Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей Огромную роль в работе учителя начальных классов играет диагностика. Она может быть использована не только в работе с учащимися, но в первую очередь ее необходимо использовать в работе с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Физическое и психическое развитие ребенка до школы, его положение в детском саду, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребенка, семейная атмосфера – эти и другие вопросы должен задать педагог непременно коллективу родителей, сотрудничество с которым предполагается на долгие годы.

Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности.

В первую очередь, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств,

связанных с полученной информацией.

Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер.

Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается

в дополнительной проверке.

В-третьих, любой диагностический материал, который используется в работе с родителями,

должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз,

которые могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями и после проведенной работы по какой-то определенной проблеме.

Предварительнаядиагностика проводится, начиная с первого класса. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволит будущему классному руководителю увидеть отношение родителей к поступлению ребенка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса.

Образцы предварительной диагностики в начальной школе.

Анкета № 1. Экспресс-прогноз состава родительского коллектива.

1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.

2. Профессии обоих родителей.

3. Образование родителей.

4. Возраст обоих родителей.

5. Возраст существования семьи.

6. Полная или неполная семья.

7. Количественный состав членов семьи.

8. Жилищные условия семьи.

9. Адрес семьи, телефон, телефон экстренные связи, рабочий телефон родителей.

10. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).

11. Интересы, увлечения, хобби семьи.

Анкета №2. Экспресс-портрет будущего первоклассника.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Число, год и месяц рождения.

3. С какого времени посещал детский сад, как складывались у ребенка отношения в

детском саду?

4. Как часто болеет и как справляется с болезнями?

5. Каким школьником ему хотелось бы стать?

6. Кто из его друзей и приятелей будет вместе с ним посещать школу?

7. Как относится к покупке школьных принадлежностей?

8. Чем интересуется и увлекается чем хотел бы заниматься в школе помимо

школьных занятий?

9. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для вашего ребенка?

10. Каковы особенности характера и эмоциональной сферы вашего ребенка?

11. Какие качества характера своего ребенка вы хотели бы активно развивать?

Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение.

Если родители отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, которые обусловлены их собственным опытом школьной жизни.

Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий (я знал, что так и будет и т. д. ), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом.

Подобная предварительная диагностика поможет с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым будет трудно переживать период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка.

Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников.

Мои школьные воспоминания – это. . .

В классе я всегда чувствовал себя…

Мой классный руководитель относился ко мне…

Мои школьные результаты были…

Мне нравилось, когда учитель…

Мне не нравилось, когда учитель…

Я обижался, если…

Я радовался, если…

Самое яркое событие школьной жизни – это. . .

Из школьной жизни мне больно вспоминать о…

Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе…

Я не хочу, чтобы мой ребенок в свои школьные годы пережил…

Помимо предварительной диагностики, которая проводится в начале работы с коллективом родителей, большое значение имеет и тематическая диагностика. Она проводится классным руководителем при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме.

Тематическое анкетирование (№1) к родительскому собранию

«Стили и методы воспитания ребенка в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой

с синяком, то с разорванной штаниной. . .

а). Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете,

если нужно, компресс – 3 очка.

б). Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему,

что это может плохо кончится – 0 очков.

в). Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку

самому справляться со случившимся – 5 очков.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению,

они плохо воспитаны. . .

а). Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на

поведение их детей – 2очка.

б). Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять

на них —5 очков.

в). Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара— 0 очков.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удается,

он пытается бунтовать. . .

а). Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу— 0 очков.

б). Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 очка.

в). Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не

испытывал поражения – 5 очков.

4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать. . .

а). Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 очка.

б). Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно

и тоже время —5 очков.

в). Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких

возражений с его стороны – 0 очков.

5. Ваш ребенок обожает телевизор. . .

а). Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений,

так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его – 0 очков.

б). Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2очка.

в). Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5очков.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. . .

а). Вы объясняете, что такое поведение неприлично – 5 очков.

б). Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 очков.

в). Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 очка.

7. Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется противоположным полом. . .

а). Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов.

б). Вы оставляете всё как есть, считая, что все станет на свои места само собой – 3 очка.

в). Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения

полов —5 баллов.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. . .

а). Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 очков.

б). Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми

таких учеников – 3 очка.

в). Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите

педагога помочь вам в этом – 0 очков.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. . .

а). Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки – 0 очков.

б). Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 очков.

в). Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от

их взаимоотношений со старшим ребенком – 3 очка.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным.

а). Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он

на себе почувствовал как плохо он себя ведет – 0 очков.

б). Вы стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 очков.

в). Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире:

жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. – 2 очка.

Анализ результатов теста.

0 – 18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.

Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

9 – 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

36 – 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.

Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Тематическая диагностика №2. Тест-прогноз

«Способности нашего ребенка. Как их распознать?»

Такая тематическая диагностика может проводиться в 4 классе для изучения вопроса выбора ребенком и родителями дальнейшего профи ля обучения. Она поможет родителям еще раз убедиться в том, какие врожденные способности являются приоритетными для их ребенка.

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:

– интересуется самыми разными механизмами и машинами;

– любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;

– часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов

и приборов;

– использует испорченные приборы и механизмы дня создания новых моделей и поделок;

любит и умеет рисовать, чертить; с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;

– читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей согласно своему интересу.

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:

– любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;

– с удовольствием посещает концерты;

– легко запоминает мелодии и ритмы, и может их воспроизвести;

– если играет на музыкальном инструменте или пост, то делает это с большим

чувством и удовольствием;

– пытается сочинять свои собственные мелодии

– пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;

– разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:

– обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;

– умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи и использует

их по мере надобности;

– любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;

– задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

– часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;

– создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний,

которая ему интересна.

Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:

– часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;

– умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом; имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;

– с большим желанием выступает перед аудиторией

– способен к имитации и делает это легко и непринужденно;

– любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду:

– пластичен и открыт всему новому.

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:

– хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и

мотивы поступков других людей и может их объяснить;

– обладает хорошей памятью;

– легко и быстро схватывает школьный материал; задает много интересных необычных,

но продуманных вопросов

– любит читать книги не только по школьной программе;

– обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником; часто жалуется на то,

что в школе ему скучно;

– имеет обширные знания в различных областях не по возрасту;

– рассудителен и даже расчетлив не по годам; обладает чувством собственного достоинства

и здравого смысла;

– остро реагирует на все новое и доселе неизвестное.

Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:

– энергичен и все время хочет двигаться;

– смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

– любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

– ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;

– на уроке физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в

движениях, имеет хорошую пластику;

– любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;

– имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;

– практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Если у вашего ребенка литературные способности, то он:

– он рассказывает всегда логически и последовательно;

– фантазировать и придумывать;

– старается как можно шире использовать палитру языка дня того, чтобы передать

мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;

– любит писать рассказы, стихи, дневники;

– не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Если у вашего ребенка художественные способности, то он:

– с помощью рисунка или лепки он пытается выражать свои эмоции и чувства;

– в своих рисунках он пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;

– увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;

– умеет видеть прекрасное и необычное рядом;

– в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;

– любит создавать что-то интересное и необычное в доме.

Данное исследование позволит родителям по-иному взглянуть на своего ребенка, что-то в нем открыть для себя и окружающих его людей, что не всегда видно сразу.

Чтобы информация о талантливости ребенка была достаточно полной, можно предложить родителям оценить степень одаренности ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведен перечень характеристик одаренных детей. По мнению психологов он содержит критерии потенциальной одаренности.

Анкета поможет родителям определить самостоятельно уровень проявления способностей ребенка. Единственное пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный.

– Подвижный, инициативный, деятельный.

– Живо откликающийся на все новое.

– Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.

– Отвлекающийся и не всегда доводит начатое дело до конца.

– Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.

Для него характерно проявление капризов, если что-то не получается.

Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, то есть некоторые основания считать вашего ребёнка способным.

Если на четвёртый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.

Скорее одарённый, чем просто способный.

– Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.

– Он очень любознателен.

– Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.

– Часто не соглашается с мнением взрослых.

– Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.

– Всегда доводит начатое дело до конца.

– Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.

