Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

О применении метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

О применении метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» Творчество, как способ решения проблем, когда к ним нет известных подходов и алгоритмов описания, является важнейшим фактором, определяющим развитие цивилизации (4). Традиционное образование нацелено, прежде всего, на передачу знаний, на формирование компетентных специалистов, знающих свой раздел лучше других. Эта тенденция обоснована: без сохранения и освоения традиций невозможно существование и развитие цивилизации. Озарение не приходит на пустое место. Поэтому в учебном процессе необходимы и элементы «стандартного», ортодоксального образования, и элементы, прививающие навыки свободного творческого мышления.

В учебном процессе для развития начал творческого мышления следует создавать ситуации: неожиданности, конфликта, предложения, опровержения, несоответствия, неопределенности (4).

В технологии направляемого проекта и интегральной технологии (1,2) довольно широко распространены такие ситуации, особенно при решении заданий третьего (продвинутого) уровня и ряда заданий второго (среднего) уровня.

Однако при создании таких ситуаций в классно-урочной деятельности, у большинства учащихся возникают затруднения, вплоть до отказа работать. Особенно это характерно при введении ситуаций неопределенности. По нашим наблюдениям, более половины учащихся, оказавшиеся в ситуации неопределенности, испытывают дискомфорт и выглядят раздраженными, недовольными. Особенно такая реакция характерна для учащихся старших классах (60,9 – 78,1%), меньше – для учащихся старшей группы среднего звена (7 – 9 класс, 58%), еще меньше – для учащихся 5 – 6 классов (47,2 – 55 %). По результатам анкетирования, основной причиной своего недовольства дети указывают: «Непонятно, что делать дальше». У них возникает чувство неадекватности, фрустрации: «Я не знаю, как об этом думать».

Таким образом, перед нами встала новая задача: «Как думать, когда не думается?». С помощью Интернет мы нашли на нее ряд ответов, например, методы решения изобретательских задач на сайте http://www. trizminsk. org/index0. htm, но наибольший отклик у учащихся мы получили, используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и найденный десятиклассниками девиз: «Выход из безвыходного положения там же, где был вход».

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое авторское описание каждого из них:

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это будет работать?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? (2)

Часто мы в нашем мышлении объединяем эмоции, информацию, интуицию, желания, оценки в единый общий «компот», совершенно не задумываясь над тем, на чем в данной ситуации лучше всего сделать акцент, а что нам попросту мешает. Метод шести шляп позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать и использовать их по отдельности, чтобы в конце получить наиболее целостную картину или подход(ы) к решению задачи. Кроме того, метод сам по себе дает инструкцию учащимся, когда созданная ситуация оказывается «безвыходной» и переводит ситуацию из «учебной, академической» в игровую область, снимая напряжение от ожидания неуспеха или плохой оценки.

Введение метода

В начале урока по типу семинара-практикума дается задача, предназначенная для коллективной работы всего класса. В нашем примере это была эвристическая задача из дистанционной эвристической олимпиады по биологии центра «Эйдос»:

ПАРАДОКС СВЕКЛЫ. Корни многих сортов свеклы, если смотреть со стороны хвостика, закручены в основном по левой спирали (то есть против часовой стрелки). Лишь у 25-30% корней наблюдается закрученность по правой спирали (по часовой стрелке). Было обнаружено, что "левые" корни имеют в среднем на 10-30% большую массу, чем "правые" корни. Как объяснить такой парадокс? Предложите свои гипотезы. (4).

Задача была дана в разделе «Цитология и биохимия» для учащихся 11 класса. Первой реакцией класса, самого «сильного» в параллели, были растерянность и недовольство. Потом последовали вопросы, вроде: «Ну, и как это можно решать?» В ответ мы предложили учащимся распределиться на 6 групп, и выбрать себе цвета: белый, черный, красный, зеленый, синий и желтый. После чего рассказали о методе Шести шляп.

Прекрасная «вводная» для группы дана самим Э. де Боно: «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их» (2). Пока же мы будем работать так, что распределим шляпы по группам.

На каждую группу было выдано изображение шляпы соответствующего цвета и даны инструкции-описания режимов мышления, которые представляет каждая шляпа. После этого каждой группе было предложено высказаться по поводу полученного классом задания, исходя из «роли своей шляпы». Не все прошло гладко, т. к. многие учащиеся оказались склонны высказываться «из разных шляп». Мы решили не препятствовать этому, дав возможность высказаться всем, кто хотел, но, разделив высказывания по времени с помощью «хозяев шляп», которых попросили следить, чтобы другие участники не переходили сразу из одной «роли» в другую. При переходе участников останавливали и просили подождать, когда дойдет очередь до следующего цвета. Это дисциплинировало их и не допускало спонтанной смены одного режима мышления другим при выступлении одного человека.

