Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: «Туристический поход по стране Числитинск» (6 класс)

Тема: «Туристический поход по стране Числитинск» (6 класс)

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»; научить учащихся правильно писать и произносить имена числительные, то есть соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала.

Задачи:

1. Обучающая

Знать:

– основные понятия об имени числительном;

– разряды и тип по строению числительных;

– правописание числительных с мягким знаком;

– особенности склонения отдельных числительных.

Уметь:

– применять основные понятия о числительном при морфологическом разборе, отличать имена числительные от других частей речи;

– определять разряд числительных и их тип по строению;

– в устной и письменной речи правильно употреблять Ь в числительных

– правильно склонять и произносить числительные;

2. Развивающая

Развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.

3. Воспитательная

Воспитывать уважение и любовь к русскому языку, взаимоуважение; формировать привычки считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, выработка навыка взаимодействия в группе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

(типология уроков по Ю. А. Конаржевскому)

Вид урока: урок-игра

Форма: групповая

Методы:

1. По источникам знаний (Д. О. Лордкипанидзе, Н. М. Верлизин, Е. Я. Голант):

словесные (беседа)

наглядные (таблица, поход)

практические (упражнения)

2. По дидактическим целям (В. П. Есинов):

подготовка к восприятию;

закрепление материала

3. По уровням познавательной самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов)

репродуктивный

Средства и приёмы обучения: карточки, ребусы, использование маршрутной карты, критерии оценок, таблица.

Подготовительный этап:

P Подбор групп «под лидера»

P Распределение ролей

P Выбор жюри (менеджеры по туризму)

Для проведения необходимы:

O Карточки с заданиями

O Призы всем участникам

O Ребусы

O Маршрутная карта

O Таблица «Имя числительное»

O Призы всем участникам

Продолжительность урока-игры – 80 минут

Ход урока

I. Предварительный этап: жюри и гости занимают свои места; жюри (далее менеджеры по туризму) получает ведомости (список класса, по вертикали– перечень конкурсов, заданий, в которых выставляется индивидуальная оценка; варианты заданий для групп и критерии выставления оценок по каждому типу заданий; шестиклассники проверяют свою «готовность к походу».

П. Вступительное слово учителя русского языка (далее 1 экскурсовод):

Уважаемые ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в туристический образовательный поход в удивительную страну. Это необычная страна, и в ней обитают необычные жители. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и счастливо вернуться на наш полуостров Ямал. Итак, с этого момента вы становитесь путешественниками, а я буду вашим экскурсоводом. Следят за нашим туристическим походом менеджеры по туризму. Они ведут чёткий учёт ваших действий. А затем сообщат результат нашей работы. Но перед тем как мы отправимся в путешествие, прошу заполнить маршрутные листы. Запишите число, а вместо «Классная работа» напишите «Маршрутный лист путешественника…» (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже).

Ш. Закодированное слово.

Экскурсовод: Перед нами стоит задача: необходимо отгадать волшебное слово нашей темы урока, то есть название страны, по которой нам придется путешествовать. Слово закодировано.

Ч И С Л Т Н К

893 75 129 53 19 561 11

(Даю примеры, вместо ответов учащиеся подставляют буквы. Получается ЧИСЛИТИНСК)

Экскурсовод:

Как без цифр нам жить? Не знаю.

Надо что-то подсчитать,

указать маршрут трамвая,

номер дома отыскать;

сосчитать голы в футболе,

урожай, созревший в поле. . .

В общем, что ни говори —

Мы без цифры – дикари.

Ребята! Сегодня вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

IV. «Весёлая разминка»

Экскурсовод:

Итак, мы отправляемся в туристический поход, а перед этим я хочу объявить всеобщий сбор туристических групп.

(Формирования групп проходило за 2 дня до урока, способом подбора группы «под лидера». В 3 группах было по 6 человек. Количество распределённых ролей соответствовало количеству учащихся)

Перед путешествием предлагаю произвести «Весёлую разминку»

1. Ответьте па вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме:

1). К какому склонению относится слово мама? (к первому).

2). Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным? (стол); буквы г– кучей сена (стог); буквы н– звуками, издаваемыми от боли (стон), буквы п-командой «остановись» (стоп)?

3). Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (два или двое)

4). Какой по счету в году месяц ноябрь? (одиннадцатый).

5). Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке А. С. Пушкина? (тридцать три).

6). Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (тринадцатого).

7). Сколько лет в одном веке? (сто).

8). Сколько лиц в названии главного города страны? (столица)

9). Назовите волшебное числительное многих сказок ( три).

Экскурсовод: Вы записали ответы на вопросы, а теперь мы с ними поработаем

1). Проверка.

2). Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (три).

3). Сколько слов с удвоенной н? (одно – одиннадцать).

4). В каких числительных только три буквы? (два, сто, три).

5). В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в

числительном (100 – сто)

(«Веселая разминка» прошла удачно. )

V. «Орфографический кладец»

Экскурсовод: Итак, все в сборе. Отправляемся в населенный пункт «Орфографический кладец». Чтобы добраться до этого населенного пункта, нам необходимо выполнить следующее задание: я показываю вам на карточках числа (можно примеры – интеграция с математикой), а вы должны записать цифры словом в именительном падеже в ваших маршрутных листах.

Минус девятнадцать, семь, минус восемьсот девяносто, минус семьдесят четыре, пятьдесят шесть, семьдесят, минус шестьдесят пять, минус восемьдесят, шестнадцать, минус одиннадцать, минус восемнадцать, пятьсот двадцать один, восемь, шестьсот тринадцать.

VI. Взаимопроверка»

Экскурсовод:

После трудного похода нам необходим привал. Привал называется «Взаимопроверка». Вам нужно проверить словарный диктант у своего товарищ (в группе обеспечивает равное участие координатор ) и поставить оценку. Критерии смотрите на доске. (Прилагается)

VII. «Волшебный сад».

Экскурсовод:

А теперь мы пойдем по карте в «Волшебный сад».

Цветы, как люди,

На добро щедры.

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Прошу организаторов и иллюстраторов групп подойти ко мне. Нам попался цветок. На нем есть лепесточки, а на каждом лепесточке есть вопрос по теме «Имя числительное». Организаторы отрывают лепесточки, читают и отвечают, а иллюстраторы приводят примеры. (По три вопроса каждой группе)

Вопросы:

1. Что такое имя числительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте).

2. Какие числительные отвечают на вопрос сколько? (количественные )

3. Какие числительные отвечают на вопросы какой? (какая? какое? какие?)

(порядковые)

4. Какие бывают числительные по составу? (простые и составные)

5. В каких числительных пишется Ь в середине числительных (от 50 до 80, от 500 до 900)

6. В каких числительных пишется Ь на конце числительных (от 5 до 20 и 30)

7. Какие особенности склонений 40, 90 и 100? (И. , В. , – сорок, девяносто, сто; Р. , Д. , Т. , П. – сорока, девяноста, ста)

8. На какие разряды делятся количественные числительные? (целые, дробные, собирательные) Как они изменяются? (изменяются по падежам)

9. Как изменяются порядковые числительные? (по родам числам и падежам)

(Менеджеры по туризму заносят результаты в сводную ведомость).

Экскурсовод: После трудного путешествия предлагаю сделать физкультминутку.

Физкультминутка:

Дети с палками идут,

Ровно палки все несут,

Раз, два, три, четыре!

Палки дружно положили,

Стали бегать и скакать.

Ну, довольно палки взять.

Снова с палками идут,

Ровно палки все несут.

Раз, два, три, четыре!

Палки дружно положили,

Снова бегать и скакать.

