Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа элективного курса по личностному и профессиональному самоопределению

Программа элективного курса по личностному и профессиональному самоопределению

Объем различных форм учебной работы:

Всего занятий 34 часа

В том числе:

Лекции 8 часов

Практические занятия 12 часов

Самостоятельная работа 8 часов

Форма контроля

(диагностика ) 6 часов

Объяснительная записка.

Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально – культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания.

Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально – экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике, новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также перетерпливают изменения в современных условиях. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни. В связи с этим назрела необходимость поиска теоретико – методологических оснований профессионального развития личности и одной из первых стадий этого развития – стадии выбора профессии.

Предлагаемая программа занятия со старшеклассниками представляет собой конспекты уроков. Весь цикл состоит из 16 занятий, каждое длительностью 40 минут. За основу данной программы взят практический курс « В поисках своего призвания» И. М. Кондаков.

Программа по личностному и профессиональному самоопределению для старшеклассников преследует две цели: с одной стороны, – развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции и, с другой, развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм методов общения, осознания своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности (хотя в разной степени).

Программа рассчитана на проведение с группой старшеклассников (9 классы). Важно, чтобы все участники заинтересованно работали на тренинге и занятиях. Поэтому особое внимание следует обратить на мотивационный этап. Существенным мотивационным фактором может выступать ознакомительная лекция, о которой сказано ниже.

Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрогроммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.

Цикл занятий состоит из ознакомительной лекции – беседы, первого – вводного занятия и оставшихся групповых занятий. Ознакомительное занятие носит в основном мотивирующий характер. В лекции учитель знакомит школьников с психологией как научной дисциплиной, рассказывает о психологии общения, вызывая учеников на беседу о роли общения в их повседневной жизни в школе, дома, с друзьями и прочее, приводит интересные факты. В ходе беседы дается школьникам небольшой психологический тест.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

В зависимости от целей, задач обучения и мотивационной готовности класса, психолог может сочетать приемы свободной дискуссии, эвристической беседы, лекционного объяснения, анализа конкретных ситуаций, учебно – игровой деятельности и прочее.

Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог – профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.

При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.

Еще раз подчеркнем, что данные конспекты прежде всего служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует план – основа, обязательной для выполнения:

– вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);

– диагностический блок;

– информационный блок;

– игровые занятия (тренинг профессионального самоопределения).

Занятие 1-2

Тема: Давайте познакомимся. «Я» и мое имя.

Цель: 1) установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; 2) знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии, как науки; 3) активизация процесса рефлексии.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е. Евтушенко.

Этапы:

  1. Знакомство.
  2. Беседа о психологии.
  3. Проведение методики «Моя личная жизнь»
  4. Рассказ о содержании программы.

Занятие 3

Тема: Образ «Я» или что я думаю о себе.

Цель: 1) активизация процесса самопознания; 2) обучение некоторым психотехническим приемам; 3) закрепление благоприятного «климата отношений» с подростками.

Необходимые материалы: цветные карандаши, магнитофон с записью спокойной и приятной музыкой.

Я – Человек. Я посредине мира.

А. Тарковский.

Этапы:

  1. Беседа об этике психолога, о принципах психодиагностики.
  2. Методика «Кто Я?»
  3. Психологический практикум.

Занятие 4-5

Тема: Дороги, которые мы выбираем.

Цели: 1) осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей; 2) знакомство с основными понятиями курса; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: анкета оптанта, словарь основных понятий курса ( см. приложение к занятию).

Мы творим нашу собственную жизнь

И называем ее судьбой.

Дизраэли .

Этапы:

  1. Вступление.
  2. Изучение базовых понятий курса. Работа со словарем.
  3. Заполнение анкеты оптанта.

Занятие 6

Тема: В мир профессий – по компасу.

Цель: 1) определение профессиональной направленности учащихся; 2) осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: Опросник Голанда, словари с описанием содержания профессий.

Берись за то, к чему ты сроднен,

Коль хочешь, чтоб в делах

Успешный был конец.

И. А. Крылов.

Этапы:

  1. Возможные варианты начала урока.
  2. Заполнение опросника Дж. Голанда. Работа со словарем профессий.
  3. Графическое изображение профессионального типа личности.
  4. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.

