Внимание как основа формирования активности младшего школьника
Внимание как основа формирования активности младшего школьника “Каждому известно, что такое внимание» – такую фразу написал Уильям Джеймс примерно сто лет назад, но и на сегодняшний день исследователи погружены в тайны этого феномена нашей психической жизни.
Внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотъемлемой стороной процессов познания, чувственной и волевой сфер.
Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения – доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Существуют различные классификации внимания. Самой распространенной является следующая классификация:
– в зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека:
Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.
Внутреннее внимание – внимание, направленное на собственные мысли, чувства, переживания.
– по основанию участие воли:
Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
—объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
—структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
—интенсивность объекта – более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;
—новизна, необычность объекта;
—резкая смена объектов;
– субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
— отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.
Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.
Чувство напряжения – характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой – суть любых процессов волевого внимания.
Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов.
Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:
— целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
— организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
— устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
— интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
— осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
Послепроизвольное внимание — это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К. К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
Свойства внимания.
Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
Объем внимания – это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.
Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания – величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3±2.
Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?
Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.
Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимания – это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
—трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
—легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
—для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.
Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т. д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
Устойчивость внимания — его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
—усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
—активность личности;
—эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
—отношение к деятельности;
—темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.
Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.
Легкость и успешность переключения внимания зависят:
— от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
— от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
—от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
—от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др. );
—от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.
К нарушениям внимания относятся:
—неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
—снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
—повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
—снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
– неполная нагрузка;
– недостаточная сформированность волевых качеств;
– привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);
– повышенная утомляемость;
– плохое самочувствие;
– наличие психотравмы;
– монотонная, неинтересная деятельность;
– неподходящий темп деятельности;
– наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думаний, – пишет И. П. Павлов, – и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит – явно отрицательная индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты – очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников – мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В. П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности – переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строить индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:
– общее ослабление нервной системы (неврастения);
– ухудшение состояния здоровья;
– физическое и умственное переутомление;
– наличие тяжелых переживаний, травм;
– эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
– недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);
– нарушения режима труда и отдыха;
– нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т. д. ;. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность);
– чрезмерная подвижность.
Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ
Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
– неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
– неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
– частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
– беспомощность в доведении задания до конца;
– отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
потеря предметов, необходимых для выполнения задания
Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:
1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
3) развитие навыков самоконтроля.
Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.
Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.