Программа по педагогике и психологии для учащихся 11 класса. Ч. 1
Программа по педагогике и психологии для учащихся 11 класса. Ч. 1 Пояснительная записка
Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение – это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни.
Основной целью обучения является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, т. е. своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах (самопознание), о профессии, в том числе требованиях, которые она предъявляет к человеку и их соотнесение в процессе профессиональных проб.
Знания о профессии педагога, и что не менее важно отношение к ней, у учащихся формируются в процессе изучения курса , где они знакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. При этом ребята видят, что самый большой вклад учителя – это его собственная жизнь, его дело, а главным делом для большинства из педагогов было служение Отечеству.
Знания о себе учащиеся класса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно проводится работа, направленная на самопознание. Использование тестов, опросных методик позволяет ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств.
На занятиях по психологии рассматриваются требования, которые профессия учителя предъявляет к человеку осваивающему ее. Так изучая тему "Способности" ребята обсуждают вопрос о специальных способностях необходимых для профессии педагога. Темы, посвященные познавательным способностям, особенностям темперамента, характера дают не только теоретический материал, но и позволяют глубже познать себя, сопоставить требования профессии со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальная работа с учащимися позволяет намечать пути роста и развития личности, в том числе профессионального.
Большую роль играют практикумы, где учащиеся получают базовые сведения о профессиональной деятельности, где моделируются элементы деятельности, отрабатываются конкретные умения, определяется готовность к выполнению проб. Игровой практикум, оформительство, практикум по методике воспитательной работы дают учащимся теоретические знания и конкретные умения, которые они могут применить в ходе проб.
ЦЕЛЬ: ввести старшеклассников в мир учительской профессии, способствовать самоопределению, помочь осознать соответствие профессионального выбора личным особенностям
ЗАДАЧИ:
1) Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии;
2) На основе знакомства с историей российской педагогики, лучшими русскими педагогами развивать у старшеклассников интерес к профессии учителя, уважение к учителю состоящему на службе Отечеству;
3) Развивать представления о собственном "Я"; обучать элементам практической педагогики и психологии;
4) Создавать условия для формирования представления о себе как будущем профессионале.
Данная программа на 1год обучения. Программа предназначена для школьников 10 класса и построена с учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста.
Основными принципами обучения по данной программе можно считать следующие:
- гуманистическая ориентация программы (учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, создание условий для максимального раскрытия возможностей, способностей ребенка, диологизация процесса обучения)
- общественная направленность обучения (программа рассчитана на подготовку старшеклассников к жизни в обществе)
- творческий характер деятельности
- систематичность и последовательность обучения
- сотрудничество в процессе обучения
Основной организационной формой обучения является урок, на котором происходит объяснение нового материала, осмысление и закрепление, выполняются практические задания учащимися.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия включают в себя изучение теоретических вопросов и практическую деятельность старшеклассников.
На занятиях используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, коллективная деятельность учащихся. Курс педагогики и психологии предусматривает самостоятельную работу школьников: написание докладов рефератов, творческих работ, выполнение самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии. Практикум по методике воспитательной работы предусматривает занятия, где ребята могут получить практические умения в оформительстве, игровой деятельности. Большое место отводится профессиональным пробам: во внеурочное время ребята участвуют в организации и проведении различных школьных дел.
Для наиболее успешного усвоения школьниками программы используются следующие методы образовательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративные методы
– интерактивные методы
– методы проблемного обучения
– учебный диалог
– метод проектов
– игровые методы
В ходе изучения курса контролируется усвоение школьниками основных научных понятий: таких как человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание, развитие, социализация, познание, деятельность, сознание, способности, самосознание, самореализация и т. д.