Задание 7-8

Тема: Палитра способностей. Я и мои способности.

Цель: 1) определение уровня развития общих способностей учащихся; 2) знакомство с понятиями «мышление», «способности», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека.

Необходимые материалы: тестовые тетради; бланки для ответов; кассетный магнитофон с записью инструкций и временных пауз.

Необходимые условия для проведения занятий: звукоизолированное помещение для проведения тестирования; второй и третий уроки любого дня недели, кроме понедельника и пятницы.

Описание занятий интеллекта ШТУР, Кеттелл и т. д.

Этапы:

Краткое вступление перед выполнением теста

  1. Выполнение теста структуры интеллекта
  2. Несколько слов о мышлении.
  3. Интерпретация данных текста.
  4. Беседа о способностях (теоретические способности)

Занятие 9-10

Тема: « В круге Айзенка». Знакомство с понятием темперамент.

Цель:1) определение типа темперамента (по тесту Г. Айзенка) ; 2) знакомство с понятием «темперамент»; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: Опросник Г. Айзенка, бланки для ответов.

Это Я, Господи!

Господи– это Я!

Борис Слуцкий

Этапы:

1. Краткая вступительная беседа.

2. Проведение опроса.

3. Графическое изображение результатов. Нахождение « Точки темперамента» в « Круге Айзенка»

4. Заключение. Объяснение содержания понятия «темперамент».

Занятие 11-12

Тема: «Формула» темперамента. Практический практикум.

Цель:1) закрепление и углубление знаний учащихся о темпераменте; анализ влияния природного фактора на профессиональное становление; 2) развитие навыков общения, сензитивности; 3) активизация процесса рефлексии.

Этапы:

1. Опрос. Повторение материала прошлого урока.

2. Объяснение нового.

3. Практический Определение «формулы» темперамента. (дополнительный материал).

4. Закрепление материала. Решение психологических задач.

Занятие 13

Тема: Мир профессий и твое место в нем.

Цель:1) построение классификации профессий в процессе эвристической беседы; повторение классификации К. М. Гуревича (профессии с абсолютной и относительной пригодностью); 2)составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии – мечты); 3) активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).

Необходимые материалы: книга Е. А. Климова « Развивающийся человек в мире профессий», Обнинск,1994.

Удовольствие пролетит – оно себе;

Труд оставит след долгой радости – он другим.

Д. И. Менделеев.

Этапы:

1. Вступительная беседа. Повторение.

2. Построение квалификации.

3. Моя будущая профессия (профессия – мечта)

4. Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.

Занятие 14

Тема: Стратегия профессионального выбора.

Цель:1) обучение стратегии выбора профессии; анализ возможных ошибок при выборе карьеры; 2) информирование о рынке труда данного и близлежащих регионов, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях; 3) выполнение практических заданий, способствующих активизации самоанализа, повышению эффективности и осознанности профессионального выбора.

При проведении всех этапов данная тема может потребовать не одно, а два занятия.

Прямо только вороны летают

Народная мудрость.

Этапы:

1. Обучение стратегии выбора.

2. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.

3. Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.

4. Закрепление материала. Опрос.

Задание 15-16-17

Тема: Твои перспективы. ( Самоанализ готовности к профессиональному старту). Творческая работа: «Мои перспективы».

Цель: 1) подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической информации, результативности диагностического и информационного блоков программы; 2) обучение школьников самостоятельному составлению психологических рекомендаций; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: сводные таблицы данных по классу в целом, тестовые контрольные задания, карты «Твои перспективы».

Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

Этапы:

  1. Проведение контрольной работы ( в виде тестовых заданий)
  2. Обобщенный анализ полученных данных.
  3. Заполнение карты «Твои перспективы». Составление психологических рекомендаций.

Задание 18-19

Тема: Помечтаем о будущей карьере. Тренинг.

Цель:1) сформировать у участников группы психологическую готовность к самостоятельному, осознанному выбору карьеры; 2) создание благоприятных условий работы группы; знакомство участников с основными принципами тренинга; начальное «погружение» в тему тренинга.

