Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Актуальные проблемы подростков

Актуальные проблемы подростков

Большинство родителей, часто даже не догадываются, какие у подростков проблемы, ведь их дети предпочитают умалчивать о своих трудностях и не доверяют сокровенные мысли даже близким людям. Отсюда начинаются проблемы подростков. Сложность в общении часто усугубляется тем, что родители не понимают, что ребенок вырос и общение с ним должно проходить уже не на том уровне, когда он был маленьким. Большинство проблем возникает именно из-за возрастной дистанции. Родители забывают, что когда-то они были такими же подростками, и проблемы их взрослеющих детей не кажутся им серьезными. Дети же в ответ ведут себя вызывающе, перестают уважать родителей, считая, что они отстали от жизни и их вкусы старомодны. В итоге теряется уважение и взаимопонимание. Еще одной головной болью родителей являются проблемы поведения подростков. Чаще всего вчерашние дети выбирают то поведение, которое нужно при необходимых обстоятельствах. Они либо садятся на шею родителям, либо воспринимают в штыки каждое слово взрослых. Часто со стороны такое поведение выглядит как знак протеста и вызов обществу. За такими «выходками» подростка обычно стоит одна из четырех целей: .

1. Попытка избежать неудачи, т. е. мысль «я не смогу».

2. Попытка отомстить. Это самый сложный вид поведения. Месть подростка не обязательно имеет форму сильной обиды, но желание отомстить почти всегда является ответом на причиненную когда-то боль. При этом ответить ребенок может как через минуту после нанесенной душевной травмы, так и через много лет после нее. Проявляется месть в виде психических и физических атак: ребенок всеми силами вредит родителям или другим обидчикам, игнорируя любые их попытки примирения.

3. Демонстрация своей власти. Проявляется либо в словесном негодовании ребенка, которое переходит в конфликт, либо в тихом непослушании. Ребенок обещает сделать то, что его просили, а сам продолжает заниматься своими делами. Это поведение способно довести родителей до приступов ярости, а ребенок подливает масла в огонь фразами: «Ничего ты мне не сможешь сделать», либо убегает из дома. Основной причиной здесь является желание подростка уравнять свои права со взрослыми.

4. Привлечение внимания к себе. Зачастую проявляется в попытке ребенка отвлечь родителей от их дел, и провокации на ругань и наказание. Причина кроется в том, что подросток прекрасно понимает – на «плохих» детей больше обращают внимание, и ради этого внимания он пускается во все тяжкие.

Чего у неблагополучных подростков явно больше, чем у обычных ребят, – это свободного времени. На что его употребить? По данным социологов, сейчас среди всех форм досуга молодежи преобладает "развлечение". Практически потеряли популярность такие занятия, как конструирование, занятия в каких-либо кружках и клубах, походы и т. д. У большинства молодых людей все эстетические интересы – это просмотр остросюжетных кинофильмов и видео, компьютерные игры и блуждание по Интернету и, конечно, "ничегонеделание" как основной вид досуга.

В юности происходит пересмотр и переоценка наиболее важных для человека межличностных отношений. Связь с родителями существенно ослабевает. Отношения со сверстниками расширяются, а их значимость возрастает. Взаимоотношения с младшими в семье усложняются, так как подростки часто становятся не только товарищами по играм, но и воспитателями. Но воспитателями разными. Если ребенок наблюдает в семье, на улице жесткое, а иногда жестокое обращение, то таким же образом может вести себя с младшим по возрасту, выплескивая свою агрессию.

Откуда в наших детях столько агрессии? Агрессию подразделяют : физическую (то есть прямое нападение, применение физической силы), косвенную (сплетни, злобные шутки, адресованные "всем сразу" приступы ярости, крик, хлопанье дверьми и т. д. ), вербальную (угрозы, ругань) и потенциальную (раздражительность и готовность при малейшем поводе перейти от настроения к действию). Психологи выделяют жестокость как вид агрессии, но знак равенства между ними не ставят. Жестокость, считают они, вовсе не обязательно сопутствует агрессии. Агрессия может быть заложена "от природы", у нее биологические корни. А вот жестокость – это результат воспитания и условий жизни. Очень часто люди (и подростки в том числе) жестоки не "сами по себе", а потому, что "так положено" в их семье, компании, и если ее законам не следуешь, сам же в первую очередь и поплатишься. Для многих подростков агрессия и жестокость – это способ самоутвердиться в кругу сверстников, "дать отпор"– ( это они так считают). Многое зависит и от семьи. Как ни странно это кажется со стороны, но склонность к насилию психологи часто отмечают не только у детей, которых дома "бьют смертным боем", а у вполне благополучных "маменькиных сынков", чьи родители контролируют буквально каждый шаг своего чада и оставляют ему только такой способ «проверить себя на что они способны». И, правда в том, что во многих случаях свою агрессию школьники выплескивают физически и словесно лишь против тех, кто заведомо слабее.