Первыми были готовы высказаться «красные» (эмоции, интуиция, чувства и предчувствия). Эмоции были высказаны, чем нейтрализовалась негативная реакция на трудный вопрос. Интуиция (или все-таки логика?) подсказала, что ответ должен быть связан с изучаемой темой. Потом слово взяли «зеленые», предположив, что решение задачи все-таки должно быть связано с изучаемой темой, в частности, с симметрией органических веществ. «Белые», опираясь на информацию, имеющуюся в задаче и сравнивая ее с информацией изучаемой темы, нашли идею оптических изомеров глюкозы и частотой их встречаемости в природе. «Желтые» подключились позже, обосновав, почему стоит вообще решать эту задачу, исходя из экономической выгоды и субъективной пользы «упражнения извилин». «Зеленые» продолжили выдвигать идеи (кроме частоты встречаемости в природе L и D – глюкозы, они привлекли идею наследования синтеза определенных веществ, к ним присоединилось несколько учащихся из других групп со своими идеями. Высказанные идеи было предложено покритиковать «черным». «Синие» (организация мышления: чего мы достигли) высказались по своим наблюдениям за общей работой и сделали вывод, что задача решаема. Дальнейшее решение задачи перемешало все группы, т. к. многие учащиеся предпочитали самостоятельно «менять шляпы». Учителю осталось только предложить порядок выступлений. Задача была решена, предложены 3 гипотезы, каждой дано обоснование, взвешены плюсы и минусы.

При проведении рефлексии в конце урока, мы получили множество положительных откликов, среди которых были и важные замечания. Например, некоторые учащиеся сочли ненужным распределение «шляп по группам». В следующий раз в других классах этой же параллели (и на той же задаче) мы использовали общее введение и работу со шляпами фронтального типа. Этим было сэкономлено от 6 до 8 минут времени урока. Для сокращения времени плакат «Режимы мышления» и соответствующие изображения шляп были увеличены и помещены перед классом. Впоследствии при получении трудных вопросов и задач учащиеся использовали эту технологию как внутри групп, так и индивидуально. Таким образом, для введения метода учащимся старших классов оказалось достаточно одного занятия и помещения плаката с опорной информацией в зоне хорошей видимости.

Типы использования шляп.

Э. де Боно показывает 4 основных способа использования шляп: Надеть шляпу, Снять шляпу, Сменить шляпу, Обозначить свое мышление (распознать шляпу). Все эти способы дети стали использовать при решении проблемных вопросов и задач, некоторые отмечали, что нечто подобное они делали раньше интуитивно. Нужно отметить, что из всех приведенных выше способов использования наибольшие затруднения вызывало распознавание собственной «шляпы», своего текущего режима мышления.

В групповой работе к обозначенным способам добавляются следующие: использование шляп для организации межгрупповой работы (как в приведенном выше примере), использование шляп для работы в группе (распределение ролей – режимов мышления между участниками внутри группы или планирование мыслительного процесса группы в целом) и использование шляп при индивидуальной работе.

Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то выказывал нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали черную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой, в ходе чего все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.

Но впоследствии в групповой работе этот метод применялся все реже из-за несколько больших временных затрат. Чаще стал использоваться метод «распределения шляп» между участниками. Однако это очень быстро привело к закреплению ролей, «шляпы приклеились» и появились «записные критики в черных шляпах», «мечтатели в зеленых» и т. д. Конечно, это произошло в результате естественных склонностей детей, но могло мешать их дальнейшему развитию. Э. де Боно отмечает, что каждый мыслитель должен научиться с легкостью менять шляпы. Чтобы добиться этого, мы стали использовать не только групповые, но и индивидуальные способы работы, и общую работу с классом, в ходе которой сразу всем учащимся предлагалось высказаться в определенном режиме мышления.

Таким образом, выявилась еще одна важная роль учителя: удерживать баланс в применении детьми режимов мышления. Эта роль характерна только для определенной стадии работы: приблизительно через два месяца многие учащиеся стали с удовольствием выбирать разные режимы мышления и получать удовольствие уже от смены режимов.

Во время итоговой рефлексии учащимся были заданы вопросы: Почему может понадобиться «надеть» ту или иную шляпу? Зачем менять шляпы? Какой порядок «шляп» является, по-вашему, оптимальным при решении задач? Чем помогает в работе техника «шляп мышления»?

Вот краткое резюме полученных ответов старшеклассников.

«Надев шляпу, мы становимся немного другими. Мы отвлекаемся от того, что нам трудно и сосредотачиваемся на том, что надо сделать, чтобы «соответствовать шляпе». Это помогает действительно сосредоточиться на вопросе. «Шляпы» разрешают высказывать все, что не всегда себе позволяешь сказать учителю, помогают лучше понять друг друга. И себя. Шляпы надо менять, чтобы не зацикливаться на чем-то одном. Чтобы рассмотреть задачу со всех сторон».

Нужно отметить, что насчет оптимального порядка шляп единого мнения не возникло, но многие склонялись к тому, что начинать лучше с красной. Высказать, как это трудно, какой дурацкий (противный и т. д. ) вопрос, легко. После чего приходит понимание, что «все равно надо что-то делать». Учащиеся из математических классов предпочитают сбор и анализ информации (белый), но многим, чтобы «раскачаться» приносит пользу «желтая» (почему это хорошо бы решить) для создания дополнительной мотивации.

