Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Педагогический эксперимент. Артпедагогика в школе

Педагогический эксперимент. Артпедагогика в школе Предметы художественно-эстетического цикла всегда занимали и занимают особое место в воспитании детей. Искусство – важнейшее средство приобщения школьника к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе, ненавязчиво вводит ребенка в контекст культуры человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала в самом широком смысле.

Самой жизнью диктуется необходимость решать важнейшие для нашего будущего задачи воспитания творческой личности ребенка, его способности строить жизнь по законам красоты.

Формирование личности, развитие его творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, среди которых важное место занимает его эмоциональное состояние и самочувствие. Поэтому не случаен интерес к артпедагогике – новому направлению в системе воспитания школьников через искусство и художественно– творческую деятельность (изобразительную, музыкальную, театрально-игровую). Актуальность изучения и исследования артпедагогики определяется тем ,что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и активно осваиваются ее новые формы и модели.

Цель данного исследования: дать определение артпедагогики, познакомить с возможностями артпедагогики в системе общего образования и артпедагогическими техниками, выступающими в качестве эффективного средства помощи учащимся.

Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

Её задачи и функции отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что в процессе обучения и воспитания не ставится цель научить ребенка рисовать («правильно», «похоже» и т. д. ). Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.

Выделение концептуальных идей артпедагогики позволяет рассмотреть общую направленность этой отрасли педагогического знания. В качестве таковых выделены следующие: идея гуманизации, идея креактивности, идея интегративности и идея рефлексивности.

Гуманизация – стержень нового педагогического мышления, основной установкой которого является восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма является основополагающей для артпедагогики и превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других способностей.

Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения. Идея гуманизма реализуется и в содержании воспитания, насыщении его «вечной» проблематикой (Добро и зло, Любовь, Мудрость, Красота), обращении к внутреннему миру ученика. Эффективное взаимодействие между учителем и учеником является основанием для взаимного развития, самосовершенствования и служит раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Идея креативности. Сторонники креативности как феномена чаще выделяют 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс. Названные аспекты являются значимыми для артпедагогики.

Идея рефлексивности. Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации умениями обретать новые смыслы и ценности, умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умениями ставить и решать неординарные практические задачи. Основным показателем рефлексивной культуры личности является способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию. Артпедагогика, используя средства искусства и организуя художественно – творческую деятельность детей, способствует интенсификации рефлексии и в сфере мышления, и в сфере общения, и в сфере деятельности, и в сфере самопознания.

Идея интегративности. Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала учащихся является интегративность педагогического процесса. Идея интегративности заложена в самой сущности артпедагогики, основанной на использовании в воспитании различных видов искусства. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося, воспитание у него эстетического отношения к искусству и к окружающему, формирование представлений о разных видах искусства и овладении практическими способами художественной деятельности.

Принципы артпедагогики:

1. Принцип самовыражения и спонтанности. Этот принцип проявляется в том, что каждый ученик в процессе предлагаемых занятий самовыражается, его творчество носит спонтанный характер. Для обеспечения положительного эмоционального самочувствия и достижения гармонии с самим собой, с окружающими людьми необходимо давать безопасный выход своим эмоциям. В ходе выполнения творческих заданий укрепляется вера в собственные силы, развивается индивидуальность, реализуются собственные идеи. Ребенок осваивает дополнительные способы и средства выражения своих чувств, эмоций, самого себя.

2. Принцип уникальности. Этот принцип предполагает отсутствие заданного образца в предлагаемых учащимся творческих работах. Любой результат – продукт индивидуального или коллективного опыта. Этим он интересен и уникален. Рисунок, выполненный ребенком, обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества, так как объективирует и сохраняет внутренние переживания и чувства ребенка. Реализация данного принципа требует организации свободной творческой деятельности детей таким образом, чтобы ее результат был заранее успешен и не являлся бы предметом оценки.

3. Принцип сотворчества. Индивид становится личностью, благодаря общению и связанному с ним обособлению. Язык творчества один из самых эффективных языков в общении с другими людьми. В совместной творческой деятельности легче выявить индивидуальность каждого человека, увидеть его проблемы и трудности. В процессе выполнения творческих заданий решается важнейшая задача воспитания – вхождение ребенка в социальную жизнь. Только в коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармоничного развития. Организация совместного рисования (сотворчества) помогает приобрести целый комплекс очень важных для социального развития навыков, способствующих достижению эмоционального благополучия ребенка в классе: признание и принятие другого (успешно работать с кем – либо можно, если понимаешь этого человека), взаимодействие, вовлеченность в групповую деятельность (человек становится членом сообщества людей, выполняющих единую задачу), коммуникация в группе (невозможно выполнить общую задачу, если не научился договариваться с другими людьми, не умеешь слушать другого, не умеешь донести до него свою идею), отношения взаимозависимости в группе, поддержка и доверие, групповая сплоченность (общий успех – это успех каждого).

