ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ! ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!
Гиперактивные дети встречаются довольно часто и могут доставлять определенные трудности для родителей, воспитателей и учителей. Бывает, что с такими детьми трудно найти общий язык, взрослым кажется, что дети не воспринимают информацию, игнорируют требования и т. д. Это создает проблемы в коммуникации с гиперактивными детьми и влечет за собой проблем в учебе, общении, в семье. Однако решить задачу эффективного общения с такими детьми можно, просто необходимо выбрать соответствующую модель поведения и работы с ними.
Правила работы с гиперактивными детьми
• Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
• Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
• Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
• Снижать требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
• Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
• Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
• Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
• Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
• Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
• Предоставлять ребенку возможность выбора.
• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом СНВГ
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите с ним в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).
8. Избегайте по возможности пребывания с ребенком в местах скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т. д. оказывает на него негативное действие.
9. Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером, избегая шумных, беспокойных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия).
12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность может быть минимизирована с помощью перечисленных мер с учетом индивидуальных особенностей (недостатков) ребенка.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте родителям и педагогам важно обратить внимание на следующие настораживающие моменты:
• левшество (леворукость);
• зеркальность написания цифр и букв;
• трудности запоминания;
• невнимательность, повышенная от-влекаемость, неспособность сосредоточиться;
• угадывающее чтение;
• при письме – пропуск гласных, замена букв, большое количество ошибок;
• неловкость в движениях;
• быстрая нервная истощаемость при нагрузках;
• прерывистое дыхание;
• «перескакивание» с макрописьма на микрографию.
Что же делать, если у ребенка наблюдается хотя бы часть этих проблем?
Во-первых, усвойте одну важную аксиому нейропсихологии – мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9—10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.
Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Необходимо верить в своего ребенка, и тогда вы ему сможете помочь.
В-третьих, необходимо как можно скорее обратиться к специалисту в области нейропсихологии. Он определит, какой отдел мозга испытывает дефицит, какая психологическая функция недостаточно развита.
Приведем еще один комплекс практических советов для родителей «шустриков», выработанный психологами, занимающимися проблемой гиперактивных детей.
• При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
• Если он сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
• Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, мозаикам, всевозможным настольным играм.
• Из занятий спортом выберите такие, которые помогают выплеснуть «лишнюю» энергию и одновременно успокаивают, например, плавание.
Перечень диагностических симптомов гиперактивных детей
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди в играх и различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает не подумав, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточным их пониманием).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтлив.
11. Часто мешает окружающим, пристает к ним (например, вмешивается в игры других детей).
12. Иногда складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи (в детском саду, школе, дома, на улице).
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, хотя приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
—чрезмерная двигательная активность;
—импульсивность;
— отвлекаемость-невнимательность.
Диета при гиперкинетическом синдроме
Продукты, от которых следует отказаться при такой диете.
• Молоко, творог, молочные продукты.
• Кока-кола, многие фруктовые соки.
• Продукты из овса, включая мюсли и хлопья.
• Орехи и продукты из орехов.
• Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а также шоколад и крем из нуги и орехов.
Продукты, рекомендуемые для питания детей с гиперкинетическим синдромом.
• Овощи: горошек, морковь, соя, капуста цветная (краснокочанная, белокочанная), брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы.
• Салат: листовой.
• Фрукты: яблоки, груши, бананы.
• Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис.
• Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя.
• Хлеб: пшеничный и ржаной, приготовленный без молока.
• Жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима.
• Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1—2 раза в неделю).
• Напитки: неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг.
• Приправы: йодированная соль.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремись все делать как можно лучше.
Рекомендации по поведению личности в конфликтной ситуации
1. Сдерживайте отрицательные эмоции! Помните, что именно улыбка стирает их с лица.
2. Проявляйте выдержку и спокойствие в конфликтной ситуации.
3. Не втягивайте других людей в конфликт.
4. Не угрожайте оппоненту.
5. Не стремитесь доминировать в общении. Будьте диалогичны.
6. Используйте конфликт как теоретическую возможность выхода на новый уровень задач и взаимоотношений.
7. Обсуждайте проблему с точки зрения нужд и потребностей каждого.
8. Соблюдайте правила продуктивного слушания.
9. Думайте не только о том, что сказать, но и о том, как это сказать. Используйте тактику вопросов.
10. Ищите добрые намерения за фасадом недоброго поведения.
11. Создавайте взаимоотношения на равных – «власть с», а не «власть над».
12. Пользуйтесь «тактикой салями»,
разбив проблему на более мелкие и «удобоваримые» куски.
13. Владейте разными стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Используйте оптимальный для конкретного случая стиль.
14. Помните об «эффекте трех Д»: добросовестность, доброжелательность, доступность в общении.
15. Прощайте себя и других.
16. Конфликт – лишь маленький «кусочек социальной жизни». Отведите ему должное место. Будьте готовы общаться с тем, с кем еще вчера вы были в конфликте.
Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят
Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).
Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» – зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
Отреагировать нестандартно.
Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д. ), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».
Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников – он будет готов к этому.
„Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?» Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек ответил: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это произвело такое впечатление на агрессора, что он извинился и перестал обзываться.
Не поддаваться на провокацию. За пятиклассником гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента – такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».
Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его таким образом перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».
Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта – самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.
В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В. Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился в конце концов прыгнуть с вышки – но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.
Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных
Отговориться. Согласно наблюдениям М. В. Осориной, 5—9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Вот примеры отговорок.
1) Черная касса —
Ключ у меня,
кто обзывается — сам на себя!
2) Чики-траки — стеночка!
(Ребенок рукой ставит преграду
между собой и обзывающим. )
3) Шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил!
4)Кто так обзывается — сам так называется!
5)— Дурак!
— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
■Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
■Не сравнивайте ребенка с окружающими.
■Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
■Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
■Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
■Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
■Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
■Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
1 Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
■Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. И Используйте наказание лишь в крайних случаях.
■Не унижайте ребенка, наказывая его.
■ Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет
других значимых взрослых людей. Например, нельзя
говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает,
лучше меня слушай!»
Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Вартанова О. С. ,
педагог–психолог,
МБОУ СОШ № 13,
г. Калининград