Педагогическое моделирование системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения. Ч. 2
Педагогическое моделирование системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения. Ч. 2 Педагогические условия, обоснованные целью, задачами и принципами здоровьесбережения, позволяют эффективно осуществлять педагогическому коллективу систему психического и физического оздоровления подростков. Этими условиями, как показало наше исследование, являются: ежедневное и систематическое осуществление санитарно – гигиенических условий в школе; на основе четко выделенных критериев, диагностирование уровня психического и физического здоровья подростков в целях дальнейшего их оздоровления; направленность содержания образования и воспитания школьников на их нормальное физическое и психическое развитие; обеспечение единства психического и физического оздоровления подростков, позволяющее реально достигать позитивное влияние психическое здоровья на физического здоровье и наоборот; применение традиционных и инновационных форм и методов деятельности, ориентированных на развитие самооздоровления подростков; совместная деятельность педагогического коллектива школы, учащихся, семьи, ориентированная на повышение валеологической культуры всех участников этого процесса.
Содержательный компонент в модели отражает те элементы содержания деятельности по психическому и физическому оздоровлению подростков, которые должны быть использованы в организации данной системы. При разработке содержательного компонента системы психического и физического оздоровления подростков нами были выделены программные вопросы, способствующие профилактике психических и соматических заболеваний, предупреждению распространения вредных привычек; по всем циклам естественнонаучных дисциплин разработаны валеологические компоненты, позволяющие усилить направленность работы по формированию психического и физического здоровья подростков и профилактике вредных привычек; указаны задачи по использованию данных элементов содержания обучения в целях ориентации учащихся на собственное психическое и физическое здоровье; указаны специфические формы и методы организации оздоровительной работы с учащимися подросткового возраста; указано на приоритетность совместной деятельности школы, общественности и семьи в оздоровлении учащихся подросткового возраста.
Необходимо отметить, что модель фиксирует данную взаимосвязь, тем самым, устанавливая те узловые точки, воздействие на которые приводит к развитию необходимых качеств личности учащегося. С одной стороны, это позволяет предвидеть некоторые результаты функционирования различных элементов системы, с другой, дает возможность через эти точки посредством отбора и использования соответствующего содержания управлять процессом формирования психического и физического здоровья, профилактики вредных привычек, т. е. делает систему управляемой.
Аналогичные точки были выявлены и при моделировании процессуального компонента разрабатываемой модели, то есть нами выделены основные формы и методы работы по психическому и физическому оздоровлению подростков, а именно: развитие санитарно-гигиенической культуры подростков; систематическое использование классными руководителями, психологами методик по определению уровня психического здоровья отдельных групп учеников; внедрение валеологического компонента в учебный процесс; систематическая включенность педагогического коллектива и медицинского персонала в деятельность по психическому и физическому оздоровлению подростков; применение основных форм и методов работы по оздоровлению подростков в учебно-воспитательном процессе; консультирование родителей и детей по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, проведение Недель здоровья, спортивных состязаний, родительских конференций, создание Совета школы по оздоровлению детей и т. д.
Следовательно, модель предоставляет возможность для отбора оптимального сочетания содержания и видов деятельности в организации системы психического и физического оздоровления подростков.
Таким образом, в моделировании системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста осуществлён деятельностный подход: формирование психического и физического здоровья подростка посредством включения детей в адекватные виды деятельности.
Результат всей деятельности, отраженной во всех подсистемах – это то, что мы получаем при выходе из данной интегрированной модели системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста.
На наш взгляд, психически и физически здоровая, гармонично развитая личность подростка должна иметь: потребность в сохранении своего здоровья; систему знаний о своем организме, о поддержании своего здоровья; направленность на сохранение и укрепление здоровья; умение предупреждать различные отклонения и заболевания; способность к саморегуляции, управлению своим организмом; осуществление контроля за своим здоровьем; способность к предупреждению различных заболеваний.
Необходимым этапом построения и анализа модели системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста является экстраполяция её на реальный учебно-воспитательный процесс. Это позволяет получить о ней новые сведения, оценить достоинства и недостатки, осуществить коррекцию и усовершенствовать ее. В частности, такое соприкосновение модели с действительностью дало нам возможность внести ряд поправок и дополнений при разработке содержательного и процессуального компонентов исследуемой нами системы.
