Педагогическое моделирование системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения. Ч. 1
Педагогическое моделирование системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения. Ч. 1 Уровень цивилизованности государства определяет здоровый, воспитанный, образованный и духовно развитый гражданин. Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие со здоровьем уже в детском возрасте [1]. Особенно неблагополучно, обстоит дело с состоянием психического и физического здоровья подростков, поскольку данный возраст является наиболее подверженнымв отношении отрицательного воздействия на них самых различных неблагоприятных факторов: социальных, экономических, экологических, психологических и т. д. Именно в силу слабой социально – психологической защищенности этого возраста, а также сложности воспитания детей подросткового возраста, среди них чаще всего распространяются наркомания, алкоголизм, бродяжничество, антиобщественное поведение.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся определена государством приоритетной и в аспекте дальнейшего развития системы образования становится здоровьесберегающей. Стратегическая цель ее дальнейшего развития ориентирована на воспитание и развитие здоровой, свободной и жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готового к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению [3].
Современную школу характеризует насыщенность учебных программ, направленных на обеспечение трансляции знаний. Школа становится фактором обострения проблем, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Кроме этого, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся. Школа явно в недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подрастающего поколения по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на достаточно низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия в состоянии их здоровья [2].
В результате анализа психолого-педагогической литературы по вопросам организации оздоровительной работы с подростками и изучения опыта работы общеобразовательных учреждений были выявлены следующие противоречия:
– между беспрерывным ухудшением состояния психического и физического здоровья учащихся подросткового возраста и необходимостью применения со стороны общества и педагогических учреждений эффективных, научно – обоснованных мер по укреплению психического и физического здоровья подростков;
– между объективной необходимостью целенаправленной работы в школах по психическому и физическому оздоровлению подростков и отсутствием, какой – либо эффективной работы в данном направлении в общеобразовательных учреждениях;
– между необходимостью применения в школах научно – обоснованной системы работы по психическому и физическому оздоровлению учащихся подросткового возраста на основе интеграции всех факторов, обеспечивающих успешную деятельность педагогического коллектива в данном направлении и отсутствием разработанности такой интегрированной системы в педагогической науке.
В связи с вышеуказанными противоречиями целью нашего исследования стала разработка и реализация системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста в условиях образовательного учреждения.
Изучая состояние здоровья подрастающего поколения и деятельности общеобразовательных учреждений в рамках вопроса оздоровления подростков, мы рассмотрели и подходы некоторых авторов к понятию здоровья. Принимая во внимание определения здоровья Н. М. Амосова, Ю. П. Лисицына, Г. Л. Билича и т. д. , мы попытались дать собственные определения понятиям «психическое здоровье» и «физическое здоровье».
Физическое здоровье – это нормальное функционирование и полноценное развитие, как всего организма, так и его отдельных систем и подсистем в соответствии с общебиологическими закономерностями, индивидуально – типологическими особенностями, а также внутренними и внешними условиями.
Психическое здоровье – это нормальное функционирование и изменение всех психических процессов, состояний и свойств индивида, характеризующее устойчивое развитие психики личности в соответствии с биологическими, социальными, психологическими и педагогическими закономерностями развития.
Данными определениями мы руководствовались и в ходе проведения исследования.
Решение задач организации системы психического и физического оздоровления подростков невозможно без всестороннего, комплексного изучения учебно-воспитательного процесса в целом.
Формирование психического и физического здоровья подростков входит в систему образования как одна из важнейших её подсистем. Кроме того, данная подсистема, в свою очередь, может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы, поскольку представляет собой совокупность элементов и определенную их организацию.
Под системой психического и физического оздоровления подростков мы понимаем упорядоченную совокупность и единство элементов учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование культуры здоровья подростка, а также знаний и умений, позволяющих успешно решать задачи психического и физического оздоровления.
Структурно модель представляет собой схему, в которой отражены следующие компоненты системы психического и физического оздоровления подростков: методологический, методический, содержательный, процессуальный (см. рис. 1). В реальном учебно-воспитательном процессе все стороны данной модели находятся во взаимосвязи и неразрывном единстве, что находит свое выражение и в графическом изображении: модель представляет собой некую целостность, все элементы которой состоят в функциональной взаимозависимости.
Системообразующим началом, ядром разработанной модели служат: понятия психического и физического здоровья подростка, а также цель организации системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста.
Нами также выделены подструктуры формирования психически и физически здоровой личности подростка (см. рис. 1):
– задачи организации системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста;
– педагогические принципы, определяющие организацию всей системы;
– педагогические условия организации системы психического и физического оздоровления подростков;
– содержание деятельности по психическому и физическому оздоровлению подростков;
– формы и методы работы по психическому и физическому оздоровлению подростков; результат деятельности системы психического и физического оздоровления подростков.
Обеспечение психического и физического здоровья, диагностирование, укрепление здоровья и профилактика различных заболеваний – основная цель, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов разрабатываемой системы.
Цель обуславливает задачи функционирования системы психического и физического оздоровления подростков, таких как: комплексное диагностирование уровня психического и физического здоровья; коррекция и укрепление психического здоровья подростков; коррекция и укрепление физического здоровья подростков; профилактика соматических и психических заболеваний, предупреждение распространения вредных привычек.
Из цели вытекают педагогические принципы организации системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста. Такими педагогическими принципами являются: интеграция педагогических условий, на основе которой разрабатывается система психического и физического оздоровления подростков; изучение возрастных и индивидуальных особенностей в сочетании с комплексной диагностикой психического и физического развития подростков; единство валеологического и педагогического аспектов деятельности педагогического коллектива; единство биологического и психического развития детей; усиление системы взаимодействия деятельности педагогического коллектива, школы и семьи.