Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Стили родительского поведения

Стили родительского поведения Предварительно до собрания родителям предлагается анкета на определение их стиля родительского поведения (приложение 1). К моменту проведения собрания результаты анкеты должны быть готовы.

Ход собрания:

1. Ведущий читает лекцию по теме собрания.

Лекционный материал (+ презентация)

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Именно семья, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

В психологии не так уж много истин. Но вот утверждение о том, что стили родительского поведения и тип семейного воспитания определяют особенности личности и поведения ребенка, – истина. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию следующую тему: «Стили родительского поведения».

Существует 4 стиля родительского поведения: авторитетный, либеральный, авторитарный, индифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется осознанием родителя своей важной роли в становлении личности ребенка, но и признанием за ним самим права на саморазвитие, пониманием, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать, в разумных пределах готовность пересматривать свои позиции. Признание и поощрение растущей автономии своих детей.

Открытость родителей для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допущение изменения своих требований в разумных пределах;

Дети, воспитанные в данном стиле, превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется хорошим представлением родителей, каким должен вырасти их ребенок, и приложением к этому максимум усилий. Категоричность и неуступчивость в требованиях. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под таким контролем.

Закрытость родителей для общения с детьми; установление жестких требований и правил, не допущение их обсуждения.

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными

Либеральный стиль характеризуется высокой оценкой родителем своего ребенка, прощающим его слабости, легким общением с ним, доверием к ему, не склонностью к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Открытость для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений.

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль характеризуется тем, что для родителя проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны!

Закрытость родителей для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.

Стили родительского поведения формируют типы семейного воспитания.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов вос­питания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отноше­нии ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

диктат;

опека;

невмешательство;

сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом проявлении одни­ми членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и унижения чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, кон­кретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкивают­ся с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротив­ление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломлен­ными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувс­тво собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права го­лоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родите­ли, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий ока­зывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реаль­ностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в пере­ходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, ини­циатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Невмешательство.

Система межлич­ностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить наме­ченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаи­моотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполага­ет опосредствованность межличностных отношений в семье общи­ми целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обре­тает особое качество, становится группой высокого уровня разви­тия – коллективом.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадек­ватное поведение ребенка, успешность обучения, уровень притязаний ребенка, эмоциональное состояние, самооценка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребе­нок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей (не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться).

Неадекватность также может проявляться с завышенной само­оценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки, (ребенок привыкает к матери­альному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система нака­зания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Ред­ко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательнос­тью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ре­бенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, ко­торые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание (Ребенок в итоге вырастает таким, каким его воспитывают родители и лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.

2. Родителям предлагаются результаты их анкетирования, выслушиваются мнения по теме собрания.

3. Подводятся итоги собрания.

4. Родителям раздаются памятки (приложение 2).