Методы артпедагогики: направленное воображение; образно – символическое рисование; игры – задания с изобразительным материалом; совместная изобразительная деятельность.

Ведущая программа по которой я работаю – программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Третий год в своей работе я использую артпедагогические методики и технологии в 6 классе в качестве педагогического исследования. Предметом моего исследования было изучение влияния артпедагогических методик на изменение психологических параметров учащихся.

Педагогическое исследование проводилось в 6 классе в условиях классных занятий по изобразительному искусству. Исследования строились на сравнительных результатах занятий в каждой четверти. В начале каждой четверти проводилась диагностика эмоционального состояния учащихся, и эта же диагностика проводилась в конце четверти, после внедрения определенных артпедагогических методик. Эта диагностика показывает, что эмоциональное состояние школьников улучшается,становится в норме или выше нормы.

Применение различных артпедагогических методов дает возможность более основательно понять детей, поскольку рисунки отображают их эмоциональное и психологическое состояние. Рисунки отличаются высокой степенью творческого воображения, оригинальностью и неповторимостью. Подобные результаты достигаются не только за счет использованных интересных тем, но и за счет структуры самого занятия.

Структура занятия предполагает реализацию 3 – х последовательных этапов: вводная часть, изобразительная работа, обсуждение.

В водной части занятия используем релаксирующие упражнения. В условиях школьной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза детей во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Поэтому, если обеспечить детям возможность расслабиться перед выполнением творческого задания, это принесет пользу всем.

Все техники релаксации основаны на принципе «контраста»: мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются. Для расслабления большое значение имеет дыхание. Поэтому дыхательные упражнения завершают вводную часть занятия. Для разнообразия такие упражнения можно сопровождать позитивными образами: «С каждым вдохом вы вдыхаете в себя только хорошее и с каждым выдохом выдыхаете плохое. Пусть хорошего войдет в вас много – много, а все плохое выйдет без остатка…»

В ритуал вводной части можно включать танцевальные упражнения под музыку. Характер движения зачастую определяется содержанием основной части занятия. Если последующая тема предполагает экспрессивный выход творческой энергии, фейерверк цвета, мгновенные реакции, то музыка и танцевальные движения, соответственно, должны быть заводящие, раскрепощающие; если для успешной «проработки» темы требуется концентрация внимания, сосредоточенность, то музыка и движения направлены на расслабление и успокоение. И в том и в другом случае движения заканчиваются дыхательными упражнениями в сочетании с плавным движением рук. Участие в танцевальных движениях строго добровольное. Движения также эффективно сопровождать описанием позитивных образов, заряжая детей положительной энергетикой. Например: «Представьте себя расцветающим деревцем или распускающимся бутоном. Энергия земли поднимается вверх, обновляя и наполняя все ваши клетки…, плечи расправились, подбородок поднялся. Посмотрите, какие вы красивые, уверенные, сильные…». После того, как ученики заняли более или менее комфортную позу, закрыли глаза, расслабились, уравняли дыхание, следует этап подачи текста направленного воображения. Тексты (фантазии, описания, путешествия) предлагаются в качестве внешних рамок повествования, которые ученик наполняет собственным содержанием. Их может разработать сам учитель, опираясь на собственные эмоциональные впечатления, или использовать подходящую прозу, медиативные сказки, метафоры, истории других авторов, несколько изменяя текст в соответствии с контингентом учащихся, их количеством, степенью восприятия.

Таким образом, педагог дает множество подсказок и предлагает разные варианты. Многие дети нуждаются в таких предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. Они выбирают тот стимул, который им больше подходит или осознают, что могут подумать и о других вариантах.

В любом случае результатом изодеятельности становится индивидуальный образ, наполненный личными переживаниями и ощущениями. Поэтому в определенной степени каждое задание является диагностичным и помогает лучше понять индивидуальные особенности личности ребенка.

После окончания направленного формирования образов по определенной теме следует этап рисования. Ученик, постепенно возвращаясь в свое обычное состояние и «переваривая» все те ощущения и образы, которые он увидел и прочувствовал при прослушивании, пытается передать их в своей изобразительной деятельности. Дети используют любые художественные материалы и техники. В процессе рисования учитель ходит по классу и оказывает необходимую помощь детям в работе.

Рисование, как правило, завершается обсуждением. Ребята имеют возможность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу одноклассников. Педагогу необходимо всячески поддерживать беседу, стимулируя ее разнообразными приемами, например: педагог просит ребенка описать картину; поделиться впечатлениями о своем рисунке; придумать название рисунку; педагог обращает внимание ребёнка на цвет, форму, размеры, помогая осознанию чувств: «Что ты подразумеваешь под яркими цветами?», «Что для тебя значат темные цвета?»; педагог задает стимулирующие вопросы «На что это похоже?», «Как часто ты испытываешь такое настроение?», «Относится ли это каким – либо образом к твоей жизни?» и другие.

