Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пути преодоления детской тревожности через «Уроки сказкотерапии» в начальной школе

Пути преодоления детской тревожности через «Уроки сказкотерапии» в начальной школе Всемирная организация здравоохранения в своём Уставе так определяет понятие здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней и физического повреждения».

Большинство источников выделяют четыре компонента здоровья:

– физический;

– психический;

– духовно-нравственный;

– социальный.

В современной школе очень важна роль психического и психологического здоровья младшего школьника, так как одной из важнейших проблем является проблема тревожности у учащихся младших классов.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым переживаниям состояния тревоги и низком пороге ее возникновения. Тревожность может быть личностным свойством или свойством темперамента.

Тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствованием грозящей опасности, переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности. Ребенок может тревожиться из-за собственной некомпетентности, из-за отсутствия навыков общения, из-за неуверенности в себе.

Патологическая тревога отличается от нормальной тем, что имеет драматические формы выражения или затяжное, труднообратимое течение, непроизвольность, что препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации, аутизму, психосоматическим заболеваниям.

Тревога может проявляться тем, что человек от беспокойства теряется, говорит дрожащим от волнения голосом, его ладони потеют, лицо бледнеет, он может совершать много движений, переминаться с ноги на ногу, кусать ногти, совершать непоследовательные поступки, он редко улыбается, всегда серьезен, не может что-то сделать, затрудняются контакты с малознакомыми людьми. Тревожность проявляется в том, что ребенок сильно переживает, плачет, отвечает ниже своих способностей, переспрашивает: «Я правильно сделал? Так хорошо?», часто встречается плохой сон, энурез, повышенная заболеваемость, заикания. Ребенок может быть сверхпослушным, самокритичным, неуверенным в себе с тенденцией переделывать задания из– за неудовлетворенности своим непревосходным результатом. Они во всем ищут одобрения и требуют чрезмерного поощрения во всех делах.

К характеристикам тревожных детей и подростков можно отнести следующее:

•внимание, чрезмерно обращенное на себя,

•страхи и сомнения,

• неверное восприятие требований, предъявляемых окружающими и боязнь не выполнить эти требования,

• самокритика, стремление к совершенству,

• недооценка собственных возможностей и способностей,

• приписывание угрожающих признаков различным двусмысленным ситуациям. когнитивные искажения,

• ограниченное выражение чувств, агрессии, импульсивного поведения, скрывают проблемы, могут отрицать их существование,

• соматические жалобы,

• сильное мускульное напряжение, беспокойство,

• внутреннее возбуждение по признакам, связанным с вегетативной нервной системой,

• логоневроз,

• утомляемость, плохое сосредоточение, раздражительность, слезливость,

• нарушения сна, бессонница, энурез и т. д. ,

• излишний контроль со стороны родителей, тревожность и напряженность родителей.

К причинам детской тревожности можно отнести как внешние источники, так и внутриличностные источники:

Внешние источники:

1. Семейное воспитание: взаимоотношения «мать-ребенок», несоответствие ребенка престижным устремлениям родителей, полное попустительство;

2. Школьная успешность;

3. Взаимоотношения с учителями: неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к детям;

4. . Взаимоотношения со сверстниками: повышенная зависимость от мнения сверстников, ненадежность, доминантность, отвержение группой сверстников.

Внутриличностные источники:

1. Внутриличностный конфликт: отношение к себе, самооценка, особенности Я-концепции;

2. Эмоциональный опыт: неумение учитывать условия, ожидание успеха, когда он маловероятен, и неуверенность в нем, когда вероятность высока, внешний локус контроля, привязанность к внешним критериям, отсутствие внутренних мотивов.

Учителя начальных классов в последние годы всё чаще сталкиваются с проблемой психологического здоровья ребёнка и постоянно ищут пути преодоления детской тревожности.

Основными направлениями в работе с тревожными детьми являются:

1) игровая терапия, помогающая ребенку легче выражать свои чувства и заботы, обучение ребенка положительным эмоциям;

2) рассказывание историй рисование историй;

3)изменение тревожных мыслей, придумывание альтернативных решений;

4) повышение уверенности в себе, расслабление, достижение удачи, работа со страхами (разыгрывание ситуации взаимодействий с предметом страха в игре, эмоциональное переключение, подражание и заражение ,эмоциональные качели);

5)сказкотерапия, арт – терапия, куклотерапия;

6)поддержка со стороны учителя и родителей;

7)обучение релаксации, контроль дыхания, мышечное расслабление;

8)поощрение независимого поведения ребенка;

9)общая оздоравливающая терапия: закаливание, режим дня, питание, прогулки перед сном.

Особенно хотелось бы остановиться на таком направлении в работе с тревожными детьми, как сказкотерапия. Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка. В современном мире психология может активно помогать младшему школьнику оптимально пройти один из ложных периодов формирования его личности, избежать тревожное состояние в процессе обучения. Одним из таких способов может быть сказкотерапия с элементами психологического тренинга.

