приложение 2).

В помощь учителям и родителям предлагаю «Памятку учителю по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций» (Приложение3) и «Памятку родителям по участию в решении школьных конфликтов» (Приложение4).

4. Заключение

Тревожность, раздражительность, зашкаливающая взволнованность, ощущение бессмысленности своего дела, переживание чувства вины – все это, похоже, неизбежно сопровождает работу учителя. «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться… Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?»[10].

Итак, согласно современной конфликтологической концепции. Конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать, оправдывая свою несдержанность «естественным состоянием». Данная концептуальная позиция основывается на знании особенностей природы человека. Действительно, личность конфликтогенна, то есть обладает определённым потенциалом противоречий. Это, с одной стороны, даёт возможность развиваться личности и обществу, а с другой – создаёт непростые взаимоотношения между людьми и сообществами. Отсюда вытекает вывод о том, что конфликт в обществе выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции. Правда, для перехода конфликта в конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека.

Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.

Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми.

Предупреждение конфликтов требует от человека напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом.

Таким образом, реализация данного проекта, поможет педагогу более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современной школе, а значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность и конфликтологическую компетентность в частности.

5. Список литературы

  1. Бернс Д. Ругаться нельзя мириться: Как научиться предотвращать и разруливать конфликты. – М. : Эксмо, 2010.
  2. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2003.
  3. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М. , Российское педагогическое агентство, 1995.
  4. Кривцова С. В. , Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. : Изд-во «Генезис», 1997.
  5. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М. : Генезис, 1997.
  6. Мак-Кей М. , Роджерс П. , Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – СПБ. : Питер Пресс, 1997.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
  8. Психология. Учебник. – М. : Проспект, 1998.
  9. Психология XXI века: Учебник для вузов /Под ред. В. Н. Дружинина. – М. : ПЕР СЭ, 2003.
  10. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.
  11. Соловейчик С. Вечная радость. – М. : Педагогика, 1986.
  12. Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  13. Субботина Л. Ю. Конфликты. – Ярославль: Академия развития, 2006.

14. Царева О. А. Влияние тревожности учащихся подросткового возраста на стратегии поведения в конфликтных ситуациях. – М. , 2007.

О. В. Удова, МОУ Дашковская СОШ, п. Большевик, Серпуховский район, Московская область,



[1] Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – М. : ПЕР СЭ, 20033.

[2] Царева О. А. Влияние тревожности учащихся подросткового возраста на стратегии поведения в конфликтных ситуациях. – М. , 2007.

[3] Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – М. : ПЕР СЭ, 2003.

[4] Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения важной для себя потребности.

[5] Аффект – интенсивное, бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, которое полностью захватывает человека и он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

[6] Дина́мика (от греч. δυναμις – сила) – состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.

[7] Мак-Кей М. , Роджерс П. , Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – СПБ. : Питер Пресс, 1997.

[8] Мак-Кей М. , Роджерс П. , Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – СПБ. : Питер Пресс, 1997.

[9] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

[10] С. Соловейчик. Вечная радость. – М. : Педагогика, 1986.