Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • «Путешествие в сказочный лес». (Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов)

«Путешествие в сказочный лес». (Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов)

«Путешествие в сказочный лес». (Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов)

Цель: создание условий для формирования навыков совместной деятельности у учащихся;

– Задачи: укрепление навыков самоконтроля; развитие умения работать в группах, в парах, в четверках; развитие умения взаимодействовать; работа на результат.

– Возраст участников: 7-9 лет. Сценарий разработан для учащихся 2 класса.

– Количество участников: 9 – 15

– Персонажи: Ведущий, Добрый сказочник, Атаманша (в нашей школе участие принимают 3 психолога, из которых, ведущий – педагог – психолог, работающий на классе, два других персонажа определяются по желанию. На игровых испытаниях ведущими становятся педагоги-психологи. Для большей игровой атмосферы можно пригласить учащихся средней школы, предварительно наделив их ролями разбойников.

– Необходимые материалы:

1) «Волшебный сундучок» Ирина Васильева (Чудесные предметы). Можно использовать картинки – заменители, которые предварительны будут подготовлены.

2) Музыкальные композиции: «Взмах волшебной палочки», песня Деда Мороза из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити», «Сигнал стоп, запрещающий идти», «Звуки сказочного леса».

3) Ковер (покрывало, скрепленные газеты и т. д. ) такого размера, чтобы на нем поместились все ребята и один взрослый.

4) Приглашения для сказочных героев. Можно использовать Сказочных героев или Волшебных существ из «Волшебного сундучка» Ирины Васильевой.

5) Книга сказок

6) Костюмы для Сказочника, Атаманши и разбойников.

7) Атрибутика для украшения сказочного леса.

8) Количество стульев по числу ребят, а также дополнительные стулья для взрослых.

9) Карточки с разрезанной поговоркой «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»

– Приложения: №1, №2

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие по психологии. К нам на занятие пришел гость. Но почему-то, он ужасно расстроен…

Заходит гость

Сказочник: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ганс… правда, все вокруг называют меня просто сказочником. Добрым сказочником. И прибыл я к вам из самой настоящей сказки о Снежной королеве. Знаете такую? (если ребятам с трудом удается вспомнить, о чем эта сказка, ее основных героев, ведущий коротко рассказывает смысл, с озвучиванием основных ее героев) (Приложение №1)

Ведущий: Здравствуйте, Ганс! Мы всегда рады приветствовать гостей в нашем классе, тем более из самой настоящей сказки. Проходите, присаживайтесь… но, почему вы такой грустный? Чем вы так расстроены? Сказочник присаживается.

Сказочник: Все дело в том, что после того, как я помог Герде и Кею спастись от ледяной волшебницы, Снежной королевы, она не простила меня и долго вынашивала обиду. А недавно, прислала своих слуг, которые вьюгой ворвались ко мне в окно и украли мою знаменитую книгу сказок. И теперь я остался без своей любимой работы, а мои друзья – без сказок.

Ведущий: Теперь понятно, почему вы такой грустный. Но как вы очутились здесь?

Сказочник: И вот, расстроившись и отчаявшись, вышел я из дома и пошел куда глаза глядят… и неожиданно для себя добрел до вашей школы… и думаю, что это не случайно. Ведь я всегда чувствую людей, которые способны помочь и поддержать в трудную минуту. Думаю, что и вы поможете мне.

Ведущий: Конечно, вы правы, добрый сказочник. И наши ребята с удовольствием вам помогут. Но только объясните, что мы должны сделать?

Сказочник: вам всем необходимо отправиться вместе со мной в страну сказок. Один я не такой отважный, а когда со мной надежная команда мне любые трудности нипочем. Но только есть одно условие. Просто так в эту страну никого не пускают. У меня есть специальные приглашения на имя сказочных героев, сейчас я раздам их вам, а вы должны будете в них превратиться. Сказочник раздает приглашения. Никому не показывайте свое приглашение. Для того чтобы волшебство вступило в силу и вы превратились в сказочных персонажей, сейчас каждый по очереди будет изображать своего героя, не используя при этом речи и звуков (З)[1]. Как только мы все угадаем героя, можно считать, что волшебство произошло. Ведущий помогает ребятам, у которых возникают трудности.

Сказочник: Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! А теперь, когда весь сказочный состав в сборе, мы отправляемся в путешествие. Для этого возьмитесь за руки, друзья. Сказочник берет за руку любого учащегося, все остальные присоединяются, образуя змейку. Помните, что добраться до пункта назначения можно только не разъединяя рук. Готовы? Вперед! Под музыку песня деда мороза из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (Приложение №2), отправляются в путешествие по классу. Мебель в классе должна быть расставлена таким образом, чтобы змейка могла путешествовать как можно витиеватее. Под ритм музыки сказочнику необходимо увеличивать и уменьшать размер шага, приседать и подпрыгивать, идти на пяточках и на носочках, с поднятыми руками и т. д. Когда сказочник доберется до места звук стоп (запрещающий идти (А)).