Хорошо отлаженная модель при наложении её на реальный учебно-воспитательный процесс служит неким эталоном, образцом, позволяющим обнаружить пробелы, имеющиеся в сложившейся системе психического и физического оздоровления подростков.
моделирование системы психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста в условия общеобразовательного учреждения требует мониторинга уровня здоровья детей. Для измерения уровня психического и физического здоровья подростков нами были приняты критерии физического и психического здоровья учащихся, которые применялись в процессе проведения экспериментальной работы (см. таблицу 1,2).
Таблица 1
Критерии измерения психического здоровья
Уровни психического здоровья | Качественная характеристика психического здоровья | Медико-статистические данные |
Высокий уровень (3 балла) |
уровень развития психики, когда происходит нормальное функционирование и развитие всех психических процессов, свойств, состояний индивида, проявляющееся в полноценном функционировании всей психики и формировании целостной гармонично развитой личности. | Отсутствие нервно – психических заболеваний, положительный эмоциональный настрой, высокая работоспособность, отсутствие утомляемости; активное включение в общественную жизнь класса. |
Средний уровень (2 балла) |
в основном нормальное функционирование и развитие психических процессов, состояний и свойств индивида, но с наличием определенных отклонений и задержек психического развития, вызванных несложными психическими заболеваниями, характеризуемые как пограничные состояния личности. | Проявление 1 – 2 нервно – психических заболеваний (признаки легкой и маскированной депрессии, слабой астении); неустойчивый эмоциональный настрой, наличие некоторых отрицательных эмоциональных аффектов; проявление признаков утомления; неохотное проявление активности в общественной жизни класса. |
Низкий уровень (1 балл) |
это уровень, при котором выявляются определенные наследственные патологии, отклонения от нормального функционирования психики, проявляющиеся в аномальных психических процессах, свойствах, поведении индивида, вызванные серьезными психическими заболеваниями или патологической наследственностью. | Проявление 3 – 4 нервно – психических заболеваний (общий невротизм, устойчивое депрессивное состояние, проявление цереброастенического синдрома); подавленное эмоциональное состояние; проявление переутомления; пассивность в общественной жизни класса |
Таблица 2
Критерии измерения физического здоровья
Уровни физического здоровья |
Качественная характеристика физического здоровья |
Медико-статистические данные |
Высокий уровень (3 балла) |
нормальное полноценное функционирование всех органов и нормальное развитие всех его физиологических функций в соответствии с общебиологическими и возрастными закономерностями развития. | Отсутствие соматических заболеваний; нормальное развитие опорно-двигательного аппарата и функционирования органов зрения; наличие определенных достижений в спорте. |
Средний уровень (2 балла) |
нормальное физическое развитие на основе общебиологических и индивидуальных задатков. Нормальное функционирование всех органов, но с некоторыми отставаниями и отклонениями в физическом развитии, вызванными наследственными, резидуальными факторами и социогенными причинами. | Наличие не более 1– 2 соматических заболеваний; незначительные отклонения в развитии и функционировании опорно-двигательного аппарата (сколиоз), органов зрения (миопия); посещение спортивной секции. |
Низкий уровень (1 балл) |
наличие у детей серьезных отклонений в физическом развитии, отставаний, связанные с наследственной патологией, резидуальными и социогенными факторами. | Наличие более 3-4 соматических заболеваний; значительные отклонения в развитии и функционировании опорно-двигательного аппарата (сколиоз), органов зрения (миопия); отсутствие включенности в спортивную деятельность. |
Применение указанных выше критериев позволило нам определить состояние психического и физического здоровья подростков на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
По результатам констатирующего этапа эксперимента 12,7% подростков имели высокий уровень психического здоровья, контрольный эксперимент выявил увеличение этого уровня до 30,4%. 38,9% подростков имели первоначально низкий уровень психического здоровья. После применения интегрированной модели системы психического и физического оздоровления количество подростков с низким уровнем психическое здоровья снизилось до 10,2%. Количество подростков со средним уровнем психического здоровья первоначально составляло 48,4%, а после формирующего эксперимента стало 59,4%