  1. Психотехническое упражнение
  2. Самопрезентация
  3. Психотехническое упражнение « Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»
  4. Упражнение «Мечты»
  5. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к разным видам деятельности».
  6. Подведение итогов. Ответы на вопросы участников.

Занятие 20-21

Тема: Тайны собственного «Я». Самореклама.

Цель: дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я – концепции»; развитие умения анализировать определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

  1. Приветствие, установление контакта.
  2. Сообщение об актуальном состоянии каждым членом группы.
  3. Разминка «Делай, как Я!»
  4. Психологическое упражнение «Комплимент»
  5. Упражнение «Самореклама»
  6. Упражнение «Молекулы и атомы»
  7. Подведение итогов.

Домашнее задание: побольше узнать о выбираемой или интересующей профессии для подготовки к публичному выступлению.

Занятие 22-23

Тема: Мое видение будущей профессии. Личность и профессия.

Цель: более подробное представление о различных профессиях.

1. Контрольная работа.

2. Приветствие ведущего и вопрос об актуальном состоянии каждого участника группы: физическом и психологическом.

3. Психотехническое упражнение «Стража»

4. Упражнение «Покажи, кто он?»

5. Упражнение «Выступление у микрофона»

6. Психотехническое упражнение «Бип»

7. Психотехническое упражнение «Сядем вместе, сядем рядом»

8. Актуальное состояние участников.

9. Итоги дня. Вопросы участников.

Занятие 24-25

Тема: Искусство владеть собой. Эмоции.

Цель:

– развитие понятийного аппарата

– развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания).

Этапы:

1. Приветствие, установление контакта.

2. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»

3. Упражнение «Монета»

4. Психотехнические упражнения.

5. Итоги дня. Вопросы участников.

Занятие 26-27

Тема: Жесты и наблюдательность. Оценка появления эмоций.

Цель:

– развитие рефлексии

– поддержание положительного эмоционального фона

Этапы:

1. Приветствие, установление контакта.

2. Теоретическая информация о жестах.

3. Характер эмоциональных проявлений.

4. Упражнение «Жесты»

5. Игра: «Таможня»

6. Итоги дня. Вопросы участников.

Занятие 28

Тема: Навыки распознания эмоций и чувств.

Цель:

– развитие рефлексии

– развитие понятийного аппарата

– распознание чувств и эмоций

Этапы:

1. Приветствие, установление контакта.

2. Упражнение «Эмоции»

3. Игра «Мафия»

4. Психотехнические упражнения

5. Итоги. Вопросы участников.

Занятие 29

Тема: Умение понимать других.

Цель:

– развитие рефлексии

– развитие навыков конструктивного взаимодействия

Этапы:

1. Приветствие, установление контакта.

2. Упражнение «Стулья».

3. Упражнение «Сходства».

4. Психотехнические упражнения.

5. Итоги. Вопросы участников.

Занятие 30

Тема: Позитивное отношение к окружающим.

Цель:

– закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих

– закрепление навыков конструктивного взаимодействия (сотрудничества)

– закрепление положительной групповой динамики

Этапы:

1. Приветствие, установление контакта.

2. Упражнение «Мое отношение».

3. Упражнение «Подарки».

4. Итоги. Вопросы участников.

Занятие 31-32

Тема: Пожелайте мне доброго пути!

Творческая работа «Мое видение будущей прфессии».

Цель: получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.

Этапы:

1. Тест на определение профориентации (компьютерная диагностика)

2. Приветствие ведущего.

3. Актуальное состояние участников.

4. Психотехническое упражнение «Сплоченность»

5. Психотехническое упражнение «Ловля моли»

6. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».

7. «Лимонадник». Сладкий happy end. Обмен впечатлениями о проведенном курсе.

Занятие 33-34

Тема: «Итоги»

Цель:

– закрепление позитивной установки в контексте групповой работы

– психоэмоциональная разгрузка

– подведение итогов

Этапы:

  1. Ритуал приветствия, установление контакта.
  2. Упражнение «Искренность»
  3. Тест «Я знаю и разбираюсь в себе»
  4. Тест «Я знаю и разбираюсь в людях»
  5. Итоги. Вопросы участников.

Р. А. Терновых, МБОУ СОШ №3, г. Усмань, Липецкая обл.