VIII. «Загадочка»

Экскурсовод: Впереди у нас населенный пункт «Загадочка». Мы должны решить ребусы. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:

1 очка (одиночка) 1 бор (разбор) ш1а (школа) 1ос (колос)

по 2 л (подвал) 2д (парад) с3ж(стриж) 3ко (трико) :

па3от (патриот) 40а (сорока) 100лб (столб)

(Работа фиксатора и репортёра)

IX. «Болото тайн»

Экскурсовод:

Ребята, мы неожиданно попали в «Болото тайн» и сможем продолжить туристический поход, если выполним следующие задания: (записано на доске) Необходимо просклонять по падежам числительные

1 группа: Две пятых

2 группа: Восемьдесят (автобусов)

3 группа: Пятеро (туристов)

(Дифференцированный подход) (Взаимопроверка)

X. «Заморочки из рюкзака»

Экскурсовод: А теперь на карте у нас привал «Заморочки из рюкзака»

Ребята! Бывает частенько, что слово одно.

Но очень по-разному служит оно. . . (В. Суслов)

Имя существительное отвечает на вопрос (кто? что?). Имя прилагательное (какой? чей?). Имя числительное (сколько? какой?). Глагол (что делать? что сделать?). А ещё вспомните синтаксическую роль числительных в предложениях. Какими членами предложения являются числительные? (числительные могут быть различными членами предложения).

1 группа:

Запишем слова и определим части речи: Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сто (деревьев). Столетний (дуб): (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом)

2 группа: Запишем и найдём в этом стихотворении числительные и существительные, обозначающие число:

Шёл по улице отряд –

сорок мальчиков подряд:

раз,

два,

три,

четыре,

и четыре

на четыре,

и четырежды

четыре,

и ещё потом четыре.

…А на площадь

повернули,

а на площади стоит

не компания,

не рота,

не толпа,

не батальон,

и не сорок, и не сотня,

а почти что

МИЛЛИОН!

3 группа: Разберите предложения по членам предложения:

Трижды три – девять.

Семеро одного не ждут

Первый блин комом.

Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

Работа с карточками (для коллективной работы в группах) (Прилагается)

XI. «Освежающий колодец».

Наконец – то, мы выбрались из болота, разобрали «заморочки» из рюкзака. Не мешало бы освежиться. Посмотрите впереди «Освежающий колодец». И здесь мы выполним с вами такую работу. Задание состоит из двух частей (выполняют разные ученики) Работа координатора.

1 группа: Дописать окончания имен существительных (работа проводится в группах коллективно)

К Восьмому март. . . мальчики нашего класса приготовили небольшой концерт. К знаменательной дате Девят. . . мая были приглашены в школу ветераны Великой Отечественной войны. Нам необходимо вернуться домой к первому сентябр… .

2-тысячный год, 100-миллионный, 125-миллионный,17-миллионный. Сформулируйте правило.

2 группа: Просклоняйте слова полтораста (страниц)

3 группа: Вставьте пропущенные буквы

В об…их руках, на об…их континентах, из об…их озёр, с об…ими мальчиками, у об…их девочек.

С числительными два (две) соедините слова стороны, сковороды, строки, головы, железы.

Для всех групп: произвести морфологический разбор имени числительного (Работа инструктора)

XII. Подведение итогов

Экскурсовод:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Давайте, ребята, подведем итог. (Что узнали? Чему научились? Что было главным? Что вызвало наибольшее затруднение?)

Пока менеджеры – предприниматели по туризму подводят итоги нашей работы, предлагаю каждой группе проявить творчество: придумать и разыграть сценки, используя числительные: 2,3,4,5. (Работа в группах)

Слово предоставляется менеджерам по туризму, которые наблюдали за нашим путешествием по стране Числитинск и фиксировали результаты нашей работы. Награждение групп в следующих номинациях «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая весёлая команда». Вручение подарков.

(Зачитываются результаты с учётных листов. Выставляются и объявляются оценки).

На этом туристический поход подошел к концу. Спасибо за работу. (Маршрутные листы сдаются и выставляются оценки индивидуально каждому учащемуся. Таким образом, каждый ученик получает от 3 до 5 оценок по теме, выводится итоговая. Ребята получили массу удовольствия от весёлой игры-путешествия)

XIII. Домашнее задание: напишите письмо родным, мини-сочинение о нашем походе. Не забудьте использовать числительные.

В. М. Самусь, МКУОШИ "Мыскаменская школа-интернат С(П)ОО", п. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало-Ненецкий АО

Метки: Русский язык