Некоторые ребята отмечали, что «шесть шляп» очень помогают им писать сочинения.

Применение метода при возникновении конфликтов и споров во время работы в группе и при обсуждении идей между группами.

«Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении». (2).

Наиболее частая причина споров и конфликтов – самомнение и эгоизм участников, считающих, что только их аргументы (идеи) наиболее весомы и ценны. Они не хотят, а большинство и попросту не могут попытаться взглянуть на вопрос с другой стороны. Метод шести шляп побуждает менять позиции, разделяет в споре аргументы, контраргументы и личности учащихся. Если Петя не согласен с тем, «что говорит мышление Васи в черной шляпе», личность Васи оказывается как бы ни при чем, а если же Петя позволяет себе сказать, что не согласен с Васей, реакцией чаще всего бывает от: «Ну, где тебе меня понять» до: «Сам дурак и я с тобой поговорю на перемене…».

Часто, если ученик считает свое решение самым лучшим, он тратит все силы на его обоснование и продвижение, порой не замечая неточности или ошибки. В этом случае очень полезно посоветовать ему «надеть черную шляпу». Другие, менее уверенные в себе учащиеся, напротив, боятся высказываться, считают свою идею «плохой», а себя – «слабыми». Это безобразное клеймо, получаемое детьми в современной школе. Интересно, как бы назвали Пушкина, если бы родители догадались отдать его в математический класс? С методом шести шляп мы можем научиться надевать желтую шляпу. Делая это, мы показываем ребенку, что хотя идея и кажется бесполезной, в ней можно найти что-то хорошее (2). Это становится хорошей поддержкой для детей, стимулирует их дальнейшее развитие.

Применение этой технологии учит использовать более широкий спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться с разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более полно обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

Дальнейшее применение метода шести шляп показало, что часто для решения проблемы достаточно сменить 2 – 3 шляпы, например, если в задании дана какая-то гипотеза и необходимо оценить, стоит ли ее разрабатывать в дальнейшем (например, задача по экологии о переброске части стока сибирских рек на юг). Для решения этой задачи, как мы установили, достаточно двух шляп: желтой и черной. Есть и задачи другого рода: они содержат описание какого-то изобретения (в нашем случае это была задача по способу вспашки больших участков земли на определенной территории, включающей остепненные участки, склоны и луговины). Для решения этой задачи использовались зеленая и черная шляпы (в одном опыте добавилась желтая). Можно привести и ряд задач, связанных с критическим мышлением, для решения которых оказалось, оптимально использовать красную и черную шляпы. В нашем опыте это был ряд задач, связанных с регуляцией демографической ситуации и задачи, связанные с охраной природы. Такое «сокращение» метода полностью согласуется с авторской концепцией и значительно экономит время урока. Обычно учитель предлагает учащимся ограничить количество используемых для решения задачи шляп и предложить те цвета, которые будут работать в данной ситуации лучше других. Иногда возникает потребность применения других режимов мышления, и либо это чувствуют сами дети, либо учитель, и просто применяют нужный, по их мнению, режим, дополнительно оговаривая, «какой шляпой» они пользуются.

Полная последовательность шляп использовалась нами в соответствии с замыслом автора методики, как структура для обдумывания темы или большого раздела темы. Это задавало определенную структуру мышления, упорядочивало его.

Использование шляп учителем

Использование этого метода вовсе не является обязательным для каждого урока. Но во время «перерыва», чтобы дети не отвыкали и не забывали о нем, чтобы не приходилось вводить его повторно, важно определять режимы мышления, которые проявляют учащиеся или же учитель в классе в данный момент. Иногда вместо замечания учитель может сказать о том, что ему очень хочется «надеть красную шляпу и подойти к…N», попросить кого-то из детей «снять» или «надеть» шляпу (в качестве подсказки, помощи в работе) и так далее. Особенно такое «текущее повторение» оказалось необходимым в работе с младшими учащимися.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает (2).

После применения этого метода большее количество учащихся стали решать задачи и вопросы повышенного уровня сложности. В параллели 10 классов количество учащихся возросло в среднем на 32,7%, в параллели 11 классов – на 29, 3%. Правда, нужно учесть, что многим из этих учащихся на решение усложненных задач требовалось большее количество времени. Тем не менее, они справлялись с задачами самостоятельно, независимо от состава групп. В группах развития (2) учащиеся обычно укладывались в отведенный промежуток времени. В группах поддержки (2) учащиеся в зависимости от уровня либо укладывались в отведенное время («продвинутые»), либо в той или иной мере превышали его. Общее количество «продвинутых» учащихся возросло в каждом классе т. к. появилось гораздо больше ребят, способных справиться с вопросами высокого уровня сложности.

Литература:

1. Гузеев В. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М. , 2004

2. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. М. , 1995

3. Э. Де Боно. Шесть шляп мышления. Основная концепция. http://www. debono. ru/article/sixhats. htm

4. Ревягин Л. Н. Проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения. ТГУ. http://ou. tsu. ru/school/konf16/11. html

5. Центр «Эйдос». Материалы I-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии http://www. eidos. ru/olymp/bio/2004/