Сказочник: ну, что ж друзья, а дальше идти пешком нельзя. Это опасно. Теперь нам понадобится транспортное средство. Какие транспортные средства вам известны? … а сказочные?. . . . дальше мы будем перемещаться на ковре – самолете. Сказочник и ребята перемещаются на ковер-самолет. Для данного упражнения можно использовать специальный ковер, покрывало, парашют и т. д. можно определить место расположения ковра и представить его (как будто).

Ведущий: Дорогой Ганс. Думаю, все ребята знают такое сказочное транспортное средство, но не все умеют им управлять. Подскажешь им, как же оно работает?

Сказочник: все очень просто. Сначала, мы должны взяться за руки, и под мой счет «раз, два, три, четыре, пять» присесть на корточки. Но только таким образом, чтобы наши головы были на одном уровне. А потом точно так же под счет подняться, не обгоняя друг друга, но и не отставая. Все понятно? Попробуем. Данное упражнение делается несколько раз. Желательно до тех пор, пока условия не будут выполняться точно. После правильно выполненного задания звучит музыка взмаха волшебной палочки (М).

Сказочник: вот мы и оказались с вами в самом настоящем сказочном лесу. Звуки сказочного леса. Ходите аккуратно, лишнего руками не трогайте, не уходите далеко друг от друга. Оглядитесь вокруг. Что сказочного и необычного вам удалось заметить? Желательно подготовить класс таким образом, чтобы ребятам удалось найти отличия от обычного леса. В тот момент, пока они занимаются поисками – мигает свет, и заходит Атаманша.

Атаманша: Так-так-так… что такое? Что случилось? Кажется чужие в лесу… А вот и гости незваные. Кто такие? Зачем пожаловали? Как попали вы в наш лес без приглашения?

Сказочник: почему без приглашения? Я – сказочник Ганс. А это мои друзья – сказочные герои. А вот и наши приглашения. Ребята, покажите.

Атаманша: Ага… вижу-вижу… а зачем пожаловали? Не за книжкой ли, которую Снежная королева мне на днях прислала? Вот тоже смешная она… прислать прислала, а что мне с ней делать?… я и читать-то не умею.

Сказочник: так и отдай ее нам

Атаманша: ишь ты какой! А вдруг она мне когда-нибудь пригодится…продам ее кому-нибудь, и заработаю денег.

Сказочник: что ты! Это же моя книга сказок, ее нельзя продавать. Верни мне ее.

Атаманша: просто так? Просто так я еще никогда никому ничего не отдавала. Вот пройдешь мои испытания, тогда может и отдам. Только один ты с ними не в жизнь не справишься!

Сказочник: Ребята, вы поможете мне? Ребята соглашаются

Сказочник:Что мы должны делать?

Атаманша: сейчас я разделю вас на группы (делит детей на группы при помощи счета – первый, второй и т. д. . или при помощи жетонов разных цветов. Например, группа красных, зеленых, синих. Количество жетонов, групп и испытаний зависит от общего количества детей. Определяет каждую группу к разбойникам для выполнения испытания).

Атаманша: пройдете испытания, разгадаете заклинание, может, и отдам вашу книгу.

1) испытание «Доброе дело»: ребята по очереди вытягивают из колоды «Чудесные предметы» по одной картинке с изображением сказочных предметов, например, ступа, золотой ключик, или лампа Алладина и т. д. придумывают какое доброе дело они могли бы совершить для друга, или близких людей при помощи этого предмета [2]). Ведущий, стоящий на этом испытании, оценивает фантазию ребят, знание сказок. А потом просит придумать, как тот или иной предмет сможет помочь им на сегодняшнем занятии (М). По истечении времени, ведущий испытания благодарит ребят и дарит им карточки со словами «СКАЗКА» и «ДА».

2) испытание «Дорисуй загагулину»: ребятам раздаются листы А4, на которых нарисованы различные загагулины. Это могут быть любые заглавные буквы, может быть зигзаг или знак бесконечности и т. д. задача ребят – дорисовать полученную фигуру до какого-нибудь сказочного предмета или персонажа. Желательно, чтобы в группе рисовали все. Поэтому количество экземпляров может варьироваться (М). После окончания задания, ведущий испытания благодарит ребят и дарит им карточки со словами «В» и «ЛОЖЬ,».

