Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ! ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!

Гиперактивные дети встречаются довольно часто и могут доставлять определенные трудности для родителей, воспитателей и учителей. Бывает, что с такими детьми трудно найти общий язык, взрослым кажется, что дети не воспринимают информацию, игнорируют требования и т. д. Это создает проблемы в коммуникации с гиперактивными детьми и влечет за собой проблем в учебе, общении, в семье. Однако решить задачу эффективного общения с такими детьми можно, просто необходимо выбрать соответствующую модель поведения и работы с ними.

Правила работы с гиперактивными детьми

• Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

• Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

• Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физкульт­минутки.

• Снижать требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

• Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

• Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, по­глаживания).

• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

• Давать короткие, четкие и конкрет­ные инструкции.

• Использовать гибкую систему поощ­рений и наказаний.

• Поощрять ребенка сразу же, не откла­дывая на будущее.

• Предоставлять ребенку возможность выбора.

• Оставаться спокойным. Нет хладно­кровия – нет преимущества!

Рекомендации для родителей по воспи­танию детей с синдромом СНВГ

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчеркивайте ус­пехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите с ним в сдержанном, спо­койном, мягком тоне.

4. Давайте ребенку только одно зада­ние на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

5. Для подкрепления устных инст­рукций используйте зрительную стиму­ляцию.

6. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концент­рации внимания (работа с кубиками, рас­крашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распо­рядок дня (время для приема пищи, вы­полнения домашних заданий и сна).

8. Избегайте по возможности пребыва­ния с ребенком в местах скопления лю­дей. Посещение крупных магазинов, рын­ков и т. д. оказывает на него негативное действие.

9. Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером, избегая шумных, беспокойных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность рас­ходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на све­жем воздухе, бег, спортивные занятия).

12. Помните о том, что присущая де­тям с синдромом дефицита внимания ги­перактивность может быть минимизиро­вана с помощью перечисленных мер с учетом индивидуальных особенностей (недостатков) ребенка.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте родителям и педагогам важно обратить внимание на следующие настораживающие моменты:

• левшество (леворукость);

• зеркальность написания цифр и букв;

• трудности запоминания;

• невнимательность, повышенная от-влекаемость, неспособность сосредото­читься;

• угадывающее чтение;

• при письме – пропуск гласных, за­мена букв, большое количество ошибок;

• неловкость в движениях;

• быстрая нервная истощаемость при нагрузках;

• прерывистое дыхание;

• «перескакивание» с макрописьма на микрографию.

Что же делать, если у ребенка наблю­дается хотя бы часть этих проблем?

Во-первых, усвойте одну важную акси­ому нейропсихологии – мозг очень пла­стичен и максимально восприимчив с рождения до 9—10 лет. Вовремя прове­денная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.

Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Необходимо верить в своего ре­бенка, и тогда вы ему сможете помочь.

В-третьих, необходимо как можно ско­рее обратиться к специалисту в области нейропсихологии. Он определит, какой отдел мозга испытывает дефицит, какая психологическая функция недостаточно развита.

Приведем еще один комплекс прак­тических советов для родителей «шустриков», выработанный психологами, за­нимающимися проблемой гиперактив­ных детей.

• При оформлении комнаты или угол­ка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, сто­ящий у ничем не украшенной стены, со­здают условия для концентрации.

• Если он сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в дан­ный момент мешает.

• Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, мозаикам, всевозможным настольным играм.

• Из занятий спортом выберите такие, которые помогают выплеснуть «лишнюю» энергию и одновременно успокаивают, например, плавание.

Перечень диагностических симптомов гиперактивных детей

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди в играх и различных ситуациях в коллек­тиве (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает не поду­мав, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных за­даний испытывает сложности (не связан­ные с негативным поведением или недо­статочным их пониманием).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавер­шенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтлив.

11. Часто мешает окружающим, при­стает к ним (например, вмешивается в игры других детей).

12. Иногда складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи (в детском саду, школе, дома, на улице).

14. Иногда совершает опасные дей­ствия, не задумываясь о последствиях, хотя приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппиро­вать по следующим направлениям:

—чрезмерная двигательная актив­ность;

—импульсивность;

— отвлекаемость-невнимательность.

Диета при гиперкинетическом синдроме

Продукты, от которых следует отка­заться при такой диете.

• Молоко, творог, молочные продукты.

• Кока-кола, многие фруктовые соки.

• Продукты из овса, включая мюсли и хлопья.

• Орехи и продукты из орехов.

• Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а также шоколад и крем из нуги и орехов.

Продукты, рекомендуемые для питания детей с гиперкинетическим синдромом.

Овощи: горошек, морковь, соя, капу­ста цветная (краснокочанная, белокочан­ная), брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы.

