Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Игра в учебной деятельности младшего школьника

Игра в учебной деятельности младшего школьника Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А. С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю. С приходом ребёнка в школу, изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако это процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

И, наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками является игра.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента.

На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят о помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино разгадать загадки. На другом уроке у любимице куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашение на праздник. Подписывать будет то, кто лучше всех напишет в тетрадях.

От игры, интересных заданий важной и трудной работе веду своих учащихся, развивая у них любознательность, инициативу, эмоциональную память. Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук, а также при устном счёте, даю задание и бросаю ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает учителю, называя ответ. В такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.

Мы часто слышим о перегрузках в школе у младших школьников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приёмы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учёбой. Интересно проходят у нас игры «Путешествие в зоопарк», «Путешествие в лес», «Путешествия по сказкам». В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, ученикам нужно их выполнить.

Во время путешествий ставлю прежде всего учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: «Аквариум», «Цирк», «Поезд», «Магазин». Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами

В чём же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются – всё это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогаете ему активизировать познавательную деятельность детей. И, в– третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.

Игра – это ещё школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребёнок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни, ведь здесь малыш может взять на себя роль хорошего ученика или роль шалуна. Очень удачно организовать такие игры на уроках чтения и внеклассного чтения. Я нередко организую ролевые игры, живые картинки, инсценирование эпизодов, чтение по ролям, использую кукольный театр. Читая сказки и рассказы, разыгрываем диалоги. Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечениями играми.

Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, и чтобы дети за время игры получили максимум радости и наслаждения.

Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ребёнку брать от учителя готовые, «разжёванные» знания и «глотать» их без усилий? И, как многие учителя нашей школы, отвечаю «нет, не хочется». Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают крутится, отвлекаться, а мы, учителя, называем это нарушение порядка. Отсюда между учителем и учеником, которому скучно, возникают конфликты. И эти ребята, зачастую и другие ребята, теряют интерес к учению Вот почему на уроках я часто применяю различные методы и приёмы, вовлекая детей в разнообразную деятельность, чтобы ребёнок мог сам добывать знания, наблюдая делать выводы.

В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. Но главным методом на уроке всё же должна быть игра как ведущая деятельность детей этого возраста.