Завершается занятие ритуалом прощания, который включает релаксационные дыхательные и мышечные упражнения и заключительные слова педагога.

Программа арпедагогических занятии в 6 классе

Номер урока

Средства и формы работы

Результат

1 четверть

Диагностика эмоционального состояния «Рисунок человека»

Данные обработать

Графическое изображение растений и листвы

Снятие напряжения

Изображение различных осенних состояний (групповая работа в технике «коллаж»)

Создание атмосферы группового доверия и принятия; формирование навыков позитивной коммуникации

Изображение сказочных царств (метод направленного воображения)

Развитие фантазии и воображения

Изображение осеннего букета (техника «сухие листья»)

Повышение самооценки

Изображение животных в разных материалах

Выражение сильных переживаний, агрессивных чувств, страхов,

Повторная диагностика эмоционального состояния

Данные обработать

2 четверть

Диагностика эмоционального состояния «Несуществующее животное»

Данные обработать

Натюрморт из куханной утвари (групповая работа в технике «коллаж»)

Создание атмосферы группового доверия и принятия; формирование навыков позитивной коммуникации

Конструкция из бумаги простых геометрических тел (работа в паре)

Развитие коммуникативных навыков, взаимопонимания партнеров

Построение конструкции из нескольких геометрических (работа в паре)

Развитие коммуникативных навыков, взаимопонимания партнеров

Изображение геометрических тел из гипса

Повышение самооценки

Натюрморт в графике (техника «Оттиски»)

Развитие воображения и образного мышления

Натюрморт – автопортрет (метод направленного воображения)

Развитие фантазии и воображения, принятие себя таким, какой я есть

Повторная диагностика эмоционального состояния

Данные обработать

3 четверть

Диагностика эмоционального состояния «Моя семья»

Данные обработать

Конструкция головы человека и ее пропорции

Повышение самооценки

Конструкция головы человека (техника «Коллаж»)

Повышение самооценки

Изображение головы человека

Повышение самооценки

Графический портрет друга ( техника «Каракули»)

Развитие коммуникативных навыков, фантазии и воображения

Портрет в скульптуре литературного героя

Выражение сильных переживаний, агрессивных чувств, страхов

Сатирические образы (техника «Каракули»)

Развитие коммуникативных навыков, фантазии и воображения

Портрет в живописи («Создай образ своего друга»)

Развитие воображения и творческих данных

Портрет в живописи («Маска сказочного героя»)

Осознание резервов, перспектив, страхов через вербализацию

Автопортрет («Создай образ своего «Я»)

Принятие себя таким, какой я есть

Повторная диагностика эмоционального состояния

Результаты обработать

4 четверть

Диагностика эмоционального состояния «Красивый рисунок»

Результаты обработать

Изображение пространства

Правила линейной и воздушной перспективы («уходящая алея» коллективная работа)

Создание условий для сплочения коллектива, ситуации сотрудничества и взаимоподдержки

Пейзаж «Путь реки» (коллективная работа)

Формирование позитивной коммуникации, сплочение коллектива

Пейзаж настроения («Путешествие на ковре самолете»)

Развитие фантазии и воображения

Городской пейзаж (техника «Коллаж» групповая работа)

Создание атмосферы группового доверия и принятия, формирование навыков позитивной коммуникации

Повторная диагностика эмоционального состояния

Результаты обработать

Диагностика эмоционального состояния.

Для диагностики эмоционального состояния учащихся используется рисуночные тесты «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Моя семья» и «Красивый рисунок». Эти тесты позволяют получить информацию об эмоциональных проблемах и общих психологических состояниях ребенка, которые отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразные линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки.

– Депрессия, снижение настроения . Признаки характерные для депрессивного состояния – это уменьшенный размер и размещение рисунка в углу листа (1/3 часть листа).

– Регуляция психомоторного тонуса. Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, – важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда может служить проявлением острой стрессовой реакции. Ослабленный нажим на карандаш встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии (нервном истощении). Линии рисунка не доводятся до конца – тоже признак астении. Очень слабый нажим на карандаш может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых людей.

– Тревога, тревожность, страхи. Характерная особенность – штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусков. Расположение рисунка в нижней части листа служит одним из признаков снижения самооценки. Негативные самооценочные высказывания до начала рисования и в эго процессе говорят также о тревожности и сниженной самооценке. О высокой тревоге могут говорить множественные линии, эскизные линии, следы стертых и исправленных линии, штриховка, многочисленные уточнения инструкции при выполнения задания. Плотная штриховка – это признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Увеличение размера рисунка – еще один признак повышенного уровня тревоги (рисунок занимает 2\3 листа и более). Колебания силы нажима на карандаш – это является признаком повышенной эмоциональной лабильности, т. е. склонности смене настроения.