– Настойчив в достижении поставленной цели.

– Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.

– Дети тянуться к нему. ценят его ум и многообразие интересов.

– Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.

Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный.

Переходите к ответу на следующие вопросы.

Яркая одаренность.

– Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.

– Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.

– Его речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом,

глубоким пониманием языковых нюансов.

– Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.

– Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение,

делает собственные выводы.

– В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.

– В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.

– Рано определяет свое признание, реально оценивает свои возможности,

особенности характера.

– Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.

– Критичен по отношению к себе и другим.

– Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.

Признаки высоких умственных и творческих способностей детей.

– Ранняя мотивированность в выборе цели.

– Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.

– Легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания.

– Способность к творческому воображению, созданию нового.

– Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные

связи между различными предметами и явлениями.

– Способность длительное время увлекаться какой-либо трудно разрешимой идеей.

– Склонность к одиночеству и работе вне коллектива.

– Потребность в мечтаниях фантазировании.

– Способность заражать своими идеями других людей.

Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие педагогической культуры родителей, их интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по той проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в детском коллективе стояла проблема общения детей друг с другом. Классный руководитель провел предварительную диагностику среди учащихся и их родителей. Она может быть следующей:

Предварительная диагностика учащихся класса

по проблеме взаимоотношений в детском коллективе

Рисуночный тест «На перемене».

Учащимся класса предлагается нарисовать свой класс на перемене, на рисунке определить местоположение каждого ученика класса и подписать его имя.

Рисуночный тест «Кораблик».

Учащимся класса предлагается отправиться на океанском лайнере в кругосветное путешествие. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах на корабле. В каютах можно жить только по два человека. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.

Проективная методика для учащихся.

Наш класс – это самый . . . класс в школе.

На уроках мы всегда…

На переменах мы всегда…

На переменах мы никогда. . .

Вместе с классом мы. . .

В классе у меня есть. . .

В классе у меня нет. . .

Я хотел (а) бы подружиться с. . .

Я хотел (а) бы помочь…

Я радуюсь, когда наш класс. . .

Проективная методика для учащихся.

Наш класс – это самый . . . класс в школе.

По моему мнению, на уроках наши дети всегда. . .

На переменах наши дети всегда. . .

Вместе с классом наши дети. . .

Мой ребенок чувствует себя в классе. . .

Мой ребенок не чувствует себя в классе. . .

В классе у него нет. . .

В классе у него есть. . .

Я хотел бы, чтобы он подружился с…

Чтобы научить детей дружить, в классе нужно сделать следующее. . .

Итоговая диагностика по проблеме среди родителей

Анкета № 1.

1. Что, по вашему мнению, изменилось в детском коллективе после проведенной работы?

2. Какие мероприятия класса вы посетили?

3. Какие из них вам понравились а какие нет?

4. Посещая наши праздники, заметили ли вы тревожность в поведении отдельных учащихся?

5. Как вы думаете, кто из детей класса нуждается в опеке и поддержке?

6. Какие нравственные темы, по вашему мнению, необходимо обсудить с ребятами?

7. Какие классные часы и в какой форме вы предложили бы про вести?

8. В каких из них вы хотели бы участвовать сами?

Тест № 2.

После проведенной с детьми в классе работы можно предложить родителям выполнить тест. Еще полезнее будет предложить родителям выполнить этот тест до проведенной в классе работы и после неё.

1. Я знаю, кто его\ее лучший друг:

а). Совершенно точно.

б). Приблизительно.

в). Предполагаю.

2. Если мой ребенок поссорится с лучшим другом:

а). Сделаю вид, что ничего не замечаю.

б). Сразу же подробно попытаюсь обо всем случившемся расспросить, даже если он

не захочет об этом говорить.

в). Попытаюсь сделать так, чтобы он сам захотел обо всем рассказать.

3. Мне хочется, чтобы его друзья думали обо мне:

а). Хорошо.

б). Меня не интересует, что они обо мне думают.

в). Мне не хотелось бы делить его с друзьями.

4. Если у моего ребенка появится новый друг или подруга, то:

а). Я посмотрю на это отрицательно. Незачем иметь много друзей и подруг.

