Правила поведения педагога в «трудной» ситуации
Правила поведения педагога в «трудной» ситуации
Правило 1
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.
Например:
«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» – оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.
«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» – высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.
Правило 2
Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным средством, позволяющим справиться со своим
гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.
Правило 3
Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:
– чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда. . . »;
– резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;
– повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;
– решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»
– угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь. . . ».
Правило 4
Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку:
«Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».
Правило 5
Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя – не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».
Правило 6
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.
О. В. Удова, МОУ Дашковская СОШ, п. Большевик, Серпуховский район, Московская область