Последнее время мы наблюдаем, что дерутся , не только мальчики но и девочки и более изощреннее. Садизм девочек имеет свои чисто женские начала. Женщины более эмоциональны, склонны к длительным рассуждениям, домыслам. Обида (особенно длительная), копится в душе, обрастает как снежный ком фантазиями и новыми обидами. А так как половое созревание у девочек зачастую опережает умственное, гармоны бушуют, должного контроля над своими поступками нет. Девочки– подростки полагаются только на интуицию, а она у них незрелая, собственный жизненный опыт отсутствует, чужого – из книг не набрались. Телевидение, улица проповедуют садизм как единственный верный способ решения любых проблем. Поведение подростков объяснимо. Одним хочется самоутвердиться, в том числе в глазах окружающих сверстников, а другие не видели примеров доброты, любви , никто не учил их нежности, а наоборот, наказывали за любую погрешность – и поэтому они выбирают другой, знакомый им путь: наказания и унижения.

Конфликтные ситуации в жизни подростка – явление частое. Их причинами могут быть: борьба за лидерство среди сверстников, отсутствие взаимопонимания с учителями, родителями и другими людьми. Подростки часто не умеют находить компромисс в конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах: используя вербальную агрессию, драки, уход из дома, и, в крайних случаях – суициды. Проблема воспитания подростков, и в частности, проблема изучения возможностей формирования неконфликтного поведения у подростков, во все времена рассматривалась как важная социальная задача. Однако, в настоящее время ее важность значительно возросла, поскольку реформы российского общества, обеспечивающие переход страны на новую социально – экономическую систему, оказался слишком болезненным. Они сопровождаются безработицей, ростом преступности, разрушением многих социальных институтов, среди которых находится и семья. Вследствие этого количество неблагополучных подростков увеличивается. Среди них наблюдается неуклонный рост аддиктивно зависимых и бродяжничающих подростков, совершающих уголовные преступления: воровство, драки, распространение наркотиков, грабежи, убийства. Как показывает практика, в основе многих проступков и преступлений подростков лежат конфликты со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможностей предотвращения конфликтного поведения подростков является актуальной психологической проблемой. Решение данной проблемы, в определенной степени, позволит сократить количество антисоциальных поступков подростков. В частности, необходимо исследовать процесс разрешения конфликтных ситуаций у подростков, сформировав у них систему внутренних и внешних ориентиров, позволяющих как расширить спектр поведенческих действий в значимых для них ситуациях, так и обрести способность адекватного и наиболее разумного реагирования в конфликтной ситуации.

А чтобы можно было бы избежать хотя бы некоторых проблем, хотелось бы, чтобы мы взрослые соблюдали следующие рекомендации:

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.

2. Не бойтесь спрашивать совета у вашего ребенка– это только сблизит вас.

3. Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но друзьями, способными понять их проблемы и сопереживать им.

4. Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться к старости.

5. Старайтесь чаще находиться дома , больше проводить времени с детьми, интересоваться их увлечениями, беседовать на разные темы.

  1. Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позицийвзрослого и подростка.
  2. Помните, что подросток – личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайтеего право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
  3. Помня о правах ребенка, не будем забывать и о его обязанностях. Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности.

9. Крайне важно наличие системы последовательных требований.

10. Избегайте оценок личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению, ведь плохих детей не бывает, бывают плохие поступки.

11. Развивайте самосознание (спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях).

12. Учите общаться своих детей.

13. Умейте сами быть слушателями и быть услышанными.

Р. А. Терновых, МБОУ СОШ №3, г. Усмань, Липецкая обл.