б). Я постараюсь как можно ближе познакомиться с этим ребенком

и по, возможности, подружиться.

в). Я оставлю это на усмотрение своего ребенка. Он вправе сам выбирать себе друзей.

5. Если я узнаю, что друг или подруга моего сына (дочери), ведет себя в школе или на улице плохо, то я:

а). Всё-таки попытаюсь запретить дружить с таким ребенком.

б). Обсудим создавшуюся ситуацию со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.

в). Не буду обращать на эти вопросы внимания, лишь попытаюсь больше общаться

со своим ребенком.

6. Я считаю, что хорошие друзья – это:

а). Самый бесценный подарок на всю жизнь.

б). Порой бесцеремонно отнимают твое время.

в) Это – большая редкость в наше время.

7. Нашей дружбе с лучшими друзьями уже:

а). 10 и более лет.

б). 5 и более лет.

в). Мы не имеем друзей столь длительное время.

8. В нашей семье есть непреложное правило:

а). Друзей не выбирают.

б). Друзья познаются в беде.

в). Друзья проверяются радостью твоего дома.

9. Если к моему ребенку приходят друзья:

а). Я стараюсь с ними пообщаться

б). Я даю им возможность полной свободы общения без моего участия.

в). Я не люблю, когда они приходят. Они ведут себя шумно и бесцеремонно

10. Мой ребенок рассказывает о всех своих переживаниях, связанных с его друзьями:

а). Всегда подробно и просит совет, если в этом есть необходимость.

б). Рассказывает только то, что считает нужным.

в). Не рассказывает вообще.

11. Если мы, едем куда-то на экскурсию и с нами хотят ехать друзья ребенка, то:

а). Мы с радостью их берем с собой.

б). Мы категорически против таких поездок. За одним уследить и то трудно.

в). Наш ребенок с такими просьбами не обращается.

Уважаемые папы и мамы! Подсчитайте, что у вас получилось:

А (баллов)

Б (баллов)

В (баллов)

1.

5

3

0

2.

2

0

5

3.

5

0

1

4.

0

1

2

5.

0

2

1

6.

5

0

2

7.

5

3

0

8.

5

3

4

9.

3

1

0

10.

5

2

0

11.

5

0

1

Если бы набрали 50 баллов, это говорит о том, что вы уделяете большое внимание развитию у собственного ребенка коммуникативной культуры, на собственном примере демонстрируете умение быть другом собственному ребенку и своим друзьям. Построение ваших отношений с собственным ребенком подобным образом позволит ему преодолеть чувство одиночества, поверить в собственные силы, быть авторитетным и успешным среди своих сверстников.

Если вы набрали менее 30 баллов, то можно констатировать наличие разногласий между вами и вашим ребенком по вопросу значимости дружбы как понятия в вашей семье. Вы учите своего ребенка корыстолюбию в дружбе, а это, как правило, даром не проходит. Вы сами не очень желаете иметь друзей, и эти традиции привносите в жизнь собственного ребенка. Вам неинтересно знать, как складываются его отношения со сверстниками, каково его положение в детской среде. Вы очень рискуете. По мере своего взросления он может приобрести таких друзей, что отдалит его от вас на долгие годы.

Если вы набрали всего 5 или 6 баллов, то должны задуматься над тем, какие всходы вы получите через некоторое время из посеянных вами зёрен. Ваша воспитательная система трещит по швам и вот-вот развалится. Вам необходимо ее срочно пересмотреть. Ваш ребенок страдает без хороших друзей, и вы не стали ему хорошим другом. Используя в педагогическом арсенале лишь запретительные меры, нельзя воспитать ответственного и уверенного в себе человека. Задумайтесь над этим!

Приведённые выше диагностические методики – лишь малая часть того, что может использовать классный руководитель при подготовке родительских собраний в классе.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило первое. Если родители поделились информацией со своим классным

руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия

классного руководителя по изученной проблеме.

Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей

целью навешивание ярлыков.

Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводится корректно

и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического

исследования мало, необходимо использовать различные виды

диагностик, чтобы получить достоверный материал.