Под психологическим тренингом подразумевается синтез техник, сочетающих в себе учебную и игровую деятельность, проходящих в условиях моделирования различных игровых ситуаций с элементами сказкотерапии. Известно, что тренинг – это наиболее эффективный в настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-педагога, психолога. Что же подразумевается под сказкотерапией?

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Почему нами выбрана сказкотерапия с элементами психологического тренинга в качестве эффективного способа работы с детьми младшего школьного возраста?

Сказка имеет определённые преимущества:

  1. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Язык сказки их сближают.
  2. Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры, аналогии.
  3. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом педагоге.
  4. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения.
  5. С помощью сказок ( или под их влиянием) формируется жизненный сценарий.
  6. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно– следственные связи , существующие в этом мире.
  7. С помощью сказок можно корректировать социально не приемлемые формы поведения, такие как лживость, агрессия, предательство и т. д.
  8. Сказки не несут явной угрозы, вселяет уверенность.
  9. С помощью сказок можно развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, речь, творческий потенциал.

Исходя из выше сказанного, участие в тренинге с использованием сказкотерапии свой внутренний поможет школьнику личностно расти, разрешать конфликтные ситуации, изучать свой внутренний мир, пробовать новые формы поведения, отказаться от эгоцентричной позиции. .

Целью программы «Сказкотерапия с элементами психологического тренинга» ( авт. Севенюк С. А. , Абаленская З. В. , Фёдорова О. Б. и др. , СГПУ, Самара,2006) является создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый – ребёнок» и «ребёнок – ребёнок», оказание помощи детям младшего школьного возраста в регуляции собственного поведения и выражения переживаний, которые препятствуют их эмоциональному самочувствию и общению. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентацию в нём.
  • Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их
  • принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
  • Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  • Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижений.
  • Способствовать формированию мотивации учения в эмоциональном аспекте.

Авторы программы предлагают использовать в психологической практике как народные или известные авторские сказки, так и специально сочинённые для психотерапии сказки. Любые сказки имеют свои преимущества и недостатки, но к преимуществам народных сказок можно отнести:

v Метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций.

v Знакомство группы с сюжетом, иногда даже дословное знание текста.

v Сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей.

v Динамичность.

v Разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику.

v Соответствие национальному характеру.

Сказки, которые создаются специально для сказкотерапии, как правило, неизвестны учащимся, поэтому является более интересной, особенно если она предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. А работе с младшими школьниками, сказки можно использовать:

  • Для диагностирования проблемы.
  • Для поиска решения личностной проблемы, выходя из тупика.
  • Для подсказки определенного решения.

Изучая самые разнообразные сказки , учащиеся младших классов понимают, что в сказках

разрешаются определённые трудности. При этом, существует несколько способов этого разрешения :

  1. Прямая агрессия ( когда происходит решение проблемы с позиции силы, герои произведения показывают свою физическую силу своему противнику).
  2. Хитрость ( когда ребёнку предлагается посмотреть на ситуацию с другой стороны, всё привести в шутку).
  3. Использование волшебных предметов и помощников ( когда ребёнку предлагаются оберегающие предметы (например, колечко или платок), внушение учащимся чувства защищённости.
  4. Групповое решение проблем ( когда учителем производится адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе).
  5. Передача ответственности другому ( когда решается вопрос: «Кто бы мог помочь в данной ситуации?»).

Сказки используются как для индивидуальной работы с учащимися, так и для групповой работы, которая несёт в себе новые возможности, так как группа, анализируя сказку, делает это обычно разносторонне, выявляя те оттенки смысла сказки, которые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группе включает несколько методических приёмов:

Ø Прослушивание сказок.

Ø Групповое рассказывание сказок.

Ø Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Ø Групповое придумывание сказки.

Ø Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки.

Работа на уроках сказкотерапии с элементами психологического тренинга помимо реализации принципов здоровьясбережения помогает развитию речи учащихся младшего школьного возраста, а также прививает интерес к чтению, формирует читательскую деятельность учащихся. Уроки сказкотерапии с элементами психологического тренинга являются эффективными , так как происходит:

Усиление личностных ресурсов ребёнка.

Формирование адекватной самооценки.

Наличие навыков конструктивного поведения.

Наличие навыков и умений снятий эмоционального напряжения и тревожности.

При работе по этой программе следует познакомить с целями и задачами работы с учащимися и познакомить с результатами предполагаемой работы:

Сформированность адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений.

Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности.

Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения.

Развитость навыков доброжелательного общения.

На занятиях дети отрабатывают навыки инициативности в общении, умении пристроиться к партнёру.

С помощью сказок развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.

Уроки сказкотерапии с элементами психологического тренинга являются одним из элементов системного подхода к проблеме здоровьясбережения младших школьников.