3) испытание «Узнай картинку»: ребятам по очереди предлагается угадать, что или кто нарисован на картинке. Под листом бумаги с отверстием диаметром 2 см посредине скрыта одна из карточек. Передвигая лист по картинке. Игроки должны узнать, что на ней изображено [3]). По истечении времени, ведущий испытания благодарит ребят и дарит им карточки со словами «НЕЙ» и «НАМЕК».

Сказочник собирает всех за одним столом.

Сказочник: а теперь, ребята, мы должны с вами сложить волшебное заклинание из тех слов, которые вы заработали. Собирают поговорку «Сказка ложь, да в ней намек».

Атаманша: Ну, что галдите? Не смогли разгадать? Так я и думала! Не видать вам вашей книги!

Сказочник: ребята, давайте хором, три-четыре… «Сказка ложь,…»

Атаманша: ух, ну, и хитрые вы… справились-таки… молодцы… хотя… странные вы все какие-то, вроде бы все такие разные, да, уж, больно дружные… что-то здесь не так… ну, да ладно. Есть у меня для вас последнее задание…

Сказочник: Атаманша, так не честно. Мы испытания прошли, отдавай книгу!

Атаманша: ты тут не командуй. Может мне поиграть с ребятами хочется. Вот если они со мной сейчас поиграют, да так дружно, что и не поссорятся, отдам книгу – вот мое слово. Предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру. Называется она – «Мигалки» [4]): Участники игры ставят в круг стулья. На каж­дый стул садится играющий, позади него за стулом – его партнер. Один стул остается свободным. Играю­щие, стоящие за стульями, должны заложить руки за спину. Водящий, выбранный считалкой, встает позади незанятого стула и начинает игру. Он пыта­ется подмигнуть кому-нибудь из сидящих по возмож­ности незаметно для партнера, стоящего сзади сту­ла. Тот, кому он подмигнул, должен вскочить, добе­жать до водящего и сесть на пустой стул. Стоящие за стульями должны внимательно сле­дить за каждым движением своих игроков. Стоит кому-нибудь попытаться вскочить, как «сторож» из-за стула пытается схватить его и не пустить. Для этого достаточно лишь «осалить» его. Тогда водя­щий снова пытается подмигнуть кому-нибудь. Если кому-то из играющих удалось сесть на сво­бодный стул, то водящим становится оставшийся без пары «сторож». Если количество игроков четное, то Атаманша играет вместе с ребятами. Время игры отслеживают педагоги-психологи в зависимости от усталости группы и всего времени, оставшегося до окончания занятия.

Атаманша: ну, что ж… видимо, придется книгу-то вам отдать. Отдает книгу сказочнику. Спасибо, что повеселили и порадовали. Вы заходите, если что. А мне пора за порядком в лесу следить. Атаманша уходит.

Сказочник:да и нам пора, ребята. Пойдемте обратно на ковер. Держим курс прямо на наш класс. Повторяют упражнение с ковром-самолетом. Музыка взмаха волшебной палочки.

Сказочник:ну, вот мы и на месте. Осталось вернуть вас в прежние образы мальчиков и девочек. Закройте все глаза. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Звук взмаха волшебной палочки. Ну, вот мы и снова в нашем классе. Большое спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. А ведь все потому, что вы были дружными и добрыми по отношению друг к другу. Спасибо вам за прием. Мне пора, после таких приключений в моей голове зародилась новая сказка! Мне непременно необходимо записать ее в свою книгу! До свидания, ребята. Сказочник уходит.

Ведущий:а сейчас мы с вами сядем на стульчики и обсудим ваше увлекательное путешествие.

Далее в течение 10 минут, педагог-психолог проводит рефлексию в классе. Что понравилось, что показалось трудным, чему научились, почему удалось справиться с заданиями и т. д.

Приложение 2

Песня Деда Мороза

Ждет вас трудная дорога,

В этом нет секрета.

Чтобы вам помочь немного,

Дам я три совета:

В сказке помощи не ждите;

Сами по дороге

Постарайтесь, помогите

Всем, кто ждет подмоги!

Ожидает путь вас долгий,

И к тому ж, не скрою,

Зло узнать под маской доброй

Нелегко порою!

Коль в пути придется туго,

Надо не теряться,

А покрепче друг за друга

Вам, друзья, держаться!

А покрепче друг за друга

Вам, друзья, держаться!

М. К. Доничкина, ЧУ СОШ «Личность», Москва



[1] Упражнение пантомима. Используется в групповых занятиях. Первоначальное авторство неизвестно.

[2] «Волшебный сундучок» Ирина Васильева (Чудесные предметы)

[3] «Волшебный сундучок» Ирина Васильева (Чудесные предметы)

[4] Используется в групповых занятиях. Первоначальное авторство неизвестно.