Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа "Подросток и его психосоциальная компетентность". Ч. 1

Программа "Подросток и его психосоциальная компетентность". Ч. 1

I. Актуальность.

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

Психосоциальная компетентность играет важную роль в пропаганде здорового образа жизни в широком смысле слова – с точки зрения физического, психического и социального благополучия. Совершенствование психосоциальной компетентности может оказать значительную помощь в случаях, когда проблемы, связанные со здоровьем, обусловлены поведением, а также тогда, когда поведение определяется неспособностью человека бороться со стрессами и перегрузками повседневной жизни.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем. Поэтому приобретение жизненно важных навыков – одна из задач, которую должна выполнять школа.

В подростковый период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Но для того, чтобы эти качества развивались, они должны быть «заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из ничего», новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, трудовой и др.

При этом школьники выступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способность строить общение с окружающими, в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытки проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В современной школе отсутствует курс, где бы ученик мог получить жизненно важные навыки, необходимые для формирования психосоциальной компетентности. Поэтому и возникла идея создания данной программы.

II. Цель:

Формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Программа направлена на решение следующих задач:

ØОбеспечение школьника средствами самопознания;

ØПовышение представлений подростка о собственной значимости, ценности;

ØРазвитие внутренней активности учащегося;

ØРазвитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

ØПеренос положительного опыта из группы в реальную жизнь.

III. Психолого-педагогические средства, используемые в данной программе.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой:

ØЛекции;

ØДискуссии;

ØТематические релаксации;

ØСамовыражение в рисунках;

ØИгры-драматизации;

ØРолевые игры;

ØПсихотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

IV. Технология работы.

Формирование психосоциальной компетентности у подростков происходит на тренингах, основными принципами которых являются:

ØДобровольность участия;

ØДиалогизация взаимодействия;

ØСамодиагностика участника.

Перед формированием групп с участниками проводится общий разговор и индивидуальные собеседования о целях и задачах проводимого тренинга. На занятиях участвуют подростки 14 – 16 лет. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрытая, т. е. в ней постоянный состав и нет притока новых участников на каждом занятии. По количественному составу группа может быть от 8 до 20 человек.

Продолжительность занятия – 1 час. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю.

На начальной стадии обучения участников знакомят с основными принципами тренинга:

ØОбщение по принципу «здесь и теперь»;

ØПринцип персонификации высказываний;

ØПринцип акцентирования языка чувств;

ØПринцип активности;

ØПринцип доверительного общения;

ØПринцип конфиденциальности.

На последнем занятии участники обмениваются чувствами, эмоциями, своими переживаниями по поводу происходящего.

Конечно, это игра. Но для всех, кто вкладывал в нее душу, это всегда оказывается большим, чем ИГРА.

V. Результативность работы.

Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга, как средства формирования, развития и коррекции качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития.

Какой бы содержательный критерий не анализировался, в любом случае, мы имеем дело со следующими группами перемен:

ØИзменяются показатели психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

ØПриобретаются жизненно важные навыки:

– умение общаться;

– умение устанавливать межличностные отношения;

– умение владеть эмоциями;

– самосознание;

– умение принимать решения.