Салат: листовой.

Фрукты: яблоки, груши, бананы.

Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис.

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя.

Хлеб: пшеничный и ржаной, приго­товленный без молока.

Жиры: кисломолочное масло, марга­рины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима.

Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1—2 раза в неделю).

Напитки: неподслащенный чай, не­газированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг.

Приправы: йодированная соль.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

15. Стремись все делать как можно луч­ше.

Рекомендации по поведению личности в конфликтной ситуации

1. Сдерживайте отрицательные эмо­ции! Помните, что именно улыбка стирает их с лица.

2. Проявляйте выдержку и спокойс­твие в конфликтной ситуации.

3. Не втягивайте других людей в конфликт.

4. Не угрожайте оппоненту.

5. Не стремитесь доминировать в общении. Будьте диалогичны.

6. Используйте конфликт как тео­ретическую возможность выхода на новый уровень задач и взаимоотно­шений.

7. Обсуждайте проблему с точки зре­ния нужд и потребностей каждого.

8. Соблюдайте правила продуктив­ного слушания.

9. Думайте не только о том, что ска­зать, но и о том, как это сказать. Ис­пользуйте тактику вопросов.

10. Ищите добрые намерения за фа­садом недоброго поведения.

11. Создавайте взаимоотношения на равных – «власть с», а не «власть над».

12. Пользуйтесь «тактикой салями»,

разбив проблему на более мелкие и «удобоваримые» куски.

13. Владейте разными стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Используйте оптимальный для конк­ретного случая стиль.

14. Помните об «эффекте трех Д»: добросовестность, доброжелательность, доступность в общении.

15. Прощайте себя и других.

16. Конфликт – лишь маленький «кусочек социальной жизни». Отведите ему должное место. Будьте готовы об­щаться с тем, с кем еще вчера вы были в конфликте.

Родителям, если ребенок жалу­ется на то, что его дразнят

Никак не реагировать (игнори­ровать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» – зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обраща­ются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»

Отреагировать нестандартно.

Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы оп­ределенную реакцию (обиду, злость и т. д. ), необычное поведе­ние жертвы способно пресечь аг­рессию. Например, можно согла­ситься с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, та­кая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеять­ся вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников – он будет готов к этому.

„Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?» Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек ответил: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дру­жить». Это произвело такое впечат­ление на агрессора, что он извинил­ся и перестал обзываться.

Не поддаваться на провока­цию. За пятиклассником гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с востор­гом разбегались, а потом начина­ли снова. Мальчику было пред­ложено попробовать (в качестве эксперимента – такое предложе­ние всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бро­саться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволять собой манипули­ровать. Очень часто дети стремят­ся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Напри­мер, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку гово­рится, что он не делает что-то, по­тому что «трус», «размазня», ста­вя его таким образом перед выбо­ром: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и оста­нется в глазах окружающих «хлю­пиком» и «трусом».

Наверное, из всех ситуаций, свя­занных с обзыванием, эта – са­мая непростая. И здесь очень слож­но помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противо­стоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрос­лому человеку.

В этом смысле очень интерес­но обсудить с ребенком рассказ В. Ю. Драгунского «Рабочие дро­бят камень», в котором Дениска ре­шился в конце концов прыгнуть с вышки – но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.

Следует обратить внимание ре­бенка на то, что в каждой конкрет­ной ситуации необходимо не торо­питься, взвесить все «за» и «про­тив», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Ответить. Иногда полезно отве­тить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обид­чиком на равных

Отговориться. Согласно наблю­дениям М. В. Осориной, 5—9-лет­ним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку – своеобразную защи­ту от словесного нападения. Зна­ние подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без отве­та, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остано­вить нападающего. Последнее сло­во в этом случае остается за по­страдавшим.

Вот примеры отговорок.

1) Черная касса

Ключ у меня,

кто обзывается сам на себя!

2) Чики-траки стеночка!

(Ребенок рукой ставит преграду

между собой и обзывающим. )

3) Шел крокодил,

Твое слово проглотил,

А мое оставил!

4)Кто так обзывается сам так называется!

5)— Дурак!

Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным то­ном, стремясь свести все к шутке.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

■Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

■Не сравнивайте ребенка с окружающими.

■Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и при­нимайте его таким, какой он есть.

■Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

■Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

■Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

■Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

■Не предъявляйте к ребенку завышенных требова­ний. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

1 Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

■Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. И Используйте наказание лишь в крайних случаях.

■Не унижайте ребенка, наказывая его.

■ Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет

других значимых взрослых людей. Например, нельзя

говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает,

лучше меня слушай!»

Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущем­ленным.

Вартанова О. С. ,

педагог–психолог,

МБОУ СОШ № 13,

г. Калининград