Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внимание как основа формирования активности младшего школьника

Внимание как основа формирования активности младшего школьника “Каждому известно, что такое внимание» – такую фразу написал Уильям Джеймс примерно сто лет назад, но и на сегодняшний день исследователи погружены в тайны этого феномена нашей психической жизни.

Внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотъемлемой стороной процессов познания, чувственной и волевой сфер.

Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения – доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Существуют различные классификации внимания. Самой распространенной является следующая классификация:

в зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека:

Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее внимание – внимание, направленное на собственные мысли, чувства, переживания.

– по основанию участие воли:

Непроизвольным (непреднамеренным) называется вни­мание, которое вызвано теми или иными особенностями дей­ствующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

—объективные особенности предметов и явлений (их ин­тенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

—структурная организация (объединенные объекты вос­принимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

—интенсивность объекта – более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;

—новизна, необычность объекта;

—резкая смена объектов;

– субъективные факторы, в которых проявляется избира­тельное отношение человека к окружающему;

— отношение раздражителя к потребностям (то, что соот­ветствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключа­ется в быстрой и правильной ориентации человека в посто­янно меняющихся условиях, выделении тех объектов, кото­рые могут иметь в данный момент наибольший жизнен­ный смысл.

Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.

Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Чувство напряжения – характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой – суть любых процессов волевого внимания.

Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов.

Характеристики произвольного (преднамеренного) внима­ния:

— целенаправленность – определяется задачами, кото­рые человек ставит перед собой в той или иной деятельнос­ти;

— организованный характер деятельности – человек гото­вится быть внимательным к тому или другому предмету, со­знательно направляет свое внимание на него, организует необ­ходимые для данной деятельности психические процессы;

— устойчивость – внимание продолжается более или ме­нее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

— интересы человека, побуждающие его к занятию дан­ным видом деятельности;

— осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание — это активное, целенап­равленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мне­нию К. К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раз­дражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Свойства внимания.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющее­ся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмыс­ления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Объем внимания – это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Чем больше предметов или их элемен­тов воспринимаются одномоментно, тем больше объем вни­мания и тем более эффективной будет деятельность.

Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания – ве­личина индивидуально меняющаяся, и классическим пока­зателем объема внимания у детей является цифра 3±2.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Ос­новное условие расширения объема внимания – наличие на­выков и умений систематизации, объединения по смыслу, груп­пировки воспринимаемого материала.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Распределенное внимание является необходимым условием для успешного вы­полнения многих видов деятельности, требующих одновремен­ного выполнения разнородных операций.

Распределение внимания – это свойство внимания, с кото­рым связана возможность одновременного успешного выпол­нения (совмещения) двух и более различных видов деятель­ности (или нескольких действий). Рассматривая распределе­ние внимания, необходимо учитывать, что:

—трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;

—легче совмещать двигательную и умственную деятельность;

—для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Особое значение распределение внимания имеет во вре­мя учебы. Ребенок должен одновременно слушать взросло­го и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипу­лировать объектами и т. д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет ус­пешно.

Старший дошкольник и младший школьник плохо рас­пределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не сле­дует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распреде­ленному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответству­ющих навыков.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Устойчивость внимания — его временная характеристи­ка – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умствен­ной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после пре­одоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длитель­ного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко сни­жается. На устойчивость внимания оказывают влияние сле­дующие факторы:

—усложнение объекта (сложные объекты вызывают слож­ную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);

—активность личности;

—эмоциональное состояние (под влиянием сильных раз­дражителей может возникнуть отвлечение внимания на по­сторонние объекты);

—отношение к деятельности;

—темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), зат­рудняется сосредоточение и переключение внимания.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.

Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.

Легкость и успешность переключения внимания зависят:

— от отношения между предшествовавшей и последую­щей деятельностью;

от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

—от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);

—от индивидуальных особенностей субъекта (типа не­рвной системы, индивидуального опыта и др. );

—от значимости цели деятельности для человека, ее ясно­сти, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвле­чение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успеш­ного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, осо­бенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Переключаемость внимания относится к числу тренируе­мых качеств.

Существуют так называемые отрицательные стороны про­цесса внимания или нарушения внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

К нарушениям внимания относятся:

—неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

—снижение избирательного внимания, неспособность со­средоточиться на предмете;

—повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

—снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроиз­вольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Вне­шняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раз­дражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсут­ствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлека­емость объясняется запредельным торможением, развиваю­щимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

– неполная нагрузка;

– недостаточная сформированность волевых качеств;

– привычка быть невнимательным (привычная невнима­тельность связана с отсутствием серьезных интересов, повер­хностным отношением к предметам и явлениям);

– повышенная утомляемость;

– плохое самочувствие;

– наличие психотравмы;

– монотонная, неинтересная деятельность;

– неподходящий темп деятельности;

– наличие интенсивных посторонних раздражителей.

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержа­нию и результатам деятельности.

РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность внимания — это неспособность сосредото­читься на чем-либо определенном в течение длительного вре­мени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «сколь­зящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в не­способности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окру­жающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточен­ностью на каком-то одном предмете (явлении) или пережи­вании. «При сосредоточенном думаний, – пишет И. П. Пав­лов, – и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит – явно отрицательная индукция».

Механизмом рассеянности является наличие мощной до­минанты – очага возбуждения в коре головного мозга, подав­ляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и не­прерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болез­ненных и ослабленных детей подобный вариант рассеяннос­ти встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция уве­личения числа детей, имеющих различные отклонения в со­стоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дош­кольников – мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В. П. Ка­щенко указывает еще на одну причину рассеянности – пе­реживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвле­каются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах на­рушений и строить индивидуальный план коррекции рассе­янности с их учетом.

Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

– общее ослабление нервной системы (неврастения);

– ухудшение состояния здоровья;

– физическое и умственное переутомление;

– наличие тяжелых переживаний, травм;

– эмоциональная перегрузка вследствие большого коли­чества впечатлений (положительных и отрицательных);

– недостатки воспитания (например, в условиях гипер­опеки ребенок, получающий слишком много словесных ука­заний, большой объем информации, привыкает к постоян­ной смене впечатлений, и его внимание становится поверх­ностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);

– нарушения режима труда и отдыха;

– нарушения дыхания (причиной нарушения правильно­го дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т. д. ;. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, по­верхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрица­тельно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность);

– чрезмерная подвижность.

Чрезмерная подвижность внимания — постоянный пе­реход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

ИНЕРТНОСТЬ

Инертность внимания малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге пред­ставлений и мыслей.

В детском возрасте очень часто отмечается невниматель­ность. Невнимательность требует коррекции, если перечис­ленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

– неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по не­внимательности;

– неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;

– частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

– беспомощность в доведении задания до конца;

– отрицательное отношение к заданиям, требующим на­пряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполне­ния);

потеря предметов, необходимых для выполнения зада­ния

Развитие произвольного внимания в период дош­кольного детства предполагает формирование трех умений:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля.

Одна из задач развития внимания – формирование конт­рольной функции, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизволь­ного внимания не гарантирует возникновения произвольно­го. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые вклю­чают ребенка в новые виды деятельности и при помощи опре­деленных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.

Универсальным средством организации внимания явля­ется речь. Первоначально взрослые организуют внимание ре­бенка при помощи словесных указаний. В дальнейшем ребе­нок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать сло­весные инструкции для выполнения действия.