– Сфера общения (интровертность). Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большое значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т. е. способ изображения отдельных частей. Угловатось фигуры и ее худоба, вытянутость, изображение рук, прижатых к телу, – признак интровертности. Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. Кисти резко уменьшены, почти отсутствуют – признак нарушения общения. В рисунках слабо представлены черты лица – тоже признак интровертности.

– Сфера общения (экстравертность). Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны.

– Демонстративность. Подробное вырисовывание, излишнее украшение рисунка – это признаки демонстративноси.

– Отказ общения, отстраненность. Руки спрятаны за спиной, спрятаны в кармане, скрещены на груди или уперты в бока – интерпретируется как признак отказа от общения.

– Сфера социальных отношений. Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность. Преувеличенные, очень хорошо проработанные кисти рук – признак агрессивности. Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы мужественности – тоже признак агрессивности. Выразительный признак агрессивности – это изображение оружия, палки, режущих или рубящих орудий (нож, топор, пила). Изображение поднятой руки с большой ладонью – признак агрессивности. Изображение зубов – признак вербальной агрессии. Человек нарисованный со спины или в профиль часто сигнализирует о негативизме.

Тест «Красивый рисунок» позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемых более определенно. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в значительно большей мере, чем черно – белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние.

– Оранжевый цвет указывает на социабельность ребенка и склонность к легкому, но несколько поверхностному установлению контактов с окружающими. Он также говорит о высокой активности. Избыточное количество оранжевого цвета может служить свидетельством неусидчивости и нервозности.

– Желтый цвет указывает на склонность ребенка к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению в жизнь намеченных планов. Кроме того, желтый цвет ассоциируется с деструктивными тенденциями, ненавистью, обманом, трусостью и предрассудками.

– Синий цвет связан с бесконечной далью или глубиной. Он обозначает небо, истину, надежность, гармонию, покой и надежду. Оказывает успокаивающее действие, однако в больших количествах может вызвать депрессию. Темно – синий цвет также ассоциируется с неподвижностью и холодом.

– Фиолетовый цвет означает духовность, вдохновение, загадочность и мистику. Темно – фиолетовый указывает на уход от реальности в мир фантазии.

– Белый цвет – символ единства и гармонии всех цветов, невинности, веры в истину.

– Черный цвет – знак пустоты, отсутствия света и цвета. Он связан с загадочностью и тьмой, а также обозначает скорбь, печаль, зло, колдовство и бездуховность.

– Коричневый цвет ассоциируется с землей, ростом, поддержкой жизни и плодородием.

Артпедагогические методы и технологии:

– метод направленной фантазии (Развивает воображение, фантазию и творческое мышление),

– образно – символическое рисование (Развивает образное мышление),

– совместная изобразительная деятельность (Помогает ученикам приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе).

Техника «Коллаж» – выполнение коллективных проектов очень увлекает ребят. В арсенале художественных материалов используется цветная бумага, красочные журналы. Применение этих средств помогает ребятам «снять» комплекс «я не умею рисовать» и содействует приобретению коммуникативных навыков.

Применение различных пластичных материалов (глина, пластилин, тесто) наряду с красками целесообразно использовать, так как они в большей степени подходят для выражения сильных переживании, агрессивных чувств, страхов.

Техника «Оттиски» – используя отпечатки краски различных цветовых тонов (акварель, гуашь) на бумаге, выполненные ладонями и пальцами рук, ребята пытаются создать композицию – образ.

Техника «Каракули» – спонтанное рисование любых по форме и размеру каракулей на листе бумаги.

Сегодня занятия художественным творчеством приобретают особое значение для здорового психического развития ребенка. Изображая свои переживания, чувства, ребенок как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу. Рисование, лепка или живопись красками являются безопасными способами разрядки напряжения. Кроме того, внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре. Эти задачи и решает в системе образования артпедагогика. Подобные занятия также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Артпедагог – это еще и активный наблюдатель. Его глаза и душа направлены на познание каждого ребенка как личности, обеспечение психологического комфорта, доверия, теплоты и безопасности творящего ребенка.

Использованная литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:

Учеб. для студ. сред. ивысш. пед. учеб. заведении /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : Изд – во ВЛАДОС –Пресс, 2003.

3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика интерпретация. – М. : Апрель Пресс,

Изд –во ЭКСМО –Пресс, 2001.

4. Копытин А. И. Основы Арт – терапии. – СПБ. : Изд – во «Лань», 1999

5. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе. – М. : Когелет, 2001.

6. Сергеева Н. Ю. Артпедагогика: радость самовыражения:

Учебно – методическое пособие. – Чебоксары:

Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003.

7. Шамова Т. И. , Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М. : Центр «Педагогический поиск»,2001.