Стили родительского поведения
Стили родительского поведения Предварительно до собрания родителям предлагается анкета на определение их стиля родительского поведения (приложение 1). К моменту проведения собрания результаты анкеты должны быть готовы.
Ход собрания:
1. Ведущий читает лекцию по теме собрания.
Лекционный материал (+ презентация)
«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.
Именно семья, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
В психологии не так уж много истин. Но вот утверждение о том, что стили родительского поведения и тип семейного воспитания определяют особенности личности и поведения ребенка, – истина. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию следующую тему: «Стили родительского поведения».
Существует 4 стиля родительского поведения: авторитетный, либеральный, авторитарный, индифферентный.
Авторитетный стиль характеризуется осознанием родителя своей важной роли в становлении личности ребенка, но и признанием за ним самим права на саморазвитие, пониманием, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать, в разумных пределах готовность пересматривать свои позиции. Признание и поощрение растущей автономии своих детей.
Открытость родителей для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допущение изменения своих требований в разумных пределах;
Дети, воспитанные в данном стиле, превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется хорошим представлением родителей, каким должен вырасти их ребенок, и приложением к этому максимум усилий. Категоричность и неуступчивость в требованиях. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под таким контролем.
Закрытость родителей для общения с детьми; установление жестких требований и правил, не допущение их обсуждения.
Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными
Либеральный стиль характеризуется высокой оценкой родителем своего ребенка, прощающим его слабости, легким общением с ним, доверием к ему, не склонностью к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Открытость для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений.
Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль характеризуется тем, что для родителя проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны!
Закрытость родителей для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.
Стили родительского поведения формируют типы семейного воспитания.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат;
опека;
невмешательство;
сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом проявлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и унижения чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.
Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Невмешательство.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».
При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка, успешность обучения, уровень притязаний ребенка, эмоциональное состояние, самооценка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей (не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться).
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки, (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание (Ребенок в итоге вырастает таким, каким его воспитывают родители и лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.
2. Родителям предлагаются результаты их анкетирования, выслушиваются мнения по теме собрания.
3. Подводятся итоги собрания.
4. Родителям раздаются памятки (приложение 2).